Обзор Total War: Warhammer 3

Жанр: глобальная стратегия.
Разработчик: Creative Assembly.
Издатель: SEGA.
Платформа: PC.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i3 или Ryzen 3, 6 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 900 или RX 400, 120 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i5 или Ryzen 5, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1660 Ti или RX 5600-XT.
Возрастной рейтинг: 13+.
Хороших трилогий в индустрии развлечений очень мало. Это касается как фильмов, так и игр. При этом зачастую проблемной становится третья, финальная часть. Например, Mass Effect 3 и ее концовка или Uncharted 3, который на выходе оказался хорошей игрой, но не дотягивал до уровня сиквела. В случае с третьей частью Total War во вселенной Warhammer все несколько проще. За годы своего существования серия Total War сменила немало сеттингов, сохраняя базовую геймплейную формулу. Вселенная Warhammer Fantasy — это просто еще один сеттинг, в рамках которого разработчики из студии Creative Assembly делают очередной качественный Total War. Собственно, так оно и получилось, но не без парочки нюансов.
В своей базе Total War: Warhammer 3 — это все тот же классический Total War. Так что если вы когда-либо играли хотя бы в один Total War, то ключевые механики вам будут знакомы. Как и прежде, у нас есть глобальная карта с поселениями и армиями. Во время своего хода игрок может управлять подвластными ему поселениями: например, нанимать новые войска или возводить строения – а также передвигать свои армии на глобальной карте или заниматься дипломатией.
Если же две армии сходятся в битве, то действие переносится на тактическую карту. Сражение, как обычно, проходит в реальном времени: игрок отдает приказы своим отрядам, непосредственно контролируя их перемещение на карте и указывая, какие вражеские отряды они должны атаковать. Естественно, никуда не делась возможность настроить диспозицию своего войска перед началом битвы, а также различные построения боевых групп.
Как и раньше, в ходе сражения вы можете планомерно уничтожать вражеские силы, а можете попытаться убить лидера армии противника, чтобы боевой дух соперников пал, и они бежали с поля боя.
В общем, ничего принципиального нового в своей базе Total War: Warhammer 3 не предлагает. Но это не значит, что все отличия триквела от первой и второй частей сводятся лишь к новым наборам юнитов.
Пожалуй, главной фишкой Warhammer 3 стал ее упор на сюжет и нарратив. Ничего подобного в серии раньше не было: Creative Assembly заметно выросли в режиссуре игры и повествовании. И оценить все это можно уже в прологе: в рамках небольшого вступления разработчики успевают и рассказать неплохую историю, и познакомить новичков с лором Warhammer Fantasy, и представить базовые игровые механики, вплетая элементы обучения в структуру повествования.
Так, стартовая кампания (пролог) рассказывает о царстве Кислев — аналоге Древней Руси. Кислев посылает небольшой отряд воинов на поиски своего бога — великого медведя Урсуна, который пропал семь лет назад. Именно бог Урсун своим рыком каждый год прогонял зиму, поэтому без своего грозного хранителя Кислев погрузился в семилетнюю зиму, став царством смертельного холода и льда.
Основной же конфликт всех последующих кампаний также вращается вокруг борьбы между фракциями за пропавшее божество, которое угодило в плен к силам Хаоса. При этом у каждой фракции есть свои планы на великого медведя Урсуна.
Всего же в конфликте участвует восемь сторон: пять армий демонов, две армии со стороны людей и войска Огров — последние доступны в качестве платного DLC. Конечно, на первый взгляд может показаться, что действующих фракций не так много, но на деле это с лихвой окупается проработкой каждой из них. Например, один из демонических владык может создавать эпидемии, которые будут свирепствовать в стане врага. Другой до конца не решил, кому из божеств поклоняться. Выбор придется сделать игроку, и от его решения будет зависеть состав армии, а также характеристики владыки демонов. У Катая — фракции, вдохновленной древним Китаем, — все время нужно соблюдать баланс между Инь и Янь, чтобы империя находилась в гармонии, и игрок получал различные бонусы. А возглавив войска Кхорна, вы будете только сражаться, сражаться и сражаться.
В целом, несмотря на сохранившийся костяк геймплея у всех фракций, особенности каждой из них довольно сильно меняют стиль игры — любой здесь найдет что-то для себя. Как уже отмечено, если вам интересно только сражаться, то встаньте во главе армий Кхорна. Если вы любите плести интриги и строить козни, тогда возглавьте силы Тзинча. Если же вы предпочитаете экономическое развитие и тактику, то ваш выбор — империя Катай.
Однако у подобного разнообразия есть и минусы. Так, не все фракции дружелюбны к игроку. Пожалуй, лучшей входной точкой в Total War: Warhammer 3 станет именно Катай, так как он дает больше всего бонусов на старте, да и сам геймплей наиболее привычен для поклонников серии. С остальными фракциями все несколько сложнее, но в умелых руках каждая из них может стать серьезной угрозой.
Кроме того, из-за особенностей каждой фракции уже можно говорить о дисбалансе в мультиплеере. Например, за армию принца Демонов могут сражаться юниты различных божеств Хаоса. Никаких штрафов и дебаффов за это не предусмотрено. В результате получилась крайне имбовая фракция. Схожая ситуация и с силами Тзинча: телепортация по глобальной карте, дешевые и мощные маги, усиленные герои — насколько все это классно ощущается в рамках одиночной кампании, настолько же несбалансированным это выглядит в онлайне.
Помимо новых фракций со своими фишками, разработчики также доработали осады и дипломатию. Так, при штурме крепостей появилась возможность создавать различные укрепления прямо в бою, что добавило подобным битвам непредсказуемости. Что же касается дипломатии, то она стала более логичной: если ваша армия больше, то и диктовать свои условия противнику вам проще — можно не стесняться в выражениях и просто запугать собеседника.
К сожалению, даже с учетом всех этих доработок все еще остаются проблемы с глуповатым ИИ, который периодически совершает нелепые ошибки. Конечно, на более высокой сложности дела обстоят чуть лучше, но не из-за того, что компьютерный противник становится умнее, а из-за откровенно читерских бонусов, которые получают боты.
Однако проблемный ИИ — вещь привычная. С ней фанаты Total War жили раньше и явно потерпят еще. А тот же дисбаланс в мультиплеере вполне можно исправить в будущих патчах. Количество доступных для игры фракций также наверняка расширят в грядущих обновлениях — это подтвердила и сама студия, и издатель SEGA. Да и ничего удивительного, вспоминая поддержку первых двух Total War: Warhammer.
В целом же триквел не привносит в знакомую геймплейную формулу ничего нового. При этом особенности фракций, улучшенные осады и дипломатия, а также ставка на нарратив и кинематографичность делают Total War: Warhammer 3 обязательной для знакомства как фанатам вселенной, так и фанатам жанра.
Радости:
- Особенности фракций
- Улучшенный нарратив и режиссура
- Различные мелкие улучшения
Гадости:
- Глуповатый ИИ
- Дисбаланс в мультиплеере
Оценка: 8,0
Вывод:
Total War: Warhammer 3 — хороший триквел, который взял все лучшее из серии Total War, исправил несколько мелких косяков и прокачал игровой нарратив и постановку. В результате у Creative Assembly получилась одна из лучших фэнтезийных стратегий в реальном времени с упором не только на экономику, дипломатию и сражения, но и на сюжет.
Обзор сделан по PC-версии игры (Game Pass).
Максим Данилюк
11 марта 2022 года в связи с событиями на Украине издатель SEGA заблокировал возможность покупки Total War: Warhammer 3 в Steam и EGS для пользователей из России и Беларуси. Ограничение введено на неопределенный срок и также затрагивает ряд других игр от SEGA. Когда ограничения будут отменены, если вообще будут, неизвестно. Если вы не успели приобрести Total War: Warhammer 3 до введения ограничений, то вы все еще можете купить лицензионный ключ игры для Steam на различных торговых площадках или попробовать оформить подписку Game Pass на PC. |