Обзор Вивисектор: Зверь внутри
Разработчик: Action Forms
Издатель: 1C
Жанр: FPS
Похожие игры: Serious Sam, FarCry, Painkiller
Количество дисков в оригинальной версии: 2CD
Минимальные требования: 1 MHz, 512 MB RAM, 64 MB VRAM, 3 GB Free Drive Space
Рекомендуемые требования: 1.8 MHz, 768 MB RAM, 256 MB VRAM, 3 GB Free Drive Space
Вивисекция (от лат. vivus — живой и sectio — рассекание) — живосечение, выполнение операций на живом животном для изучения функций организма, действия лекарств, веществ, разработки методов хирургического лечения и т. п. Звучит страшно, не правда ли? Забавно, что "какая-то там" компьютерная игра подняла проблему, про которую все как бы не в курсе. Сквозь показную жестокость процесса, при помощи сюжетной линии, проступает все та же просьба людям задуматься над тем, во что мы превращаем этот мир и какими средствами выживаем сами. Расстреливая изувеченных операциями животных в "Вивисекторе", почему-то не испытываешь к ним ни ненависти, ни злобы. Каким-то образом разработчикам удалось создать необходимый эмоциональный фон, и зверей просто становится жалко, а за свои действия — немножечко стыдно.
Обнажая кости
Студия Action Forms является одной из старейших компаний по созданию игр на постсоветском пространстве. В 1997 году вышел их дебютный шутер под названием Chasm: The Rift, в котором впервые в индустрии была реализована так называемая "расчлененка". Теперь же разработчики решили пойти еще дальше. Они полностью отказались от отстреливаемых сегментов, составляющих тело, и сконцентрировались на том, чтобы пуля вырывала куски мяса точно по месту попадания. Если в DOOM3 мы впервые смогли увидеть, как пулевые отверстия отрисовываются там, где надо (и даже оставляют царапины при касательном ранении), то в "Вивисекторе" с тела человека или животного можно полностью сорвать кожу и мясо, обнажая скелет. Смотрится этот эффект внушающе. Особенно в "сэмовские" моменты, когда враги бегут на игрока толпами и получают из пулемета куда ни попадя. Мясо так и летит в разные стороны, а у ног шлепаются обгрызенные косточки.
Правда, с этим разработчики "слегка" перемудрили. По сюжету потом объясняется, почему обыкновенная пуля, хоть и разрывная, выдирает из животных куски плоти (типа, синтетическое хрупкое мясо), а они продолжают двигать (типа, механизированный скелет). Но как же это применить к бедным солдатикам, что продолжают преследовать игрока, даже потеряв половину собственного веса? Чудеса, да и только.
Первое, на что обращает внимание играющий при встрече с животными — это мех. Да, это первая игра, где наши враги имеют на теле густую пушистую растительность, из-за чего их не столько расстрелять хочется, сколько погладить. Особенно удались модели четвероногих, и в частности — пантеры- невидимки, чей хвост показывается на глаза лишь в момент нападения. Но недолго нам позволяют наглядеться на этих товарищей. Очевидно, из соображений политкорректности, тушки быстро растворяются в воздухе, не позволяя начинающим расчленителям издеваться над трупами.
Изливаясь ядом
Первый взгляд на "Вивисектор" будит устойчивые ассоциации с еще одним украинским шутером — Venom. Те же серые тусклые краски, грустное небо над головой и редкая растительность. Конечно, игра базируется на доработанном движке от Carnivores (самый известный проект Action Forms), но сходство пугающее. Его попытались слегка загримировать косметикой из модных спецэффектов, но даже они не способны скрыть давящей технологической отсталости проекта. Из современного здесь только шикарный инверсионный след за летящими ракетами да дрожание воздуха над огнем. Вода в реках и озерах смотрится приемлемо только при значительном удалении. При приближении... помилуйте! А где же шейдеры?! Где волны?! Где?!... Да, избаловал нас FarCry, ой избаловал. После него отсутствие bump-mapping'а там, где он должен быть, выглядит по меньшей мере странным. Зато существует и обратная сторона у этой потемневшей от времени медали — игра абсолютна не требовательна к системным ресурсам.
Забавно, но при всем при этом "Вивисектор" иногда показывает впечатляющие виды. Там, где схалявили программисты, пришлось отдуваться дизайнерам. Именно эта процедура называется емким, "выжимали все соки". Уж что-что, но дизайнерская работа вытягивает этот проект из бездны и заставляет иногда аплодировать. Редко — стоя. Они старались, как могли, разнообразить локации и менять динамику игрового процесса. Странные иррациональные конструкции, заводы, гроты, вокзальная станция, поезд, развалины — многое застревает в памяти после прохождения. Только вот начало не удавалось. Первые уровни пугают случайных пользователей бедными ландшафтами и телепортирующимся куда ни попадя зверьем. Топаем вперед, "любуемся" на косой дождик и лес из трех деревьев, чертыхаясь, стреляем в разные стороны, хватаемся за голову, раз от разу попадая в клетку (странная задумка), и пытаемся убегать от все прибывающих гиен, тигров, львов и пантер, разыскиваем взглядом горилл, закидывающих нас гранатами, и удивляемся их невиданной точности. Это начало, к нему сложно привыкнуть и оно отнюдь не радует. Но со временем игровой процесс выравнивается, становится жестче, мяснее и битва, предваряющая выход первого босса, уже проходит с бурлящим в крови адреналином.
Методология
Да, враги здесь не любят гулять по одиночке. Встречаются и такие моменты, когда взгляд с ужасом упирается в десятки бегущих навстречу животных, а руки неуверенно щелкают по клавишам, пытаясь выбрать наиболее оптимальное оружие. Выбор осуществить сложно — на каждой кнопке висит по две смертоносные игрушки, надо сказать, плохо сбалансированные, поэтому выбор часто определяется количеством имеющихся патронов. Ножи, пистолеты, автоматы, дробовики, пулеметы, винтовки, бомбы, ракетометы и даже что-то вроде плазмогана и BFG из DOOM — впечатляющее разнообразие и не только с эстетической точки зрения.
Перезаряжаться в "Вивисекторе" не приходится, иначе вряд ли удалось бы так легко продираться сквозь уровни. Зато, в отличие от того же Serious Sam и Painkiller, есть показатель разброса пуль, диссонирующий с общей аркадностью... Вообще-то здесь все со всем диссонирует. Иногда даже складывается ощущение, что разработчики не смогли до конца определиться, какую игру они делают, в каком стиле и с каким, в конце концов, геймплеем. То, что в игре можно найти похожие моменты от Serious Sam (телепортирующиеся агрессивные толпы), FarCry (двуногие противники) и Painkiller (запирание в пределах локации) — понятно. Благо, большие пространства располагают к характерному процессу, и тут уж приходится или снайперской винтовкой против наемников воевать, или с автоматом убегать от прытких лесных жителей. Но когда дошел до типовой сцены из Call of Duty, прокатился на машинке, отстреливая выскакивающих из лесов животных, и неожиданно оказался в окопах а-ля Вторая Мировая с плюющимися огнем дзотами, даже как-то обидно стало. Нет, сцена захватывающая и добротно сделанная, но адекватному ее восприятию мешает противный такой запах от известной парфюмерной китайской конторы "Копи-Пасте".
Секрет полноценного успеха для "Вивисектора" был прост — вырезать неудачные и вялые моменты, склеить оставшиеся добротно реализованные, и получился бы на самом деле выдающийся шутер, хоть и короткий, хоть и с плохой графикой. То ли жалко было отправлять месяцы работы в утиль, то ли не заметили разработчики огрехов, но игра получилась очень неравномерной. Отличные эпизоды здесь перемежаются с тягостным блужданием по серым коридорам и перестрелками со спецназовцами. Если в FarCry схватки с последними были интересны из-за их выдающегося интеллекта, то здесь они обладают орлиным зрением и звенящей пустотой в голове.
Четвероногие питомцы со временем перестают выпрыгивать из порталов. Им на смену придут двуногие леопарды-волки с оружием в руках (Придут, слышите?! Никакой телепортации!!!). И "Вивисектор" начинает доставлять немалое удовольствие, иногда щедро отвешивая оплеухи в виде глюков. Так что не забывайте сохраняться, а то тут под землю проваливаются ящики с боезапасом, звери и даже боссы. Ближе к концу и я сам обрел эту уникальную способность — прошлось возвратиться к древнему сохранению.
Отдельной строкой стоит упомянуть местных боссов. Они неопасные, зато огромные и очень красивые. С трудом удается подавить желание не засматриваться, открыв рот, на топающие на сближение образины.
Награда за кровь
В последнее время в шутеры стало модно вводить инородные элементы. Особенно часто достается ролевому — т.е. возможности прокачивать способности героя. В "Вивисекторе" решили не обойти вниманием модную тенденцию, и теперь за убийство врагов и за исследование территории нам начисляются очки опыта, которые затем тратятся на улучшение четверки своих умений. Скорость, там, поднять или количество здоровья — все как обычно. По- другому дело обстоит с набиранием этих самых очков. Если просто стрелять в толпу без разбору, то много не заработаешь, а вот если ножичком кого порезать, выстрелом снять много мяса или убить как можно больше за как можно меньшее время — "зарплата" резко повышается.
С одной стороны опечалило, а с другой понравилось, что в этой игре вообще не надо думать. Для очистки совести надо признать, что в игре есть пара интересных... нет, неверное слово, неожиданных (!) загадок, о которые предстоит долго молотить лбом, пока методом тыка не находится правильное решение. В остальных случаях следуем за путеводными маяками, которые не угасают, пока по месту прибытия не сделать все необходимое (к примеру, повернуть три рубильника). Но случаются и проколы: если один из этих маяков пропустить, то уровень просто не заканчивается и приходится пилить обратно, чтобы пройти мимо зеленого столба, гордо устремленного в небо.
Остров доктора Джигарханяна
Но надо помнить, что "Вивисектор" — это в первую очередь сюжетный шутер. История, на которую нанизываются долгие часы игрового процесса, увлекательна и необычна. Здесь есть над чем подумать, и есть скриптовые сценки, вызывающие желание пересматривать их снова и снова. Как я уже отмечал, игра очень эмоциональна, поэтому главное — поймать транслируемую разработчиками волну и дать пинка под зад собственному цинизму. Первоначальная история с попаданием на странный остров, где ошалевшие от страха спецназовцы планомерно вырезаются вышедшими из-под контроля супер-солдатами (хотя, правильнее было бы окрестить их супер-зверятами), вызывает стойкую ассоциацию с FarCry. Есть доктор, есть эксперимент, есть результаты эксперимента, что носятся по лесам и вынюхивают сладкий человеческий запах. Только все не так просто, и древняя повесть "Остров доктора Моро" Уэллса разворачивается совершенно в ином направлении. Но до этого приходится мужественно терпеть и с надеждой смотреть на коробочку, обещающую "динамичный, жесткий, бескомпромиссный 3D-action". Обещания сбудутся спустя несколько часов, а пока приходится довольствоваться отличным звуковым сопровождением, куда входят музыка, амбиент и, конечно же, озвучивание ролей.
Вивисектор является первой "нашей" игрой, в создании которой принимали участие действительно профессиональные актеры. Разработчикам каким-то чудом даже удалось заманить на одну из основных ролей Армена Борисовича Джигарханяна. Его талант и неподражаемый голос сделали невозможное — даже классическая фраза злого гения "Я и есть бог!" в его исполнении обрела вторую суть. Бог получился ужасно уставшим от собственного могущества и немножечко грустным.
Кроме того, в обязательном порядке следует упомянуть Дмитрия Певцова (главный герой), Дмитрия Пучкова более известного в народе под партийной кличкой "Гоблин" (боевой товарищ главного героя) и Никиту Джигурду, подарившего свой "рычащий" голос царю зверей (обязательно посмотрите на обложку — это именно он потрясает мертвым телом спецназовца).
Когда о проекте было известно совсем чуть и приходилось довольствоваться только игровыми скриншотами, демонстрирующими пушистых зверюшек с огромными ранами, я поинтересовался у разработчиков, с какой стати они так ненавидят животных. Ответ меня удивил: "Мы не любим людей, которые на пути достижения собственной цели готовы переступить через трупы других, и даже купаясь в крови, они не задумываются о цене своих поступков". Тогда это звучало слишком напыщенно, но теперь, после знакомства с игрой, многое стало понятно. Потому что здесь нашими врагами на самом деле являются не звери и не человек, что их создал — этот бедный старик лишь выполнял чужие приказы. Именно люди, что чужими руками загребают жар из огня, в конце концов попадают под перекрестье нашего прицела. А животных просто по-человечески жалко.
Оценка: 8
Вывод: Армен Джигарханян после ознакомления со сценарием сказал следующее: "Тут просто философия. Это будет не слишком сложно для детишек?". На самом деле, "Вивисетор" в первую очередь не шутер. Как шутер он держит планочку чуть выше среднего, иногда вызывая восторг, но только иногда. Зато здесь много слов, мыслей и сюжетных решений, обволакивающих шероховатости процесса и сглаживающих особо острые ляпы. Хорошая задумка, которая получила не лучшее, с технологической точки зрения, воплощение. "Вивисектору" не помешало бы оперативное хирургическое вмешательство. Удалить все лишнее, выполоть глюки, настроить баланс, подправить физику, подретушировать графику — и игра не вызывала бы столь неоднозначной реакции. Будем надеяться на волшебного джина по имени Патч, но и его возможности не безграничны.
Lockust