Обзор Total Club Manager 2003

on января 30, 2003 - 00:00

Название игры: Total Club Manager 2003
Издатель/Разработчик: EA/EA Sports
Системные требования: Pentium II 350 MHz, 64 Mb RAM, 8 Mb Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 450 Mb Hard Disc Space.

Total Club Manager 2003Вот и появился на нашем рынке новый футбольный менеджер от EA Sports — Total Club Manager 2003. Сия игра является дальнейшим развитием идей ранних менеджеров компании, но именно развитием, а не повторением, — не зря у игры сменилось название...

Спортивные менеджеры — игры весьма специфического жанра. Вам предлагается возглавить команду, покупать и продавать игроков, посидеть на тренерской скамейке во время матчей, пытаясь повлиять на ход игры. Естественно, что будут и победы, и поражения, и трофеи (у кого какие, некоторым даже покорится Кубок Европейских чемпионов). В общем, придется заниматься многими делами, за которые ответственен управляющий клубом (именно управляющий, так как вам обычно приходится выполнять не только тренерскую работу).

А теперь посмотрим, что же старого и что нового в данной игре предлагают нам разработчики. Главное, о чем хотелось бы сказать в начале статьи, — мы столкнулись с совершенно новым подходом к нелегкому менеджерскому хлебу. О чем я тут говорю? Да вот о чем. Отвлекитесь на секундочку от статьи и угадайте (с трех раз), в играх какого жанра пресловутых элементов РПГ до сих пор не было? Правильно, в менеджерах футбольных. Но теперь лед тронулся. Скиллы и характеристики проникли и сюда...

Конечно, ранее во многих менеджерах были рейтинговые очки, по количеству которых можно было судить о "крутости" вас как управляющего команды, а также понятие репутации (начав посредственным менеджером — естественно, в понимании компьютера, а не себя, любимого — потихоньку нарабатывали свой авторитет среди коллег и работодателей). В Total Club Manager 2003 все и похоже, и непохоже на предыдущие наработки в жанре. Похоже — так как рейтинговые очки сохранились. Непохоже — так как в игре появилось понятие опыта, показатель которого имеет числовое значение. Как легко догадаться, появились и характеристики для вашего alter ego. Таких характеристик четыре: Мотивация, Способность к тренировке игроков, Способность к тренировке голкиперов и Умение вести переговоры. О способности тренировать говорить не нужно — и так ясно, что она (точнее, они) напрямую влияет на качество игры ваших подопечных. Умение вести переговоры важно не только в том случае, когда вы договариваетесь с другим клубом о покупке нового игрока. Пригодится это и при разговоре со спонсорами (глядишь, больше денег выбьете для своей команды) и боссами команды (а вдруг захотите перезаключить контракт). Ну, а от мотивации зависит то, насколько хорошо ваши подопечные будут настраиваться на игру (да и в перерыве можно их "повоспитывать", надеясь улучшить итоговый счет в конце второго тайма).

Total Club Manager 2003

Изначально ваша игровая ипостась имеет 20 очков для распределения по характеристикам. Можно раскидать их по пять на каждую, а можно загенериться и по-другому. Да, помимо основных характеристик, есть и владение иностранными языками. Таковых можно взять до пяти, но придется учесть, что каждый язык стоит пять очков, поэтому, взяв четыре иностранных языка, вы получите менеджера, который совершенно не разбирается ни в чем другом. Зачем же нужны иностранные языки? Дело в том, что в вашей команде могут появиться игроки, для которых родным языком является как раз тот, который вы не знаете (и большинство ваших игроков тоже). В таком случае у игрока-иностранца станет падать настроение (оно же мораль), что отразится и на качестве исполнения им своей работы.

 

Откуда же приходят к нам вожделенные очки опыта? Есть три способа их заработать. Первый — самый простой и обычный. Каждую неделю, в течение которой ваша команда проводила успешные матчи (в том числе и закончившиеся ничьей), приходит некоторое количество очков (часто очки начисляют и за проигранные встречи — зависит от рейтинга команды соперника и соревнования, в котором вы на данный момент участвуете). Но так до уровня придется ждать очень долго. Второй способ — выполнить задачу, поставленную перед вами советом директоров. Здесь очков дадут достаточно много. Проблема только в том, что реально получить опыт таким способом можно всего пару-тройку раз за сезон. Но есть еще и третий путь. Этот путь связан с выполнением квестов. Кто их дает — непонятно, но платят за выполнение весьма и весьма неплохо (не деньгами, конечно, а все теми же очками опыта). Квесты могут быть абсолютно разными. Скажем, повысить на 4 пункта уровень игры вашей команды на контратаках. Или добиться того, чтобы один из ваших игроков забил в чемпионате 20 голов. Выполнять такие квесты можно (и нужно) — и команде полезно, и вам подспорье (и немалое).

Поднимая свой уровень как менеджера, вы сможете повысить одну из характеристик на единицу. Правда, чем дальше, тем сложнее получать уровни. Судите сами. На первый уровень нужно 100 очков опыта, на второй — 250, на третий — 500, четвертый — 1000 и так далее. Но с годами все придет...

Теперь о тех, кто выполняет (или не выполняет:) на поле наши ценные указания, — об игроках. Игроки также получили некоторую степень индивидуальности. Ну, например, у них теперь есть свои жены (подруги) и дети. От отношений в семье зачастую зависит показатель морали игрока (чем он ниже, тем хуже будет он выглядеть в игре). Немаловажно обращать внимание на усталость игроков (чем она больше, тем медленнее они перемещаются). Но все же главное, что позволяет нам выяснить, кто из членов нашей команды мощнее, — это базовая оценка игрока. Именно благодаря ей становится понятно, стоит ли покупать того или иного защитника (вратаря, ...). Причем это числовое значение для разных позиций, на которых можно использовать игрока, различно и показывается вам, что весьма удобно.

У каждого игрока есть и скиллы (или умения). Например, подкаты, удары головой, ловля мяча и т.д. и т.п. Значение числового показателя умений может меняться от -2 до +2. Есть и моральные умения, помогающие ему "выжить" в трудной ситуации и даже повлиять на товарищей по команде. Естественно, что присутствует огромное разнообразие тактических схем, каждую из которых вы можете изменять по своему желанию. У меня, скажем, любимое дело — создавать команду, главная цель которой — забить побольше. Поэтому три нападающих ставлю обязательно. Но тут уж, как говорится, jedem das seinem (что по-русски означает "каждому — свое").

Total Club Manager 2003

Немаловажно заниматься и тренировкой своих подопечных. Вы можете задать тренировочный план только на следующую неделю, спланировать на месяц и более вперед или вообще переложить это нелегкое занятие на вашего помощника. Стоит отметить тот положительный момент, что игра позволяет передать часть функций (практически все) вашему персоналу, а самому наслаждаться только тем, что больше всего нравится. Посему те, кому интересно просто выводить на поле команду, не занимаясь, так сказать, экономикой и дипломатией, могут смело браться играть в Total Club Manager 2003. Главное при этом — зачислить соответствующего работника в штат и передать ему те функции, которые вы считаете для себя лишними.

А персонал в клубе может быть самый разнообразный. Здесь вам и классические доктор и физиотерапевт — надо же кому-то лечить ваших "бойцов" и восстанавливать их физическую форму, есть и ассистент менеджера (целых два), скауты, само собой (много). Но это есть и в других играх аналогичной тематики. А как вам, например, специалист по работе с фанатами команды? Это нужный и полезный человек, повышающий не только вашу популярность, но и клубную, что принесет в кассу вашей организации дополнительное количество денег, так необходимых для покупки новых игроков. Служащие, которых можно нанять, также имеют различные уровни (чем выше уровень, тем лучше человек будет работать и больше денег требовать в качестве зарплаты). Помимо этого, у работников бывают, скажем так, спецспособности. Например, ваш менеджер стадиона может иметь способность снижения стоимости улучшений для вашей спортивной арены, что сэкономит клубу определенную сумму.

Сэкономленные деньги лучше всего тратить либо на дальнейший апгрейд стадиона, либо на покупку новых игроков. Естественно, что покупать лучше того, кто "покруче", желательно, чтобы он при этом был еще и помоложе (брать в аренду, я считаю, бессмысленно — этим вы только растите таланты своим будущим соперникам). Игра исповедует принцип "молодым везде у нас дорога" на все сто процентов — в вашей команде есть теперь не только дублирующий состав, но и молодежный. Именно там выращиваются будущие Бекхэмы и Роналдо. Правда, о молодежной команде своего клуба надо непрерывно заботиться, а иначе игроки начнут бросать футбол, что лишит вас их помощи в будущем. А отдача от затраченного на молодежь времени и средств будет соответствующая.

Здесь есть только одно "но". Игра предусматривает несколько различных режимов виртуального управления командой. Можно быть менеджером одной и той же команды всю свою долгую жизнь, можно получить в управление случайную команду, а можно выбрать из предложенного списка. В последних двух случаях клуб можно сменить. А юные "звездочки" растут долго (иногда 3-4 года). И если вы собираетесь уйти из клуба в следующем году, заботиться о будущем особо не стоит...
Относительно тренерской части работы много говорить не надо, так как никаких существенных изменений не произошло: определяем состав на матч, выпускаем игроков на замены и т.д. и т.п. А вот режимов отображения матча теперь три. Первый — вам покажут матч "вживую", с участием спортивных комментаторов (для такого действа был использован движок от FIFA). Второй — текстовый режим отображения встречи, ну а третий — быстрый подсчет результата. В первых двух режимах появилась новая "фишка" — теперь можно отдавать подсказки игрокам (то есть, "ударь!", "пасуй!"). Вариантов не много, но очень приятно, что они вообще есть. Красиво это смотрится в режиме показа матча, когда слышен ваш громкий голос, раздающий ценные указания. Иногда вам даже позволяют принять решения за игроков (в какой угол бить пенальти, например) — тоже хорошая идея.
Total Club Manager 2003
Поговорим об экономике. Менеджеры от Electronic Arts всегда отличались прекрасной экономической системой, опережая по этому показателю Championship Manager, пока еще удерживающий первое место среди игр жанра. Не подвели разработчики и на этот раз. Старые возможности сохранились, но добавилось и несколько новых. Так что придется вам расширять стадион, строить парковки и дополнительные тренировочные поля. Можно даже отгрохать железнодорожную станцию. Все это поможет заработать деньги на билетах (полные стадионы на каждом матче — залог успеха и финансового процветания команды). Но есть и другие способы заработать на проживание клубу. За успешное прохождение раундов Кубка страны и еврокубков вашему клубу заплатят (и чем дальше вы пройдете, тем лучше для вас самих). Довольно прибыльно заниматься и продажей атрибутики (конечно, когда ваш клуб достаточно популярен, так как, имея 300 фанов, много не соберешь). С этим связан один прелюбопытнейший прикол. Как-то в сезоне 2004/2005 гг. у меня на прилавках клубного магазинчика появились диски с игрой Total Club Manager 2005. Вот такие вот создатели игры оптимисты...
Есть в игре и много других интересных вещей. Зачастую перед началом матча (или сразу после него) вы "попадаете на интервью". Причем ваши ответы на журналистские вопросы могут напрямую (хотя и не сильно) повлиять на ход игры, а также на отношение к вам различных слоев игрового населения (игроков, судей, фанатов). Присутствует возможность организовать тренировочные лагеря в каком-либо регионе мира. Можно и создать детско-юношескую школу (так и хочется добавить "олимпийского резерва"). А встроенному в игру плееру можно указать директорию, из которой он будет проигрывать музыку — и не хуже WinAmp. Да всего и не упомнишь, слишком многогранна и неповторима игра.
Осталось подвести итоги. Сразу скажу: игра стоит того, чтобы ее приобрести. Менеджеры от EA Sports всегда шли на втором месте после эталона (Championship Manager), но отставали от него по одной простой причине — слишком долго разработчики пытались догонять, просто бездумно передирая некоторые идеи. Сейчас ситуация поменялась. Наконец-то в Electronic Arts поняли, что лучше пойти своим путем. И пошли. Да не просто пошли, а побежали. На мой взгляд, если это и не революция в жанре, то нечто очень похоже на нее. Посему, если вы хотите почувствовать себя сэром Алексом Фергюсоном (ну или кем-то подобным) — вам пора бежать за диском. 

Morgul Angmarsky

спорт Обзор № 37 Total Club Manager

Яндекс.Метрика