Обзор Total War: Shogun 2
Плох тот дайме, который не мечтает стать сегуном
Жанр: глобальная стратегия
Платформа: PC
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель: Sega
Издатель в СНГ: 1С-СофтКлаб
Похожие игры: серия Total War
Мультиплеер: LAN, интернет
Минимальные системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,0 ГГц; 1 Гб (для Windows XP) или 2 Гб (для Windows Vista и 7) ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ и поддержкой шейдеров версии 3.0; 20 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,6 ГГц; 4 Гб ОЗУ; видеокарта класса GeForce 9xxx или Radeon HD5xxx; 20 Гб свободного места на жестком диске
Возрастной рейтинг ESRB: Teen (13+)
Официальный сайт игры: www.totalwar.com/shogun2
Сэнгоку Дзидай — это очень важный период в истории Японии, целая эпоха. Эпоха междоусобных войн, кровопролития и предательства. Именно с такой Страной восходящего солнца уже во второй раз знакомят нас разработчики из студии The Creative Assembly. Оригинальная Shogun: Total War стала стартовым проектом одной из лучших игровых серий Total War. И вот, спустя более десятка лет после своего рождения линейка стратегий Total War вернулась к своим истокам. Обратно на Восток, обратно в Японию. В страну цветущих сакур, отважных самураев и вкусных суши.
На смену мировой, тотальной войне пришла война междоусобная, да еще и в Японии, не самой большой по площади стране. После таких гигантов, как Empire и Napoleon, новая Shogun 2 кажется совсем маленькой. Крошечной настолько, что за первые несколько ходов по глобальной карте у пользователя может случиться приступ клаустрофобии. Но это проходит достаточно быстро, и на смену фобии приходит шок: игра просто поражает своим внешним видом. Глобальная карта Total War: Shogun 2 в «закрытом» виде теперь действительно похожа на настоящую военную карту. А в «открытом» виде она стала куда более детализированной: над деревушками рыбаков кружат птицы, а с ветвей сакуры в определенные сезоны медленно опадает листва.
Но, право слово, полюбоваться природой можно успеть всегда, а вот государственные дела не ждут. В одиночной кампании нам предлагают выбрать один из влиятельнейших домов Японии и привести его к господству над страной, а самому — из простого дайме превратиться в уважаемого всеми сегуна. Сделать это будет, мягко говоря, непросто.
Причем ощущается это с самого начала кампании. В Shogun 2 для достижения поставленной цели игроку придется быть и хорошим дипломатом, и мудрым военачальником, и расторопным экономистом. Карта достаточно маленькая, а различных фракций — хоть отбавляй. Искусственный интеллект ведет себя достаточно грамотно. Почувствовав силу, будет активно атаковать, причем не в одиночку, а с кем-нибудь в союзе. Ну а когда вам удастся взять под свой контроль достаточно провинций, обрасти торговыми договорами и династическими браками, действующий сегун наверняка вас заметит. И не просто заметит, а объявит чуть ли не врагом народа. В такой ситуации на вашей стороне останутся только самые верные и проверенные союзники. И вот тогда придется несладко.
Или сладко. Все зависит от того, как вы подготовитесь к этому событию. Система возведения зданий в Shogun 2 достаточно сильно изменилась по сравнению с той же Empire. В каждой крепости строго ограничено число построек, поэтому придется планировать свою будущую империю в масштабах Японии на несколько десятков ходов вперед. Иметь в далеких тылах развитые тренировочные базы по тренировке самураев — это круто, но совершенно бесполезно. Как и иметь крупный экономический центр прямо на границе с воинственным соседом. И это не говоря уже о том, что нужно постоянно заботиться о развитии инфраструктуры в провинциях и о том, чтобы стабильно растущему населению хватало пищи.
Больше всего опасений перед релизом вызывал тот факт, что разницы между бойцами враждующих сторон не будет. В общем-то, так оно и вышло, за исключением пары нюансов. Набор юнитов у каждого дома действительно одинаков, но у одних, к примеру, лучшие лучники, а у других с самого начала кампании есть кавалерия. Понятное дело, что различия минимальны, но даже они влияют на тактику ведения боя и на развитие фракции в целом. Как на стратегической, так и на тактической карте возросла роль героев. Теперь они не только командуют армиями, но и растут в уровнях, женятся, а также занимают важные государственные посты. Да, в Total War теперь есть вполне себе разветвленная ролевая система. За каждый новый уровень герой получает по два очка, которые можно раскидать по различным умениям. Умений много, и изучить все одному персонажу вряд ли удастся. Поэтому придется выбирать, кто из военачальников будет ходить в походы на не желающих повиноваться врагов, а кто в это время будет стеречь границы от нежданных гостей. Что касается государственных постов, то тут все довольно просто. Назначая персонажа, скажем, главным по финансам или снабжению, игрок получает определенные бонусы, которые зависят от личных качеств героя.
Но что действительно очень важно учитывать при построении сильного государства, так это дерево технологий. Есть две основные ветки развития: бусидо и путь ки. Первая ветка направлена на военные улучшения, вторая — на мирные преобразования, укрепляющие экономику и повышающие уровень счастья населения на подвластных владениях. Ближе к концу длительной кампании вполне реально полностью прокачать обе ветки, однако на первых порах лучше выбрать определенный путь развития.
Важной частью игр в серии Total War всегда были тактические бои. Так же дело обстоит и в Shogun 2. Командовать армией против искусственного интеллекта стало чуточку сложнее, чем раньше, однако электронный болванчик все равно достаточно легко обыгрывается. Значительные изменения претерпели осады крепостей. В Total War: Shogun 2 для того, чтобы штурмом взять замок, вовсе не нужно осадное снаряжение. Воины совершенно самостоятельно и очень уверенно карабкаются на стены. Правда, могут сорваться, но это редкость.
Морские бои стали другими. В Японии того времени прибрежные воды бороздили корабли, движимые не ветром, но грубой мужской силой. Весла — наше все, паруса — удел европейцев. К тому же, никаких пушек на лодках японцев нет. Уничтожать вражеские корабли на расстоянии придется при помощи стрел, а для настоящих бойцов есть вариант гораздо более интересный — абордаж. Но не спешите расстраиваться, любители пороха и ядер: в Shogun 2 есть и корабли европейского типа, с парусами, пушками на борту и мушкетерами.
Интересной особенностью игры стали так называемые «открытые бои». Они происходят следующим образом: если игрок в одиночной кампании начинает бой, то специальная система пытается найти для него живого соперника. Если находит — то на поле боя выходят армии под управлением реальных людей, если нет — геймер пробует свои силы против искусственного интеллекта. Таким образом разработчикам удалось привнести в одиночный режим элементы мультиплеера. И это здорово.
В графическом плане игра обставляет предыдущую часть серии Total War по всем параметрам. Модели бойцов из Shogun 2 можно смело сравнивать с аналогичными из экшенов, вышедших пару-тройку лет назад. Правда, такие красоты требуют мощной системы. Но это того стоит. Красивейшие закаты, реалистичные погодные эффекты, правдоподобная анимация боя. Разработчикам удалось создать самую красивую и стильную на сегодняшний день глобальную стратегию. И если кто и сможет побить этот рекорд, то только они же — The Creative Assembly.
Наигравшись в одиночный режим, самое время покорять просторы интернета. И именно здесь игра раскрывается по-настоящему. Ведь реальный противник гораздо умнее, чем искусственный интеллект. Вообще, многопользовательский режим цепляет крепко и надолго. В нем можно не только проверять свои военные навыки, но и организовываться в кланы, плести интриги и развлекаться всеми возможными методами. Одной из особенностей мультиплеера стала возможность — нет, даже необходимость — создать собственного героя. Причем изменять внешность своего Альтер эго можно практически как угодно, начиная от усов и всевозможных аксессуаров и заканчивая сапогами. Во время «лепки» героя даже создается впечатление, что перед нами не глобальная стратегия, а очередная часть серии The Sims.
Радости:
Стиль
Графика
Ролевые элементы
Сложность
Многопользовательский режим
Игра — одна из лучших в серии
Гадости:
Однообразие юнитов
Тесная Япония
Оценка: 9.0
Вывод:
Total War: Shogun 2 — удивительный по красоте и стилю проект. Игровой процесс стал куда более глубоким по сравнению с предыдущими частями серии, а многопользовательский режим — это однозначный шаг вперед. Очень приятно, что серия постоянно развивается. И развивается не случайно, а именно в правильном направлении. Так держать, The Creative Assembly!
Комментарии
Последний (?) самурай
Самая быстрорастущая, самая прибыльная и вообще самая-самая сфера развлечений, именуемая видеоиграми, притягивает все новых и новых людей, аки южноамериканская сельва — золотоискателей. Причем с тем же результатом: тупоголовые халтурщики все найденные крошки-самородки тут же спускают на алкоголь и азартные игры. Нет ничего удивительного, что в этом неотформатированном разгуле свободного рынка, где человек человеку — волк, а зомби зомби — зомби, многие любители “сильной руки” готовы носить постеры Rome, Medieval и Empire, как в бытность тягали туда-сюда по Красной площади портреты товарища Ленина, товарища Маркса, товарища Брежнева. Спасибо The Creative Assembly за наше счастливое детство!
Вот только серия Total War раз за разом выставляет скептиков дураками, демонстрируя тот самый “социализм с человеческим лицом” с поправкой на индустрию виртуальных развлечений. Танков нет ни в Будапеште, ни в Праге, а британцы — вроде и не британцы никакие, а самые настоящие шведы. Вполне естественно, что это все жутко бесит — хочется взять и раскритиковать. Empire в свое время попинали за оптимизацию, Napoleon — за циркумцизию игровому миру, Shogun 2 тоже есть в какое место уколоть. Фактически, ударить ниже пояса. Предупредительно выстрелить в голову. Стратегия ведь вышла замечательная, а вот тенденция — печальная.
Такой самопаразитизм вполне можно назвать “шаг назад, два вперед” и отпустить возвращение в Страну восходящего солнца времен феодальной раздробленности восвояси. Если бы только то, что скрывается под маской скрупулезного труда по отладке и без того прекрасно работающего механизма, не начало бы уж слишком походить на попытки продать одну и ту же игру несколько раз. В сущности, британцы всегда продвигали новые наработки в свежих релизах, налаживали их и вводили еще пару экспериментальных инноваций в дополнениях и сиквелах. И с Shogun 2 именно в этом беда: все лучшее сохранено, все худшее — тоже (искусственный интеллект по-прежнему хромает, например), новых идей просто нет. Да еще и в узких пространственных и временных рамках оказывается тесно. Эволюции нет, есть топтание на месте, застой с портретами вождей, несомыми холуями по Красной площади, а от них и до кризиса или деградации недалеко.
Пока что, пожалуй, ставить запятую в бессмертном предложении “казнить нельзя помиловать” действительно рано. Лучшим из вариантов будет занять выжидательную позицию, не забывая подглядывать в замочную скважину за британскими разработчиками: чего они там накреативят? Но в любом случае, если The Creative Assembly в самом скором времени не изобретут Total War на танках, ядерных бомбах, летающих зомби-мутантах с лазерами и ракетными ранцами или на каких-нибудь других призраках времени, ничего хорошего их имидж не ждет. Чай, яблочный пирог у них получается вкусный, мягкий и с румяной корочкой, но кушать его день ото дня — все равно, что им давиться.
Оценка: 7.0
нафаллос - это вон туда