Обзор SWAT 4 | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор SWAT 4

on июня 30, 2005 - 00:00

Разработчик: Irrational Games
Издатель: Vivendi Universal Games
Жанр: tactical FPS, simulation
Похожие игры: SWAT 3: Close Quarters Battle, Tom Clancy's Rainbow Six 3: Raven Shield
Количество дисков в оригинальной версии: 2 CD
Минимальные требования: 1.2 GHz, 256 MB RAM, 32 MB VRAM, 2 GB free drive space
Рекомендуемые требования: 2.4 GHz, 512 MB RAM, 128 MB VRAM, 2 GB free drive space, LAN/Internet
Локализация: Softclub
Дата выхода локализованной версии: уже в продаже

Это называется - реабилитировать себя в глазах общественности. После выпуска провалившегося в продаже Tribes: Vengeance многие засомневались в перспективности компании Irrational Games, некогда отличившейся легендарным System Shock 2. Отсюда и недоверие, смешанное с пренебрежением, которое закономерно проявилось при взгляде на коробку со свежевыпущенным SWAT4. Однако спустя пару часов беспрерывного игрового процесса эти подлые ощущения полностью исчезли, уступив место сдержанному восторгу и легкому недоумению...

"Лизать! На полу лизать!"

SWAT 4Примерно с такими криками отряд сватовцев врывается в помещение, под завязку наполненное угрюмыми уголовниками. Тут вам и "на колени", здесь же и "руки за голову", грохот выстрелов и стоны раненных жертв.
SWAT4 хорош в первую очередь тем, что позволяет полностью прочувствовать всю сложность операций, связанных с захватом заложников. Каждая из 14- ти игровых миссий (кроме первой тренировочной) предваряется испуганным звонком в 911, докладом аналитиков, инструктажем начальства и обязательным подбором необходимого при операции оборудования для членов вашего боевого отряда. И на всех этапах необходима внимательность и собранность, поскольку один пропущенный факт из доклада может привести к нежелательным потерям среди пятерки сватовцев. К примеру, если свидетель утверждает, что видел на нападающих бронежилеты, то это является немедленным сигналом к смене используемых патронов с останавливающих на проникающие. Также необходимо тщательно проанализировать схему местности, чтобы точно знать, откуда можно ждать неприятностей и в каком количестве. Сохранения в игре нет, так что планирование операции является непременным условием успешного завершения миссии. Если, конечно, вы не любитель переигровок и прохождений на легком уровне сложности.

Пацифисты с винтовками

Проблемы начинаются, когда вы, слегка усмехнувшись, самоуверенно ставите максимальную сложность, берете в руки пушку помощнее и, бросив команду в начале уровня, топаете по затененным помещениям, вышибая мозги ничего непонимающим супостатам. Все повержены, заложники спасены... только вот рейтинг у вас "убийца", а количество заработанных очков равно нулю. Для прохождения же на следующий уровень необходимо набрать 95%. Отсюда вытекает простое правило: хотите прослыть профессиональным полицейским, забудьте про то, что человека можно убить. Чистая, слаженная, техничная операция не допускает жертв ни со стороны заложников, ни со стороны террористов, ни тем более со стороны коллег. В идеале все арестованы, все оружие подобрано, обо всех инцидентах доложено начальству, нет ранений, нет трупов. Легко сказать, да трудно сделать. Особенно на последних уровнях, где бродят закованные в бронежилеты бандиты с противогазами, скрывающими их насупленные рожи.

SWAT 4Предложенное оружие, в любой дугой игре смотрящееся смехотворно, здесь воспринимается как манна небесная. Кроме стандартного набора смертельных игрушек с привинченным к ним фонариками, имеется пневматическая винтовка для игры в пейнтбол, стреляющая шариками со сжатым едким газом, ружье жизнерадостно-зеленого цвета, стреляющее резиновыми, но очень болезненными пулями, электрошоковый пистолет Тазер, плюющийся двумя электродами в указанную жертву. Сюда же относятся все виды небоевых гранат (светошумовая, шоковая, газовая) и баллончик со слезоточивым газом. В принципе, этих устройств с лихвой должно хватить на дезориентацию и устрашение любого количества налетчиков. "В принципе", потому что без умелого руководства и предварительной разведки они окажутся просто бесполезным балластом.

Командор войны
Оцените всю сложность стоявшей перед разработчиками задачи. Игрок должен иметь возможность легко отдавать приказы четверке подчиненных, в любой момент разбить их на две подконтрольные группы и перехватывать управление над прикрывающими зону снайперами. Кроме того, нельзя забывать и про внушительный арсенал гаджетов, который игрок должен таскать с собой и по возможности использовать. Это не аркадная "тактика" а-ля SW: Republic Commando, где на каждый предмет отводится всего одно действие. Здесь одна дверь уже является многогранным кристаллом, предлагающим внушительный список возможных действий. Поэтому интуитивно понятное, простое и, самое главное, удобное управление с помощью контекстного меню оказалось хорошим сюрпризом. Щелкнули на предмет, выбрали необходимую команду, отжали клавишу — вуаля, наши подчиненные с радостным улюлюканием кидаются крутить руки, взламывать замки, зачищать помещения и разбрасывать по окрестностям газовые гранаты. Управление оказалось ровно таким, чтобы не отвлекаться на сражение с ним и полностью посвятить себя операции.

SWAT 4С самого начало необходимо твердо усвоить, что стрелять без предупреждения в SWAT4 нельзя, и тем более нельзя стрелять в человека, который не проявил по отношению к вам никаких враждебных намерений. Так я однажды с треском провалил блестящую операцию, рефлекторно выстрелив по мелькнувшей в полумраке фигуре. Оказался заложник... Из-за этого незначительного, казалось бы, факта, пресекаются на корню все геройские выпрыгивания из-за угла и разухабистое "тра-та-та", увеличивающее массу бандитов за счет свинцовых шариков. Спецназ должен в первую очередь действовать внезапно, быстро сломить дух противника и нацепить наручники. Разрешается производить много шума, делать громкие и резкие заявления, полыхать специальными гранатами и прыскать баллончиками в глаза. Все остальное не то, чтобы запрещается, но не рекомендуется. Мы ведь не за "Грязного Гарри" играем, а за командира элитного подразделения с незапятнанной репутацией.

Дополнительную проблему в подобных эпизодах доставляет "фишка" от разработчиков. У всех людей, мирных ли граждан, бандитов ли, есть показатели смелости, предугадать которые заранее не представляется возможным. Один, только заслышав вашу мерную поступь, кинется вытирать коленями паркет, в то время как другой на вашу вежливую просьбу бросить оружие ответить резкой трелью из автомата. Причем показатели смелости начисляются каждый раз рандомно, из-за чего трусливый толстяк при первой переигровке может превратиться в бесстрашного воина во второй. К слову, точно так же рандомно по карте разбрасываются и жертвы и террористы, что приводит к абсолютной непредсказуемости одной и той же миссии.

Главным же развлечением, как уже писалось выше, является заставить противника рухнуть на колени и положить руки за голову. Иногда приходится устраивать реальные пляски с бубном, пытаясь уговорить бабульку, впавшую в истерику, посидеть с наручниками на руках до окончания операции. Что я только ни делал. И баллончикам прыскал, и электромассаж устраивал, и резиновыми пулями по рукам стрелял. Уломать бабку удалось, только прострелив колено...

 Roland Deschain

В целом вся операция по зачистке территории выглядит примерно следующим (в лучшем случае) образом. Специальным зондом под дверью проверяем обстановку в комнате. Отмечаем расположение террористов и заложников. Минируем дверь, взрываем, кидаем светошумовую гранату и с громкими воплями врываемся с подчиненными в помещение, разряжая оружие в потолок. Несколько насыщенных адреналином секунд проходят, дым оседает, и перед вами предстает милая картина из ползающих по полу уголовников. Это в идеале. Часто же приходится разделять отряд, чтобы не словить пулю с тыла, и внимательно, очень внимательно и главное не спеша зачищать комнату за комнатой, каждая из которых может таить в себе горсть неприятных сюрпризов. Поверьте, удовольствие от чисто проведенной операции гарантировано.

Симуляция боя

Однако кроме изящных тактических решений SWAT4 может похвастаться еще и реализмом. Пусть относительным, но очень занятным, особенно ввиду его отсутствия в подавляющем большинстве проектов. Не думаю, что стоит упоминать про то, что оружие в игре повторяет реальные модели, а разброс пуль увеличивается при беге/ходьбе. Это неотъемлемая черта любого серьезного боевика. Гораздо забавнее получить ранение в ногу и прочувствовать это на себе, потеряв в скорости передвижения. Или словить рукой пулю и разучиться делать точные выстрелы. Очень забавно... В такие мгновения особенно четко приходит понимание, что раненный воин — не воин, и рука сама собой тянется на переигровку.

SWAT 4

Но не стоит надеяться, что мы получили идеальные реалистичный тактический симулятор. Идеал в принципе недостижим, и здесь дело также не обошлось без досадных косяков, о которые периодически приходится больно ударяться. Наши подчиненные, в основном всегда действующие быстро и красиво, иногда начинают печально топтаться на пятачке перед дверью, уступая друг другу место, но так и не придя к общему знаменателю. Случаются и застревания на пустом месте, и погружение друг в друга с превращением в воинственно настроенных сиамских близнецов. Пару раз брошенная граната ударялась о стенку и падала прямо под ноги на радость сидящим в соседней комнате террористам, интеллект которых местами (обратите на это внимание, именно "местами") удивительно равнодушен к застреленному товарищу. Подобные мелочи очень раздражают, особенно когда из-за них приходится переигрывать миссию заново.

Делай "раз"! Делай "два"!

Согласитесь, как бы лихо не действовал рандомизатор, но 14 небольших миссий не способны увлечь надолго. Поленившись в одном Irrational Games, преуспели во втором, реализовав в SWAT4 конструктор уровней, позволяющий делать что угодно с картой: назначать условия победы, выбирать количество и виды противников, разбросать по уровню заложников и многое другое. Благо настроек хватает. Захотели расслабиться? Наводнили уровень террористами, поставили целью их ликвидацию, вооружили команду тяжелыми пушками и ринулись в бой. Захотели тихой, осторожной и сложной операции? Пожалуйста, редактор снова к вашим услугам. А если сохранить понравившуюся миссию, то доступ к ней упрощается благодаря UT2003'шному Quick Action в меню игры.

SWAT 4

Один в поле не воин
А теперь приступим к самому главному. Дело в том, что SWAT4 изначально не был предназначен для одиночной игры, и представленные уровни скорее являются небольшой, но весьма эффектной приманкой, способной привлечь игроков всего света на поединки в сетевой игре. Собственно, правила те же. Условия победы те же. Но четверка ваших напарников заменяется живыми игроками, контекстное меню теперь предназначено для быстрого выбора голосовой команды (если нет микрофона), а враги не ограничены способностями кремниевого друга.

Режимы игры достаточно разнообразны, чтобы обеспечить долгий интерес к мультиплееру. Но по-настоящему хорошим, не требующим особой подготовки является "Штурм" - слегка измененная вариация классического "куча на кучу", во время которой побеждает та команда, которая ликвидирует или арестует соперников. В конце раундов, происходит начисление очков, по результатам которого определяется победитель. За убийство присуждается "1", за арест — "5", что порой держит интригу до самого конца, так как победителем может легко оказаться не тот, кто выиграл большинство раундов. При игре 5 на 5 один арест приравнивается к пяти убийствам, так что есть, о чем задуматься.

SWAT 4

В "Охране" сватовцам необходимо провести VIP-персону из одной точки в другую, а противникам уже приходится отбить ее и продержаться пару минут. "Чрезвычайная ситуация" полностью оправдывает свое название: на карте разбрасывается определенное количество бомб, и террористы должны во что бы то ни стало не позволить сватовцам их обезвредить. А для новичков и просто людей, желающих расслабиться, существует "Совместная игра", в которой можно просто проходить стандартные одиночные миссии с командой живых напарников, спасая заложников и отстреливая рефлексирующих террористов.

Легкое недоумение

В это состояние вводит графическая составляющая SWAT4. Нет, она хороша. Звезд с неба не хватает, но смотрится на вполне приемлемом
среднестатистическом уровне, иногда заставляя даже присвистнуть от восторга. Особенно разработчикам удались текстуры поверхностей. По-моему, это была первая игра, где я увидел честную рельефную кирпичную кладку без раздражающего глянцевого блеска. Насыщенность уровней мелкими деталями также добавляет реализма картинке, а по стопкам банкнот советую обязательно пострелять — вас ждет красивейший дождь из зеленых бумажек с изображением американских президентов.

SWAT 4

При внимательном же рассмотрении начинают вылезать гремлины. Проблема в том, что картинка в SWAT весьма неоднородна. Только взгляд задержался на скрупулезно отрисованой модели напарника, как тут же подворачивается низкополигональное кривое чудо, которое здесь исполняет роль заложников. Отличная текстура стены часто соседствует с мутным безобразием на полу.

Замечательный пластиковый контейнер может стоять рядом со сковородкой, составленной из семи полигонов... Складывается такое ощущение, что разработчики или не успели, или решили, что и так сойдет. Особенно данная небрежность проявляет себя в плане интерактивности. Вазы и бутылки разбиваются на кучки убогих разноцветных треугольничков, книжки, только что свалившиеся от выстрела на одной полке, флегматично сносят издевательства на другой, красиво разлетевшаяся пепельница с окурками вовсе не означает, что вы сможете хотя бы на миллиметр сдвинуть монитор. Само собой, для игры данного жанра, особенно учитывая ограниченный боезапас, это не критично, поскольку вволю настреляться вам не позволят. Но к хорошему быстро привыкаешь. В частности, к нормальной физике, но не к подобной унылой отмазке, ее заменяющей.

Оценка: 8
Вывод: Неожиданно хороший тактический симулятор. Ввиду полного отсутствия конкуренции в последние пару лет можно сказать, что и лучший. К сожалению, одиночная игра не способна увлечь надолго своим скудным набором миссий, зато многопользовательская, характеризующаяся непривычным для шутеров игровым процессом, может стать хорошим и беспощадным убийцей вашего времени.

Lockust

шутер Обзор № 66 SWAT 4
Яндекс.Метрика