Обзор Ведьмак 3: Дикая охота
Разработчик: CD Projekt RED
Издатель (в СНГ): СофтКлаб
Жанр: action/RPG
Похожие игры: серии «Ведьмак» и The Elder Scrolls
Минимальные системные требования: Core i5-2500K 3,3 ГГц или Phenom II X4 940, 6 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon HD 7870, 40 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Core i7-3770 4-Core 3,4 ГГц или FX-8350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 770 или Radeon R9 290.
Возрастной рейтинг: 18+
На «Ведьмака 3» возлагали большие надежды, и все эти надежды полностью оправдались – в компьютерных играх такое происходит далеко не всегда. Теперь можно присоединить свой высший балл к немалой коллекции заслуженных игрой наград и не тянуть резину из лестных эпитетов. Кому вообще нужны все эти «драйвово», «атмосферно», «увлекательно»? В каждом обзоре удачной игры одно и то же. Вроде ты и хвалишь игру, а между строк как будто говоришь: опять то же самое, типичный «три А». Иногда так хочется сказать, что игра трагическая или лирическая, или проникнута пониманием души настоящих, живых людей… но таких игр не бывает.
Цири выросла вся в приемного отца: тоже седая, тоже со шрамом.
Кто родился в книге, не обязан в ней умирать
У нас ведь как принято делать игры: метим в рейтинг Teen – делаем мультяшную кровь, метим в Mature – добавляем брутальности. В остальном рецепт приготовления сохраняется, поскольку все ААА-игры рассчитаны на самую широкую аудиторию. Никого не волнует, что в твои 25-30 лет у тебя образование, семья и дети, что тебе априори не может быть интересно то, от чего в восторге 17-летние школьники. Не нравится – твои проблемы, не играй. Это все, разумеется, под разговоры, что игры – новый вид искусства, ничуть не хуже кино, театра и литературы.
И пока игровые Шекспиры и Достоевские почему-то заставляют себя ждать, «взрослым» называется всякий отмороженный треш из мира бандитов или извращенцев. Оно понятно, что такие игры не для детей, но все же не надо путать возрастной рейтинг и целевую аудиторию.
Мини-карта подсказывает не только направление, но и тропы - идя напрямик, недолго сломать себе шею.
Серия «Ведьмак» начинала точно таким образом: грязь вместо реализма, секс вместо любви, расчлененка вместо ненависти. Да, все было тоньше, чем у современников, умнее, атмосфернее – но это только на благосклонный взгляд ценителя. Была и другая точка зрения, что «Ведьмак» – такая RPG, где можно пить до отключки, трахать и резать все живое. Вот этой карикатуре, в основном, и подражали в так называемом «грязном фэнтези». Тем более что Сапковский в своем многотомнике давал игре десять очков форы во всех видах чернухи.
И вы спросите: а что плохого в грязище и кровище? Особенно когда драйвово, особенно когда атмосферно? Отвечаю: решительно ничего плохого нет. Вот смех под фонограмму в комедиях – в нем ведь тоже ничего плохого нет. Но его наличие означает одно из двух: либо комедия такая бездарная, либо зритель такой тупой. Вот и со зверством в играх то же самое, только с противоположным знаком. Если твой каскадер первый раз взял в руки меч, и анимация получилась «вырви глаз» – смело дорисовывай брызги кетчупа, будет «крутая боевка». Если твои персонажи деревянные, ты их сам не можешь запомнить – припиши им какие-нибудь детские травмы, пороки и извращения. Если твой сценарист сочинил ахинею про Избранного и Артефакт – не беда. Убей пару родственников героя, добавь сцены геноцида и предательства – «реализм без прикрас» готов.
Выбор между Трисс и Йеннифер окажется совсем не таким драматичным, как ожидали.
Но дело не только в том, что игрок (а равно зритель, читатель) никакой реальности в этом гротеске не видит и рано или поздно перестает себя в этом обманывать. Проблема в другом: художник тоже не может себя вечно обманывать. Он должен решать: или он потешает публику, тогда его герои – марионетки, а произведение – пародия. Или он все-таки любит своих героев, считает их живыми, а значит, не может над ними издеваться и опрощать. И теперь я скажу главную крамольную мысль: что А. Сапковскому на своих героев было плевать, они для него были куклами батлейки. Это не значит, что он плохой писатель, просто для него было важно другое: пацифизм, политическая сатира и так далее. А Геральту можно отрезать ухо, Цири можно накачивать наркотой без всякой надобности для сюжета, просто чтобы развлечь читателя. Впрочем, автор в своем праве.
Но для CD Projekt RED все, что касалось вселенной, изначально было предметом особого почтения. Только бы не сломать, только бы соответствовать духу. И случилось удивительное: в их руках те же герои вдруг ожили и потребовали к себе совсем другого отношения. Вот это внутренне, неочевидное изменение намного важнее для всей вселенной ведьмаков, чем любые апгрейды движков. И я не могу сказать, в какой еще высокобюджетной ролевой игре столько внимания уделено подлинности, какую еще из них можно обсуждать в таких категориях.
Геральт не постарел. Если навещать парикмахера, можно выглядеть очень молодежно.
Чтобы поговорить по душам, нужна душа
В «Ведьмаке 3» вы не играете за Геральта, вы им становитесь. С одной стороны вам дана полная свобода – все-таки открытый мир, а с другой стороны этот мир таков, что просто обязывает стать угрюмым снаружи и добрым в душе охотником на чудовищ. Для большинства людей вы чужак. Насмешки стражников, страх крестьян – это неизымаемый фон, как воздух, которым приходится дышать. Потом вас сталкивает судьба с неравнодушным человеком – и здесь все наоборот. Кажется, что у персонажа нет дна: разматывается клубок его жизни, вы начинаете как-то помогать, подвохам и «вторым слоям» нет числа. Не сопереживать невозможно. Иногда вы получаете настоящего друга, которого рады будете встретить после. Чаще у историй трагический финал, и можно бесконечно думать, насколько ваши решения были правильными.
Глубокие характеры требуют соответствующего исполнения. В «Ведьмаке 3» невозможны персонажи-клоны или проходные диалоги. Даже у торговцев и кузнецов уникальные реплики. К главным ролям особый подход: уже по внешности видно, с кем ты имеешь дело. Постановка камеры, мимика, озвучка – все имеет огромное значение. При этом никогда не ощущаешь себя пассивным слушателем. Стоит потерять внимательность, начать «плыть по течению» – и задание закончится совсем не так, как вам хотелось бы. Убеждение знаком Аксий и решения на скорость даже не в счет. Нет и чувства, что вас намеренно водят за нос фальшивыми «неожиданными поворотами». Как в хорошей постановке, если вы не можете предугадать следующее действие, то вам позволят его предчувствовать.
В начале игры можно указать, какие решения вы принимали в "Ведьмаке 2". Вы ведь встретите знакомых персонажей.
Хорошей идеей оказалось взять из славянской мифологии не только монстров, но и целые сюжеты. Хотя именно отсылки к славянским народным сказкам принесли известность Геральту, но поздние книги и предыдущие игры были куда более вдохновлены классическим западным фэнтези. А ведь что может быть проще, чем взять из фольклора целиком историю с участием чудовища и превратить ее в квест? Добавляется масса деталей: как и почему монстр появляется, чем его отпугнуть. Выясняется, что не всех существ нужно сразу убивать: с какими-то можно и поговорить, а с другими – даже заключить сделку. Это вызывает совершенно новый интерес к происходящему, сродни книжному, когда в описываемом чувствуется… культурный опыт что ли.
Неизбежным следствием стало погружение в язычество, и создатели игры вполне осознавали, что по своей отмороженности огнепоклонники, друиды и прочие богини-матери далеко обходят любой постмодернистский треш. И вот когда в этой среде оказывается Геральт с этикой человека нашего времени, начинают по-новому играть вопросы меньшего зла и нейтралитета. Вплоть до того, что понимаешь разумность отказываться от некоторых поручений. Ну в какой еще игре вы добровольно захотите отказаться от квеста?
Тем более, что прямой связи между способом выполнения задания и наградой нет. Основным вознаграждением будет узнать конец истории, а деньги, оружие и опыт проще получить, исследуя открытый мир «Ведьмака 3».
Рисованные пояснения к сюжету были хорошей идеей первого "Ведьмака". Теперь их вернули.
А каким ведьмаком стали бы вы?
Почувствовать восторг от пребывания в открытом мире впервые удалось в серии The Elder Scrolls. Затем идея была значительно дополнена играми Gothic. А потом случилось странное: после 2006 года стало очевидно всем, что современная ролевая игра должна быть именно трехмерной, в открытом мире и с элементами экшена. На первый взгляд так и произошло, но при более близком знакомстве с очень громкими ролевыми хитами последних лет становится очевидно, что никого мира там нет. Есть большие, открытые, часто красивые локации, которые совершенно пустынны и неинтересны для исследования. Можно перемещаться по ним от задания к заданию, любуясь видами, а можно не по ним с помощью маркеров на карте – оба варианта по существу оказывались равноценными. Открытость мира была только данью моде, и новая волна этой моды вызывает сильную настороженность.
Но создателей «Ведьмака 3» явно вели другие мотивы. Свободные для исследования пространства являются органичной частью игры, не давая ей превратиться в интерактивный фильм. Дело в том, что если попытаться двигаться строго по сюжетной линии, Геральт начнет отставать по уровням от противников, и у него закончатся деньги – огромные суммы уходят на починку вещей. Но если основательно побродить по округе, найдутся десятки кладов, тайников, бандитских стоянок, а в придачу места силы, которые теперь не просто усиливают знаки, но и дают очки развития. Конечно, вся эта вкуснота охраняется, и ее еще нужно найти, но тут вам будут в помощь доски объявлений или подслушанные диалоги.
Не забывайте, что Геральт не единственный ведьмак на континенте.
То, что в «Ведьмаке 3» считается просто случайной встречей, в другой игре могло бы сойти за полноценный квест: уничтожить гнездо монстров, очистить заброшенную деревню, обследовать могильник. Поэтому странствовать в поисках удачи можно часами, совершенно не утомляясь однообразием, пока не упретесь в Серые горы, где водятся драконы, а золота, как известно, нет. Особняком стоят контракты на убийство чудовищ. Это в первую очередь детектив, а только во вторую – тяжелая битва. У Геральта есть «ведьмачье чутье» – поистине незаменимое новшество «Ведьмака 3», позволяющее читать следы, находить улики и, в конечном счете, разбираться в повадках монстров не хуже самого ведьмака. Без предварительного расследования битва с монстром просто невозможна, но и без подходящего оружия и эликсиров справиться будет крайне тяжело. Где расследование – там увлекательная предыстория, а где алхимия и ремесло – там поиск ингредиентов.
В последнем сделано несколько поблажек игрокам, чтобы избавить от рутины. Бомбу, масло или эликсир можно смешать в любую минуту, даже прямо в битве, а для восстановления их запаса не придется заново бегать по округе в поиске трав – хватит и крепкого спирта. Ненужный хлам можно разбирать, получая компоненты для ремесел. Это избавляет от тотального грабежа, тем более что стражники теперь следят за сохранностью скарба.
Некоторые заброшенные поселения восстановятся, если очистить их от монстров.
Наконец, множество запоминающихся ситуаций возникает спонтанно. Например, вам нужно поднять предмет со дна реки, а в ней утопцы. В жизни Геральт не боялся утопцев, но и драться под водой его не учили. Или вас застала ночь на проклятом острове. Можно отдать концы в бою с толпами трупоедов, а можно сделать то же самое буквально, добежав до лодки. Монстры стали гораздо более разнообразными и непредсказуемыми, а на их агрессивность влияет как время суток, так и погода. Геральт же научился прыгать и лазать по скалам, а также сражаться верхом в седле – что, кстати, бесконечно удобно против пеших людей. А все вместе это создает обстоятельства, в которых вы непременно будете попадать в ваши собственные, не придуманные разработчиками приключения.
Необязательного контента очень много. Тут и побочные задания, ничем не уступающие сюжетным. И полноценная карточная коллекционная игра гвинт. Поиск редких ведьмачьих рецептов, кулачные бои, скачки. Едва ли при создании игры предполагалось, что вы будете проходить все это. Скорее выберете ту часть, которая интересна лично вам, сыграете такого Геральта, каким именно вы его себе представляете.
Пристегнутый к седлу трофей дает значительные бонусы в битве.
С художественной стороны «Ведьмак 3» тоже удивительно хорош. Да, современность графики – понятие преходящее, а все-таки понятно с первого взгляда, когда художник видел своими глазами, в жизни, настоящие тропинки, болота, гнущиеся на ветру деревья и грозу на закате дня.
Область применения боевого гопака, или ведьмачьи техники – в массы
Боевая система практически неизменной пришла из «Ведьмака 2». Она довольно красива: у CD Projekt RED отменные каскадеры, а движок запросто организует вам расчлененку или брутальное добивание. Только со стороны управления все намного прозаичнее: 95% битв – это закликивание быстрой атакой плюс кувырок или его более аккуратный аналог – пируэт. А зрелищные прыжки от цели к цели на практике, к сожалению, часто оказываются неуправляемыми.
Можно судить CD Projekt RED за это, ведь у них было 4 года на доработку боевки, и в демо-роликах нам показывали заметно более осмысленное фехтование. Можно не судить, поскольку те самые 5% оставшихся битв непроходимы без тактики, внимательности, а также силового стиля, блока и знаков. Не забываем и про подготовку к битве, и про всякие дополнительные условия, уникальные способности боссов. Что и говорить: сражения разнообразные и не дают расслабляться.
В горящих зданиях можно задохнуться даже вернее, чем сгореть.
Но давайте не будем уходить от вопроса о том, утерла нос CD Projekt RED своим конкуренткам или просто умело выкрутилась из общей для жанра проблемы. Ведь рядом множество других action/RPG предлагают те же кувырки и контратаки, метание кинжалов и бомб, даже более существенную магию, а зачастую – полноценный стелс и стрелковое оружие. Но у них нет знаменитой вселенной, фанаты которой сходили бы с ума от знака Аард и серебряного меча – поэтому критикуют эти игры не в пример строже. Даже прошлогоднюю Shadow of Mordor чаще обвиняли в плагиате, чем хвалили, хотя технически ее боевка во всем лучше «ведьмачьей».
Поэтому отдадим должное «Ведьмаку 3» за целостность, за прочную связь сюжета и геймплея, за бесконечно крутой образ Геральта, но воздержимся от комплементов там, где они не заслужены. Геральт – охотник, а не фехтовальщик и тем более не маг. У каждого свое призвание.
Радости:
- Сюжет
- Задания
- Открытый мир
- Графика
Гадости:
- Некоторые недочеты управления, баланса и стабильности
Оценка: 10
Вывод:
А. Сапковский переосмыслил детские сказки в формате 18+. CD Projekt RED переосмыслила Сапковского в формате 25+. Это может стать началом нового витка развития не только компьютерных RPG, но и всех молодых направлений массовой культуры, которые сегодня остаются слишком подростковыми. Безусловный успех «Ведьмака 3» стал залогом такого развития.
Обзор написан по ПК-версии игры
Anuriel
В правильном переводеСерия «Ведьмак» повзрослела, но это не значит, что она стала воплощением интеллигентности. Даже наоборот: теперь и в тексте, и в озвучке встречаются матерные слова. Но это тот случай, когда вся грубость приходится к месту, а не чтобы поразить игрока неформатностью. Сохранилась и традиция «пасхальных яиц». Например, в Новиграде вы встретите оружейника Хаттори, который перестал ковать мечи и зарабатывает на жизнь приготовлением… нет, не суши, а вареников. |
Не без изъянаНаша высокая итоговая оценка не означает, что «Ведьмак 3» безупречна. Какие-то из изъянов уже активно исправляют патчами, а другие, возможно, вообще неустранимы. Но, тем не менее, мы не можем о них не сказать. • Поломка предметов всегда заставляет задуматься, стоит ли битва тех денег, что уйдут на починку? Особенно больно, когда экипировка ломается в подземелье: в лучшем случае придется отказаться от тайных коридоров и спрятанных там сюрпризов, в худшем – придется начинать прохождение сначала. • Развитие персонажа в «Ведьмаке 3», пожалуй, самое неудачное в серии. Мы наращиваем полдесятка численных параметров, вроде шанса критического удара или мощности знаков – но куда пропали качественно влияющие на игровой процесс умения? Знак Гелиотроп, добивающие удары или способность поедать сырые ингредиенты? А ведь новый движок дает столько интересных возможностей: скорость плавания, мастерство конника, улучшенный слух… • Очень часто в случайной драке с бродягами можно найти лучший стальной меч или броню, чем ваши. Это не только заставляет задуматься, такой ли уж Геральт профессионал, но еще и мешает нормально работать механике рунных камней. • Нужны ли ограничения по уровню для ношения предметов? В начале игры я создал меч «Гарпия», который можно использовать лишь на 37 уровне. На мгновение я почувствовал себя в MMORPG. • Надо, наконец, что-то сделать с объемом рюкзака. Перегрузка – вечная проблема всех игр серии. Здесь слишком много разнообразных предметов, чтобы можно было сортировать их по нужности каждую минуту. • Мультиплатформенный движок плохо дружит с мышкой. Пока вы идете пешком, она отвечает только за обзор, но не за подсветку предметов, и если вы хотите обследовать кучу ящиков, вам придется на каждый наводиться с помощью клавиш. Но верхом, когда хотелось бы осматриваться по сторонам, не сбавляя шага лошади, мышь, как назло, дублирует клавиатуру и отвечает за повороты. • Цены на одни и те же товары у разных торговцев могут различаться чуть ли не вдвое. От чего это зависит? Как мне их сравнивать? Что вообще дает эта механика, кроме лишних скучных пробежек к менее жадным скупщикам? • Наконец, игру не назовешь очень уж стабильной. Как часто она падает: раз в два часа или через каждые сто шагов – зависит от плотности объектов на локации. В городе лучше сохраняться поминутно. |
Ведьмак 4 – ведьмачка?Не секрет, что сюжет «Ведьмака 3» строится вокруг возвращения Цири – приемной дочери Геральта. Мы даже немного управляем ею в флешбеках. Цири фактически была главным персонажем книжной серии А. Сапковского, оттеснив Геральта на второй план. Кто знает, может в какой-то из будущих игр CD Projekt RED она тоже станет главной героиней? |