Обзор Syberia: The World Before
Жанр: приключение.
Разработчик: Microids Studio Paris.
Издатель: Microids.
Платформы: PC, PlayStation 4-5, Xbox One, Xbox Series X/S.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5 6600, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 750 Ti или Radeon HD 7850/R7 260 X, 22 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i7 8700, 16 ГБ ОЗУ, GeForce RTX 2070 или Radeon RX 6600 XT.
Возрастной рейтинг: 16+.
Первая Syberia вышла еще двадцать лет назад, а продолжение этого авантюрного приключения последовало два года спустя. Дилогия заслуженно завоевала любовь игроков, и, казалось бы, вопрос о третьей части не стоял. Но та вышла только весной 2017-го и оказалась, прямо скажем, полным провалом. Технически игра выглядела ужасно, что же до духа оригинальной игры — того в третьей части не было и близко. Сокаль увлекся политическими аналогиями, а в итоге получили, как в пословице о двух зайцах: погонишься — ни одного не поймаешь. Поэтому и четвертую часть, которой завершилась бы история Кейт Уокер, ждали с нескрываемым скепсисом. За эти годы многое изменилось. Но главное — до выхода игры не дожил сам Сокаль, ушедший в прошлом году. Грустно, конечно, но теперь, после прохождения Syberia: The World Before, сказать можно уверенно: эта финальная часть задумывалась не зря. Все получилось. Для Сокаля же игра стала лебединой песнью…
Что самое существенное: в игре теперь не одна, а сразу две главных героини. Действие же происходит как во времени настоящем, так и в прошлом. Вообще же временных линий целых четыре. Основные события разворачиваются в годах 2005-м и 1937-м, также присутствует пласт событий года 1944-го, плюс две вставки из года 1983-го, детство Кейт. Сразу отметим: из меню игры также можно запустить короткий ролик, который, по замыслу, должен бы познакомить незнакомых с серией с событиями, что имели место в предыдущих частях Syberia. Получилось откровенно клипово и малоинформативно, но лучше уж так, чем никак. По крайней мере, новички не будут теряться в догадках, что это за Оскар такой и почему Кейт он так дорог. Хотя, конечно, если вы в предыдущие части не играли, лучше почитайте краткий пересказ сюжета в сети — не то рискуете столкнуться с отсылками к событиям прошлого, о которых в ролике если и упомянуто, то очень сумбурно.
Итак, в Syberia: The World Before имеем двух героинь: собственно Кейт Уокер и Дану Роуз. Последняя — молодая талантливая пианистка, проживающая в городе Ваген, страна Остерталь. На дворе 37-й год, и обстановка неспокойная: в Вагене голову поднимает организация «Коричневые Тени», для которой многие вагенцы попросту лишние люди. Да, здесь прямая аналогия с немецкими нацистами и их отношению к евреям. Может подуматься, что Остерталь, граничащий со Швейцарией, аллюзия на реальную Австрию, аннексированную Германией, город Ваген же — реальная Вена. Но это не так, Австрия историческая, как страна, в игре также упоминается. В общем, Остерталь скорее такой обобщенный образ небольшого осколка Австро-Венгрии — осколка, который попал в жернова истории и был, по сути, перемолот.
С Кейт же мы встречаемся в тюрьме региона Железная тайга, куда она попала по итогам финальных событий третьей части. Кейт вынуждена пахать в соляной шахте, вместе с сокамерницей Катериной. Начинается эта сюжетная линия с трагических для Кейт событий: ей передают письмо от ее бывшей американской подруги Оливии, где говорится о смерти матери Кейт. Но горевать некогда — впереди очередная смена в забое. Во время которой, случайно проломив стену, невольные подруги обнаруживают поезд на заброшенной станции. Обследовав состав, они находят в нем кучу драгоценностей и картин, похищенных нацистами. А еще — картину-зарисовку с молодой женщиной, которая, как подмечает Катюша, очень похожа на Кейт. Мы тоже узнаём ее — это Дана Роуз на фоне каких-то гор. Около поезда стоит и брошенный мотоцикл — состояние рабочее, надо только заправить бак. Все идет вроде удачно — но появляется надзирательница: смертельно ранит Катюшу и сама получает в свою очередь по голове камнем от Кейт. Той удается бежать — Катюша же перед смертью берет с Уокер обещание найти девушку с картины. Кейт через полконтинента отправляется в Ваген, единственную зацепку. Там ее ждет расследование, которое в итоге приведет к неожиданной правде о прошлом ее матери.
Хотя… как неожиданном. О чем-то подобном догадываешься по ходу прохождения — или, вернее, держишь подобный исход в уме как один из самых вероятных. И, надо сказать, это очень и очень грустный исход, пусть грусть эта и светлая. Линия Даны определенно украсила игру, да и образ Кейт благодаря такой «параллельной напарнице» только выиграл: теперь она не просто безбашенная авантюристка, руководимая спортивным интересом взять и разыскать, пусть и незаконно проникнуть со взломом в помещение всегда готова. К тому же благодаря очень личной истории Даны удалось не выпятить все эти историко-политические параллели, что в третьей части так резало восприятие.
Да, фройляйн Роуз в своем времени пытается избегнуть того, что вскоре накроет всех лавиной исторической неизбежности. «Тени» готовят погромы, и от них не спрячешься даже на «Волшебной горе» загородного пансиона, куда Дана устраивается на лето подработать. Лыжный инструктор Леон, в которого она влюбляется, должен сопровождать научную экспедицию в горы — искать снежного человека. Леон уже было отказывается от затеи, но «смотрящий» из «Теней» силой заставляет его отправиться в поход, а в экспедиции с Леоном случаются крупные неприятности, из-за чего он вынужден податься в бега. Вестей от него больше нет, началась война, и вот, по прошествии нескольких лет, мы уже видим Дану в Лондоне: она работает на Сопротивление. А после ее ждет счастливое, но недолгое воссоединение, окончательная разлука и совершенно новая жизнь по ту сторону Атлантики. Трогательная, в общем, история в Syberia: The World Before — история на двоих, которую спойлерить и светить совсем не хочется.
А еще не хочется сильно ругаться на немногочисленные «рояли в кустах» и фантастические допущения. Как то: «случайная» встреча Кейт на остановке с человеком, лично знавшим Дану, что и позволяет Кейт серьезно продвинуться в расследовании, или снежный человек, который… научился литературно говорить и стал супербойцом в Сопротивлении. Отметим лучше такое дополнение к показываемой на мониторе истории, как дневники — Даны и частного агента, что следит за Кейт по заказу Оливии. Они часто приоткрывают то, что осталось за кадром, да и оформлены прекрасно: рукописный шрифт, фото и зарисовки.
Что до игрового процесса, то и с ним все в порядке. Во-первых, больше не мучаешься с управлением, как в третьей части, пусть ракурсы камера иногда и берет не самые удачные. Во-вторых, подсвечиваются активные точки, и если где-то с предметом можно взаимодействовать, появляется соответствующий пункт круглого меню. В-третьих, собственно задачки, разумеется. Приятные, разнообразные и не самые сложные. Есть такие, которые просто позволяют глубже проникнуться атмосферой: например, Дане нужно подать напитки участникам экспедиции — кому пива, кому шнапс, пустой кег между делом заменить. А после пойти проверить состояние печки: подбросить дров, прикрутить на место вентиль. Есть задачи совсем не сложные, но без должного внимания к мелочам можно и застрять. Скажем, Кейт устанавливает верную комбинацию цифр на автоматоне (серийный номер тут же на крышке), после чего следует подметить, что открывшиеся створки подвижны, и что их надо сдвинуть так, чтобы они открыли доступ к отверстию для ключа. (Это, кстати, эпизод оживления Оскара… в механическом теле ежа.) Некоторыми предметами можно манипулировать прямо в инвентаре. Вот ближе к финалу у нас оказывается ключ, которому придаем разные формы — в зависимости от вида скважины, с которой имеем дело. Или просто повертеть предмет в руках — не исключено, на оборотной стороне что-то, что натолкнет на умную мысль. Доведется и принимать сообщения, используя морзянку, и располагать фишки с войсками на карте, руководствуясь отчетами командования. Также с некоторыми предметами взаимодействуем, как еще в первой «Пенумбре»: дергаем рычаг, двигая мышкой, например.
Интересная механика — возможность переключаться в ряде эпизодов между Даной и Кейт. В некотором смысле это использование прошлого для решения задач в настоящем. Кейт находит информацию, оставленную Даной, и пользуется ею. Дневник, к примеру: тогда можно будет переключиться на Дану и прожить эпизод за нее, после чего применить полученные сведения, играя уже за Кейт. С этой механикой связана, в частности, едва ли не самая масштабная и комплексная задача во всей игре — привести в порядок автоматоны, запускаемые игрой на чудо-пианино в центре Вагена. Играя за Дану, узнаём, как располагаются музыкальные регистры, и повторяем комбинации, играя уже за Кейт. А еще пару раз доведется поиграть за Оскара-ежа: побегать по карнизам, побыть «картой», чтобы Кейт легче было ориентироваться на кладбище. Однажды поиграем и за Леона.
Syberia: The World Before проходится часов за восемь-девять, или за одиннадцать-двенадцать — зависит от того, насколько тщательно вы будете исследовать локации, к чему необязательные задачи в игре и сводятся. Их вполне можно пропускать, но как-то не хочется. Ведь это дополнительный лор, часто очень атмосферный: скажем, плакат с призывом к вагенцам протестовать против такого-то постановления муниципалитета, или листовки «Теней». К тому же само великолепие Вагена к неспешному прохождению располагает, да и другие локации удались. По городу Кейт перемешается на трамвае, и потерянным это время (вместе с загрузками) назвать никак нельзя: один переезд через реку, словно трамвайчик речной, чего стоит. Хотя над некоторыми пейзажами за окном поработать можно было и тщательнее.
Как и над анимацией персонажей. Впрочем, возможно, разработчики и выложились по максимуму. В конце концов, сами диалоги и ролики зачастую смотрятся вполне кинематографично, и любопытные решения присутствуют: в частности, совмещение в одном кадре пластов прошлого и настоящего. Реплики же в диалогах выбираем на свое усмотрение, правда на сюжет это никак не влияет. Просто можно попрощаться с собеседником по-быстрому, не углубляясь в расспросы, — или, бывает, про что-то одно спросили, а потом уже вашему собеседнику будет недосуг говорить на другую тему. А персонажи вышли по-настоящему живые, даже проходные с виду, вроде негодяя из «Теней» или ректора Музыкальной академии. И озвучены они прекрасно — да, в игре полная русская локализация, чего, вероятно, все мы в скором времени лишимся.
Радости:
- История и персонажи
- Сразу две главных героини и механика переключений между ними
- Город Ваген и его трамвай
- Разнообразные интересные задачки
- Красиво оформленные дневники обеих героинь
- Полная русская локализация
Гадости:
- Иногда ракурсы камеры
- Ряд сюжетных натяжек
Оценка: 9,0
Вывод:
Великолепное завершение (или все же нет?) серии, за которое не стыдно. Спасибо вам, Бенуа Сокаль, за такую чудесную вселенную. И покойтесь с миром.
Обзор написан по ПК-версии игры
U$D