Обзор Transistor
Жанр: action/RPG
Платформы: PC, PS4
Разработчик: Supergiant Games
Издатель: Supergiant Games
Похожие игры: Bastion, Diablo, Dungeon Siege
Возрастной рейтинг ESRB: 13+
Минимальные системные требования: Pentium Dual Core E5300 2,6 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce 9400 GT 1 Гб или Radeon HD 5450 1 Гб, 3 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Pentium Dual Core E6700 3,2 ГГц, GeForce 9600 GT или Radeon HD 5550 512 Мб.
Девушка, у которой украли голос. Мужчина, от которого ничего кроме голоса не осталось. Она — некогда успешная певица, решившая отомстить. Он — мужчина, погибший от меча и ставший его заложником. Собственно, история Transistor — о них двоих. Она начинается с того, что Ред — так зовут главную героиню — выдергивает из тела мужчины огромный меч, который на самом деле представляет из себя нечто большее. Только что именно, описать никто не может. Это оружие и называется Транзистор. Лишь оно способно уничтожить Процесс — вирус, который стремительно распространяется по городу Клаудбанк, перестраивая его и превращая жителей в агрессивных монстров. Живописный футуристический мегаполис медленно, но верно становится стерильным, бесцветным, мертвым, потому что некая секта, стоявшая у власти, решила сделать мир лучше, но просчиталась. Как обычно.
Клаудбанк, где происходит действие всей игры, фантастически красивый. Настоящее произведение искусства. Каждый кадр — роскошная, изумительная картина. Словно путешествуешь по интерактивной галерее. Разработчики явно поставили себе цель показать все, на что способны, и в итоге создали самую красивую игру этого года. Возможно, самую красивую изометрическую игру вообще. То же самое можно сказать о музыке, бесконечно трогательной и волшебной. В сервисе Steam за саундтрэк просят небывалые 7 долларов (обычно в два раза меньше). Почти столько же стоит сама игра. Но он того стоит.
Другое дело, что покупкой саундтрэка с арт-буком (которого, правда, пока нет в продаже) можно ограничиться. Все остальное в Transistor хуже, неоднозначнее.
В первую очередь игра разочаровывает длительностью: всего три часа, ничтожно мало даже по меркам инди-игр. Во вторую очередь — поразительной невнятностью сценария. Предыдущая игра авторов, Bastion, обладала большой, сильной историей, которая реально брала за живое. Она была последовательной, продуманной, имела завязку, кульминацию и финал. А Transistor как будто уже начинается с финала. Вплоть до самого конца спрашиваешь себя, кто все эти люди, чего они хотят, что вообще происходит?
Какие-то ответы получается найти в текстовых досье на персонажей, какие-то находятся в диалогах. Но это все равно обрывки. Образы. Поток сознания. Словно смотришь нарезку из очень интересного фильма, который целиком не увидишь никогда. Ред — совершенно очаровательная девушка, Клаудбанк — богатый киберпанковый мир. Но чересчур многое приходится додумывать. Как говорится, нет идеи — есть идея идеи.
Поэтому и трагичный финал не трогает настолько сильно, насколько мог бы, насколько трогал финал Bastion. На этот раз не дают никакого выбора, не успеваешь привязаться к героям, проникнуться их проблемами, понять их и, если надо, простить. Когда в Bastion я делал выбор между Забыть или Помнить, это был один из самых сложных выборов, которые мне приходилось делать в играх. Потому что правильного выбора не было. Каждый вариант содержал одинаково счастья и горя, надежды и сожалений. Однако на последней сцене Transistor можно только грустно покивать. Несмотря на то, что однозначно хорошим или плохим финал назвать не получается. Потом авторы покажут прекрасные картинки, затем — удивительно короткие титры, а в конце предложат «Новую игру плюс».
Transistor — это еще и далеко не лучшая action/RPG. Механикой она во многом похожа на Bastion. Ред убивает монстров, растет в уровнях и получает доступ к специальным атакам. Каждый раз игрок комбинирует атаки, делает их то пассивными, то активными. Они влияют друг на друга: увеличивают урон, включают неуязвимость на время удара, делают невидимым для врагов, увеличивают дальность атаки и так далее. Одновременно игрок получает доступ к так называемым «ограничителям». С помощью них можно самостоятельно настраивать сложность игры: делать врагов крепче, а главную героиню — слабее. А можно наплевать на это и ни в чем себя не ограничивать.
Сами бои — Diablo c тактической паузой. Игрок останавливает время и получает возможность планировать атаки. У него нет лимита времени, но есть лимит шагов. Поэтому часто выбор состоит в том, чтобы решить, что важнее: уклониться от удара или атаковать в ответ. Как только игрок снимает паузу, для окружающего мира включается замедление времени, а главная героиня автоматически совершает все запланированные игроком действия. Поэтому при желании можно скрыться от опасного врага, забежав за укрытие, или зайти к нему со спины и подло ударить по голове. Он даже не успеет ничего понять.
Без паузы проходить Transistor сложно и глупо. Боевая система не приспособлена для того, чтобы просто бегать по арене и красочно убивать тупых чудовищ. Они толстые, быстрые, а Ред — слабая. К тому же, если не включить один конкретный пассивный навык, то Ред совершенно беспомощна, пока восстанавливается стамина, которая нужна для тактической паузы.
Разработчики, кстати, периодически стебутся над игроком. Например, некоторые монстры создают фантомов. А другие — попадают только под первый удар и затем отскакивают назад, поэтому комбо на них не получается. Еще убитые оставляют после себя глазастые яйца. Из них спустя несколько секунд вылупляются новые враги. Поэтому яйца лучше оперативно уничтожать.
Но лучшую шутку авторы приберегли для финальной битвы. Противника они выставляют достойного. Даже если вся предыдущая игра показалась легкой, и вы ни разу не умерли, босс заставит вас попотеть и, возможно, разок убьет.
Вот чего в Transistor необоснованно много, это самолюбования. Ред может зайти к себе домой, чтобы перекусить. И тогда нам покажут красивый арт. Она может подойти к любому специальному терминалу и заказать еду, почитать новости, оставить многозначительный комментарий. На историю это не повлияет. Она может забежать в тайную комнату отдыха — этакий островок спокойствия. Там есть море и гамак, в котором можно полежать, посмотреть на небо и помечтать. Там есть счастливый пес, с которым можно поиграть. Есть футбольный мячик, который можно пинать, сколько душе угодно. Есть несколько дверей, ведущих к испытаниям. Есть музыкальный автомат с песнями на выбор.
Наконец, Клаудбанк полон мест, где Ред вольна остановиться и посмотреть вдаль. А в это время голос из Транзистора позволит себе пару сентиментальных слов. Поэтичных, пространных и печальных, как сама игра.
Радости:
Шикарная картинка
Шикарный саундтрэк
Гадости:
Нешикарная история
Нешикарная боевая система
Нешикарная продолжительность
Оценка: 7.5
Вывод:
Слишком много эмоций. Слишком невнятно. Слишком красиво. Обязательно купите саундтрэк. Закажите майки с изображением Ред и Транзистора. Сделайте из скриншотов фотообои и обклейте ими свою комнату. Но от самой игры не ждите многого.
Александр Дубровский