Обзор Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist

Жанр: стелс-экшен
Платформы: PC, Xbox 360, Playstation 3, Wii U
Разработчик: Ubisoft Toronto
Издатель: Ubisoft
Похожие игры: серия Splinter Cell
Мультиплеер: интернет
Рекомендуемые системные требования: Intel Core 2 Quad 2.4 GHz; 1 Гб видеопамяти; 4 Гб RAM
Возрастной рейтинг ESRB: M (17+)
Официальный сайт игры: splintercell.ubi.com/blacklist/en-us//home/index.aspx
9 лет минуло с тех пор, как полковник Ирвинг Ламберт произнес слова, вынесенные в подзаголовок этой рецензии. Полковника, некогда бывшего личным командиром Фишера, давно уже нет, а нестареющий Сэм все еще в строю. И в лучшей форме, чем можно было ожидать!
В командном центре происходит планирование миссий.
Conviction в глазах большинства фанатов Splinter Cell стала игрой-святотатством. В своем стремлении развить серию разработчики убили тончайшую стелс-динамику и состряпали модный экшен, который, конечно, обладал немалым количеством достоинств, но не был Splinter Cell. Что еще хуже, личность Фишера раскрыли крайне неумело. Серия потеряла свой стиль, едва не потеряла героя и вообще оказалась на грани художественной смерти. У Ubisoft был один шанс восстановить доброе имя Splinter Cell, и они им воспользовались.
Игра в цифрах:3 однотипных вторичных задания есть в каждой сюжетной миссии |
Начало Blacklist вызывает сильнейшую ностальгию. Группа террористов взрывает крупную американскую военную базу, выкладывает видео этого деяния на всеобщее обозрение и делает заявление: солдаты армии США должны быть выведены из 138 стран мира, а пока это не произойдет, будет продолжаться серия терактов под общим названием «Черный список», призванная ввергнуть Штаты в хаос. Президент США лично просит помощи у Фишера, который уже полгода работает на своего друга Виктора Косте после событий Conviction. Сэм становится главой «Четвертого эшелона» – нового разведподразделения АНБ. В борьбе против террористов ему призваны помочь старая знакомая Анна Гримсдоттир, а также новые напарники – техник Чарли и бывший оперативник ЦРУ Бриггс. Для выполнения задания Фишеру предоставлена пресловутая «пятая свобода» и суперсовременный самолет «Паладин», представляющий собой полноценную воздушную базу «Четвертого эшелона». Mass Effect не прошел мимо Ubisoft. Фишера можно заменить на Шепарда, Гримсдоттир – на Миранду, Бриггса – на Джейкоба, Чарли – на Мордина, а «Паладина» – на «Нормандию», и подмену трудно будет заметить. Даже террористы здесь зовут себя Инженерами – почти Коллекционеры. В Blacklist тоже можно между миссиями ходить по самолету, болтать с подчиненными, выбирать, куда лететь. Впрочем, слишком сильно развивать эти возможности Ubisoft не стали – все же у нас здесь стелс-экшен.
Выражение «высадиться в горячей точке» в Blacklist интерпретировано буквально.
Silent violence
А стелс в Blacklist действительно вернулся. Игра выполняет все обещания, данные разработчиками. Можно проходить уровни без убийств и даже обнаружения противником, если не считать редкие моменты, когда нужно зачищать местность или уничтожать машины с помощью беспилотника. Более того, в игре опять есть задания, в ходе которых убийство или тревога означают провал миссии. Правда, оставаться незамеченным сложно, как и в реальной жизни. Тут разработчики тоже не соврали. Враги очень зоркие и умные, их много, и стреляют они метко. Даже на средней сложности они убивают Фишера парой выстрелов, что уж говорить о максимальной! Чтобы выполнить задание без шума, нужно активно изучать окружающее пространство, прятать тела (эта возможность вернулась), использовать многочисленные альтернативные пути и быстро соображать. Работа над локациями достойна всяческих похвал. Каждый уровень предлагает множество подходов к нужным точкам – это то, чего не хватало классическим играм серии, даже эталонная Chaos Theory здесь скромно опускает глазки. Терпеливый и внимательный игрок, умеющий выполнять работу тихо, вознаграждается за нее дополнительными денежными бонусами. Заработанные средства можно потратить на модернизацию самолета или новую экипировку, выбор которой, мягко скажем, обширен. Куча гаджетов, разнообразного оружия (есть даже арбалет!), вариантов спецкостюма… плюс к тому, все это также поддается модернизации, влияющей на характеристики. Вариантов огромное количество. Выполнение дополнительных заданий открывает особые виды оружия и гаджетов. Эти задания отделены от основных и настоятельно намекают на необходимость кооперативного прохождения. Просьбы Гримсдоттир насчет взлома компьютеров в одиночку выполняются достаточно легко, а вот безумные требования типа «выдержать 20 волн атаки» одному игроку выполнить почти нереально. Задачи Бриггса и вовсе заточены только под кооператив.
Чтобы оказаться так близко к снайперу, нужно быть очень скрытным.
Трехглазый змей
Разумеется, перед выходом Blacklist интереснее всего были не новые геймплейные особенности, а дальнейшее развитие личности Фишера. Здесь Ubisoft топчется на месте. Как и в старых Splinter Cell, сюжет построен вокруг очередного террористического заговора, а жизнь Сэма отодвинута на второй план. Но есть кардинальные отличия в подходе. До Conviction Фишер разговаривал мало, однако каждое его слово было на вес золота и раскрывало новую грань его характера, каждая фраза была достойна цитирования. В Blacklist он говорит много, но ничего интересного. Конечно, 60% харизмы Сэма содержались в великолепном голосе Майкла Айронсайда, уступившего теперь свое место молодому Эрику Джонсону. Джонсон сработал хорошо, учел все нужные интонации, его голос подходит Фишеру, но это не Айронсайд. И Айронсайд бы здесь не выручил, потому что большинство слов Сэма пусто. Выглядит обновленный Фишер тоже странновато. Он напоминает едва перешагнувшего 30-летний рубеж парня, которому зачем-то приклеили седые волосы. Напомним, что Сэму уже 56. Вот только возраст на нем вообще не сказывается. Фишер смертельно опасен, безумно ловок, вынослив и силен. Раньше он был как старый кот – не самый расторопный, но опытный, пластичный, изящный, благородный. Агент мягко перебирался по карнизам, короткими сильными движениями выводил из строя врагов, мгновенно замирал на цыпочках, оказавшись под угрозой обнаружения. Сэм мог пренебречь приказом, чтобы освободить из цепей тело умершего под пытками солдата. Новый Фишер – змей. Он даже не ходит, он стелется, готовый в любую секунду ужалить. Герой без всяких усилий скачет по выступам на огромной высоте и бегает вприсядку почти так же быстро, как в полный рост (возможность управлять скоростью движения с помощью колесика мыши, увы, не вернули). Он бесцеремонно хватает противников из укрытия и душит коленом до потери сознания, а то и вовсе безжалостно кромсает своим новым боевым ножом. Сэм способен мгновенно убить троих солдат с помощью системы mark & execute или застать их врасплох радиоуправляемым дроном. Он хладнокровно избивает террористов ради получения информации; в отличие от Conviction, игрок в этом не участвует, но может в некоторых моментах выбрать – казнить или помиловать врага. Возможно, Ubisoft просто не задумывалась об этом, а возможно, в Фишере что-то сломалось после того, как ему пришлось убить Ламберта. В любом случае, его обновленный образ не всегда производит положительное впечатление.
Ubisoft Toronto очень любит лазеры.
Вот чего обновления практически не коснулись, так это технологий. Игра использует движок LEAD Engine, основанный, на минуточку, на Unreal Engine 2.5, которому давно пора на покой. Несмотря на поддержку всех современных технологий, включая DirectX 11, картинка все равно отправляет нас года на 2-3 назад (обладая при этом вполне себе актуальными системными требованиями). Во время активного геймплея это не страшно – обилие спецэффектов и ярких ситуаций а-ля Call of Duty делает свое дело. Но в ходе диалогов бросается в глаза, потому что Ubisoft чересчур серьезно увлеклась «сериальной» постановкой. Пафосные скриптовые ролики с обилием крупных планов постоянно демонстрируют нам угловатые глаза и откровенно никудышную лицевую анимацию, на которую после Mass Effect и L.A. Noire больно смотреть. Из-за этого порой сложно воспринимать всерьез персонажей, говорящих прямо в камеру что-то очень важное с одеревенелыми лицами. А жаль, потому что Blacklist действительно можно назвать остросюжетной игрой, напряженных моментов здесь много. Лишь лицо Фишера может похвастаться безупречной проработкой мимики. Взглядом он говорит гораздо больше, чем ртом, а с его извечной суровостью бедная анимация смотрится более выигрышно.
Со звуком дела обстоят намного лучше. Саундтрек содержит вещи от Exodus, Skillet, The Heavy, Drowning Pool, Ill Nino, а также множество весьма атмосферных внутриигровых композиций. Не Double Agent, но все же хорошо. Правда, порой музыка применяется не к месту. Озвучка персонажей традиционно на высоте (о Фишере говорили выше). И, что важно, в русской версии игры она тоже неплоха. Абсолютно все предыдущие локализации Splinter Cell были в этом плане просто чудовищны. На сей раз, к счастью, актеры постарались.
Игра нередко балует нас красивыми видами.
Упомянем еще один радостный факт – возвращение в игру полноценного классического мультиплеера. Легендарный режим «Шпионы против наемников» снова в деле, а кооператив никуда не пропадал. За это Ubisoft огромное спасибо.
Концовка однозначно намекает на продолжение истории, а свободная система выбора заданий подразумевает возможность добавления в игру множества скачиваемых дополнений. Новый Splinter Cell будет развиваться. И это хорошо. Если Conviction оставлял сомнения в необходимости продолжения серии, то Blacklist однозначно стоит продолжать. Эта игра придется по вкусу всем. Новые игроки и фанаты Conviction просто обязаны быть в восторге, а старые поклонники найдут здесь то, чего не хватало классическим частям серии. История развивается по спирали – Сэм вернулся на работу в АНБ, значит, можно ожидать и возвращения детально проработанного стелса в духе Chaos Theory. Главное – чтобы Фишер к тому времени не ушел на пенсию.
P. S. Рецензия написана фанатом классического Splinter Cell с 8-летним стажем.
Радости:
- Обилие вариантов прохождения
- Обширный список доступного снаряжения
- Насыщенная событиями одиночная кампания
- Высокая сложность
- Отличный звук
- Фирменный мультиплеер
- Узнаваемый классический стиль
Гадости:
- Устаревшая графика
- Неоднозначный образ Фишера
Оценка: 8.5
Вывод:
Сэм Фишер доказал, что его еще рано отправлять в отставку.
Роман Бетеня
Новая игрушкаРазработчики Blacklist решили подчеркнуть формальный перезапуск серии, подарив Фишеру устрашающий нож – керамбит. Нож изобретен филиппинцами, которые поначалу использовали его для того, чтобы взбираться на пальму за кокосами. Керамбит примечателен изогнутым клинком и кольцом на конце рукояти, в которое можно продеть палец. Его форма была навеяна формой клыка змеи. Фишер использует самую опасную версию из всех возможных – с зазубренным с обратной стороны лезвием и рукояткой, обеспечивающий надежный хват. Такой клинок может наносить ужасные повреждения во время рукопашной схватки, что Сэм демонстрирует в конце игры. |