Обзор Twin Mirror
Жанр: приключение, интерактивное кино.
Разработчик: Dontnod Entertainment.
Издатели: Dontnod Entertainment, Bandai Namco Entertainment.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i3 2100 или Phenom X4 945, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 750 или Radeon HD7790, 30 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i3 6100 или Athlon X4 845, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1050 или Radeon RX560 с 4 ГБ.
Возрастной рейтинг: 17+.
Студия Dontnod Entertainment больше всего известна кинематографичной Life is Strange — в отличие от Remember Me или Vampyr, игра действительно запоминается. Потому ничего удивительного, что и в Twin Mirror, последнем проекте студии, взят курс на ту же кинематографичность и интерактивность самой истории. Насколько хорошо и грамотно все это оказалось сработано, сейчас разберемся.
Тень из прошлого
Сэм Хиггс, главный герой игры, вот уже два года как вынужден был покинуть городок Басвуд, что в американской Виргинии. Сэм работал в газете и проводил журналистское расследование, связанное с местной горной добычей, по итогам чего власти закрыли шахты, действительно опасные, уже выработавшие свой ресурс. Проблема в том, что эти шахты служили основным источником занятости для жителей Басвуда и округа, так что множество людей остались без заработка. Виновником многие посчитали исключительно Сэма — и он уехал из города.
Но теперь Сэм возвращается. Повод безрадостный: в жуткой аварии погиб его некогда лучший друг Ник. Сэм думает, что только приедет на похороны и после сразу уедет, но все оказывается куда сложнее. Он пересекается с Анной, которой когда-то делал предложение, но не сложилось; в последние же месяцы та и вовсе встречалась как раз с Ником. А еще дочь Ника от первого брака, Джоан («Букашка») ищет поддержки у Сэма как лучшего друга погибшего отца. К тому же она искренне уверена в том, что папа не погиб, а его кто-то зачем-то убил, подстроив аварию.
Возможно, Сэм и отмахнулся бы от всего этого, сбежал — как прежде уже сбежал один раз. Но после поминок он засиделся в баре, где напился в хлам и подрался с Деннисом, еще одним журналистом местной газеты. Подробностей он не помнит. Зато налицо факты: утром в номере Сэм находит окровавленную куртку. Он отправляется в город разузнать, что же все-таки вчера случилось наверняка, и поговорить с Деннисом — но нигде не может того найти.
Главная проблема Twin Mirror — разработчики, похоже, так и не определились, на что в истории напирать. Драма, то и дело съезжающая в дешевую мелодраму, соседствует с детективом — чуть ли не как масло в воде, не смешиваясь. Скажем, с некоторого момента Сэм посвящает в свое расследование Анну — и они идут по следу вместе. И что же? Несостоявшиеся супруги едут в очередную «точку интереса», по пути сбивчиво — кто больше виноват? — выясняя, что они делали не так, и не лучше ли забыть все плохое и оставить память обо всем хорошем. Ну, пусть так. Но вот они приезжают на место. Вылезают из машины. И моментально преображаются в парочку напарников-полицейских, которые на службе, где нет «ничего личного». Слегка утрированно, и тем не менее: точно экран загрузки только что посмотрел.
К слову, о загрузках. Для такого интерактивного приключения, как Twin Mirror, они долгие почти что преступно. Ткань повествования рвут только так. Особенно чувствуется это в городе, где Сэм заходит во все помещения подряд (кафе, аптека), пытаясь выяснить, не видел ли кто Денниса. То же, что сцены при этом поставлены очень даже киношно — вот этого у игры не отнять, — дело усугубляет еще больше.
Но возвращаемся к посредственному миксу драма/детектив. Увы, и по отдельности обе его составляющие выдающимися качествами не отличаются. Персонажи, в большинстве своем, плоские и стереотипные. Сам Басвуд — образчик городка, который медленно, но неумолимо погружается в трясину. Мать Букашки — опустившая руки без пяти минут наркоманка, отец Анны Джо — местечковый «философ», который и в инвалидной коляске (несчастный случай в шахте) не теряет бодрости духа. Коп с гнильцой, приезжий бизнесмен-фармацевт, за благодушной улыбкой которого скрывается хищник. Анна тоже не особо интересна как личность. Радует разве что Букашка — ей сочувствуешь, ее одиночеству сопереживаешь, ее решимость вызывает уважение. И еще, парадоксально, запоминаются отбросы общества из нелегального поселения близ Басвуда — жизнь их покалечила, но смотрятся эти персонажи вполне как живые, со своими устремлениями, маленькими целями и радостями. Сведения обо всех встречных, о разговорах с ними, а также о принятых по ходу дела решениях Сэм заносит в дневник. С некоторыми персонажами связаны особые предметы — обнаружив такой, Сэм переживет воспоминание.
Что касается детектива, то детектива, если под таковым понимать расследование, которое может завести не туда, сам процесс сбора и сопоставления фактов, в игре нет. А есть набор эпизодов, в которых Сэму нужно — всего-то! — восстановить произошедшие события. Затем последует сцена, в которой он озвучит, как все было на самом деле, и сюжет покатит дальше. И однако же эти эпизоды, несмотря на всю примитивность механики, сработаны очень стильно.
Из глубин подсознания
Причина — Дворец Памяти, а Дворец Памяти — ровно половина того лучшего, что есть в Twin Mirror. Вторая половина — загадочный «Он», визуализированная проекция потенциальной личности Сэма. «Он» появляется когда не ждали (но в ключевые моменты принятия судьбоносных решений — непременно) и активно дискутирует с Сэмом. Почти что вплоть до финала мы не узнаем, почему Сэм вытеснил «Его» из своего сознания, хотя по мере прохождения кое-что да и прояснится. Игрок наверняка подметит, что Сэм упорно лепит из себя холодного идеального рационалиста, «Он» же предлагает решения, предусматривающие социализацию (в широком смысле слова). Проще говоря, «Он» предлагает считаться с неприглядными реалиями, Сэм же сам себе преподносит всё так, будто находится в стерильной лаборатории. Решающий выбор в преддверии финала — кем все-таки быть Сэму, чтобы стать полностью собой вполне и окончательно — остается за игроком. Пожалуй, это лучший момент в игре. Уже хотя бы потому, что всерьез затрагивает вопрос о конформизме и о том, как остаться собой в обществе, от которого свободным быть нельзя, чем можно пожертвовать ради этого, а чем поступиться недопустимо. Этот единственный, если начистоту, настоящий выбор в игре открывает одну финишную прямую, закрывая другую, и наоборот. Финал «расследование до конца» предусматривает три варианта.
Дворец Памяти в игре — понятие многозначное. Это и пространство конкретного единичного воспоминания, и пространство, где Сэм моделирует ту или иную ситуацию, и даже хаотичные бездны подсознательного. Последнее допустимо сравнить с «панической атакой», и в Twin Mirror эти эпизоды сводятся к простеньким мини-играм, в которых и проиграть-то нельзя. Пройти последовательно несколько лабиринтов, или убегая «нырять» в нужные зеркала, или выбрать правильную реплику в сценках-представлениях из прошлого Сэма. Дворец Памяти как единичное воспоминание выстраивается, когда Сэм случайно находит что-то, что с этим воспоминанием связано. Увидел, например, Сэм карточки от детской игры — и сознанием перенесся в момент, когда играл в эту же игру с Букашкой.
Наконец, как «полигон» Дворец Памяти используется Сэмом с целью анализа как ситуаций прошлого, так и непосредственно ближайшего будущего. Соответственно, вспомнить подробности драки с Деннисом, обдумать версии аварии Ника на месте самой аварии — или составить план, как отвлечь изгоев в лагере, чтобы пробраться к нужному трейлеру, например. Сперва Сэму необходимо найти все улики — или изучить ключевые объекты на локации. Затем Сэм «входит» во Дворец. Последовательно выбирает, из нескольких предложенных, вариант действия или причину уже свершившегося события в нескольких узловых точках. Запускает моделирование в режиме реального времени. И если все сходится, делает соответствующий вывод. В принципе, можно действовать и методом перебора, хотя в большинстве случаев все и так довольно очевидно. И, как уже говорилось, Дворец Памяти — место стильное. Агенты (участники и объекты) событий сложены будто из кристаллов, сама локация уподобляется острову в пустоте. И в целом картинка Twin Mirror оставляет приятное впечатление: сработана, для кинематографичного приключения, на уровне.
Радости:
- Идея с Дворцом Памяти и разноплановая ее реализация
- «Он», это вероятностное «Я» главного героя
- Предфинальный посыл
Гадости:
- Как детектив игра никакая
- Слабенький психологизм
- Большинство персонажей плоские и неинтересные
- Долгие загрузки
Оценка: 6,5
Вывод:
К сожалению для Twin Mirror, на отдельных ярких находках далеко не уедешь. Тем более что и здесь хватает вопросов. Дворец Памяти — здорово, но вот расследование, сам детективный процесс, использующий эту механику, навевает одну лишь скуку. «Он» как потенциальная личность Сэма выглядит живее многих других — но и потому, что эти другие персонажи истории — как скучные статисты. Мелодраматичность игры избыточна, а детектив начинает раскрывать карты куда как раньше срока. Не торопясь Twin Mirror проходится часов за семь, так что играть в нее смысл есть только тогда, когда в запасе у вас семь раз по таких семь.
Обзор написан по ПК-версии игры
U$D