Обзор Star Wars: Republic Commando [КГ]
Разработчик: LucasArts Entertainment
Издатель: LucasArts Entertainment
Жанр: FPS
Похожие игры: Halo, Brothers in Arms: Road to Hill 30
Количество CD в оригинальной версии: 2
Минимальные требования: 1 GHz, 256 RAM, 64 Mb VRAM, 2,2 Gb free drive space
Рекомендуемые требования: 2 GHz, 512 RAM, 128 Mb VRAM, 2,2 Gb free drive space
Вслед за многопользовательским SW: Battlefront состоялся выпуск еще одной игры про знаменитую джедайскую Вселенную, но уже без непосредственного присутствия в ней джедаев. Собственно, кроме голограммы мастера Йоды да трофейной лазерной швайки, в SW: Republic Commando вы больше не увидите и намека на присутствие всемогущих силовиков-затейников. Их там просто нет. Они, видите ли, делами вселенского масштаба заняты, в то время как бедная армия клонов должна за них разгребать весь тот мусор, который накопился в галактике за время их недальновидного правления.
Впрочем, по мере прохождения игры становится вообще непонятно, зачем нужны эти неугомонные джедаи. Ведь отважная четверка спецподразделения "Дельта" и без их помощи может опрокинуть армию-другую дроидов и, не запыхавшись, захватить полторы планеты.
У меня нет ни мамы, ни папы-ы-ы
Наш храбрый солдат, наше всемогущее alter ego, наша непробиваемая вторая кожа в мире SW является клоном — существом из пробирки, одним из тысяч таких же братцев-близняшек, взращенных на далекой планете-океане. Изумленно хлопая глазками, мы быстро пробежимся по основным этапам его становления (нам даже позволят помахать маленькими ручками в колбе) и, проникшись умело нагнетаемой помпезной атмосферой, ринемся в бой, чтобы получить бразды правления над еще тремя такими одинаковыми и в то же время такими разными братьями.
Итак, знакомьтесь с нашими героями, которые проведут с вами три кампании этого восьмичасового забега. Имена их до безобразия лаконичны, зато легко запоминаются: 07, 40 и 62. Вот такая она, тяжелая клоновская доля, — ни родителей, ни даже имени человеческого. Кстати, не спешите хихикать над своими приближенными. Вас здесь зовут 38.
Бытует мнение, что все клоны обязательно должны быть на одно лицо вплоть до морщинки, а также обладать схожими голосами и характерами, хотя еще в школе приводится классический пример морфологического отличия двух близнецов-одуванчиков, один из которых посажен у подножия горы, а второй — на вершине. Наши братцы как раз и напоминают этих самых одуванчиков (к счастью, не божьих), отличаясь от друга не только интонациями, цветом брони, но и поведением. Самое забавное, что всю братию озвучивал один и тот же актер, сыгравший "папу" клонов во втором Эпизоде, однако я не думаю, что вы на слух сможете перепутать 07 от 40. То ли благодаря работе звукорежиссера, то ли из-за актерского таланта, но каждый член нашей бригады вышел абсолютно индивидуальной личностью, рассыпая характерные лишь для него циничные шутки-прибаутки по поводу живых товарищей, умирающих пришельцев и отбросивших болты дроидов.
Жуй плазму, тупой дроид! (с) 62
Все в этой игре сделано для того, чтобы вы ежесекундно чувствовали себя частью целостного сообщества. Разработчикам удалось даже больше: следуя примеру товарищей из Valve, они всеми силами попытались воссоздать эффект присутствия личности игрока в новорожденном мире. И если раньше считалось, что главный герой для достижения подобного эффекта должен держать рот на замке, то здесь контролируемая болтливость навязанного нам 38 не вызывает отторжения, а, напротив, заставляет поверить, что это именно мы управляем ходом событий в шкуре прославленного командира взвода. Немаловажной деталью погружения стал широко разрекламированный шлем, на прозрачное забрало которого падают капли дождя и сгустки дроидовского мазута, а умница-компьютер фиксирует на нем текущее состояние здоровья и выводит самые выгодные позиции для наших товарищей. Ну а дополнительный эффект присутствия обеспечивается шикарными эффектами ослепления и умирания, а также толковой реакцией подчиненных на все ваши приказы. Одно то, как отряд "Дельта" грамотно группируется перед входом в очередное помещение, показывает, что не зря разработчики столько времени консультировались с военным инструктором.
А вот происходящее вокруг уже напоминает балаган. Яркое, красочное, без претензии на гениальность шоу, которое местами смешит, местами пугает, иногда заставляет пошевелить извилинами и умело создает интригу, навязывая зрителю ощущение чего-то большого и значимого в следующей части программы. Однако зритель всегда остается в дураках, и когда представление заканчивается, начинает возмущенно шлепать губами: "А что это было?!" и "Я требую продолжения банкета!"
SW: Republic Commando создан для того, чтобы развлекать, и старается делать это всеми силами, пренебрегая так называемым реализмом и отбрыкиваясь от законов логики, подбрасывая на каждом углу коробки с патронами, как можно чаще расставляя по комнатам медицинские станции и почти поставив крест на возможности умереть. Стоит только упасть на колени и начать смотреть на мир сквозь стильный шейдерный эффект, как тут же найдется добрая душа среди членов отряда, которая кинется вас реанимировать с помощью громадного утюга-разрядника. Смерть с лазерной косой придет только в том случае, если все четыре компаньона свалятся ловить глюки. Но ситуаций, которые могут привести к этому страшному результату, совсем немного. Даже на максимальном уровне сложности.
Натяни плотнее шлем и вперед! (с) 38
Скрипты. Скрипты. Скрипты. Вся игра состоит из нагромождения скриптовых сценок и событий, которые начинают бодро проигрываться при вашем появлении и которые умело маскируют фактическое однообразие игрового процесса. Несмотря на то, что все действо творится в коридорах и только в них, нас постоянно прессует чувство глобальности происходящего из-за связи с командованием, взрывов за кадром, частых встреч с отрядом союзников и безостановочно прущих легионов наших недругов.
Только подходит к концу выполнение одного задания, как голограмма начальства начинает причитать о необходимости снова ринуться в бой. И мы идем, отмечая мимоходом, как насекомообразные пришельцы разрывают на части клонов, как зеленокожие работорговцы пытают попавшего в плен 07, как освободившийся из клетки вуки голыми руками делает отбивную из своих бывших тюремщиков. SW: Republic Commando очень кинематографичен, хоть и не блещет сюжетными изысками. Он постоянно приковывает наше внимание к местечковым перестрелкам и не балует откровениями вселенского масштаба. Да и о каких перипетиях может идти речь, если задача клонов сводится лишь к подавлению сил противника? Вот нам и дали прочувствовать на себе, каково быть простым командиром простого взвода, прямо исполняющего переданные команды.
Вначале разработчики хотели остановиться лишь на событиях второго Эпизода, но потом все-таки решили включить и частичку третьего, позволив нам побегать по охваченному пламенем войны Кашиике и преподнеся такую безрадостную концовку, что у поклонника Вселенной уже не остается никаких сомнений в мрачности долгожданного продолжения киноэпопеи. Так, полутона и полунамеки, но вместе с тем мы получаем полное представление, что не все так гладко в остальной части галактики, где в это время бушуют тысячи подобных противостояний и плетутся сотни братоубийственных интриг. Мало того, некоторые игроки после прохождения заявили, что они теперь просто ненавидят мастера Йоду. Как изменится ваше отношение к этому карликовому джедаю, даже боюсь предсказать.
О! Эти парни еще и летают? (с) 07
Изначально нам грозили, что Republic Commando будет тактическим шутером наподобие Raven Shield... Ага, разбежались. То, что под нашим командованием есть три веселых парня и мы можем отдавать им какие-то приказания, вовсе не означает, что игра вдруг станет интеллектуальным экшеном. Скажем даже жестче: тактики здесь не больше, чем в аркадной Sonic Heroes. Все позиции, которые можно занять, подсвечиваются на прозрачном забрале шлема. Причем слово "можно" в обязательном порядке означает и "нужно", так как две открывшиеся превосходные снайперские нычки прозрачно так намекают о скором нападении именно с противоположной стороны. Управление максимально упрощено, и все тактические указания отдаются с помощью одной кнопки, хотя и есть несколько возможностей влиять на группу целиком вроде "собраться" и "разбежаться". Не скажу, что это минус. Тому же Raven Shield хронически не хватало интуитивно понятного и открытого интерфейса. Но местами становится даже неприятно от того, что нам не дают никакого выбора. Есть место для снайпера? Занять! Подсветилась точка для взрывчатки? Заминировать! Появилась позиция для закидывания гранатами? Бросить! Не то что третьего, даже второго не дано! Зачастую даже становится непонятна необходимость вашего присутствия, так как клоны и сами превосходно разбираются с тупоголовыми дроидами и их создателями.
Именно тупоголовыми, так как проработанным ИИ здесь и не пахнет. Поведение врагов ограничивается маршрутами, предварительно проложенными разработчиками, и часто возникают забавные ситуации, когда враги "боятся" выйти за пределы комнаты, так как "бензин кончился", т.е. дальнейшие алгоритмы поведения просто не прописаны. Пока остаешься в рамках навязанного сценария — все отлично, но стоит отклониться, позволить изменить команду (все равно потом реанимируемся) и отступить, как битвы с местными боссами превращаются в банальный расстрел выпирающей из-за угла ноги из штатного плазменного пистолетика. Да и с нашими подчиненными все не так гладко, как хотелось бы. Несколько раз они не могли найти путь к указанной позиции, а однажды пришлось добираться до конца уровня без 40-го, так как этот товарищ просто застрял на голом месте, в прострации перебирая ногами.
Все это было бы печально, если бы не тонны сыплющегося мяса и железа, которые не дают сконцентрироваться на этих недостатках, да одно немаловажное нововведение, превратившее большинство схваток в напряженную свистопляску. "Пять минут, пять минут — это много или мало?" Поиграв в Republic Commando, вы поймете, что и 10 секунд — это очень, очень много.
Красный-красный-зеленый или зеленый-зеленый-красный? (с) 40
Каждое значимое действие здесь требует определенного времени. Взлом консоли, минирование двери — на все требуется потратить определенное количество секунд, в течение которых вас, как правило, прессуют бесконечные потоки противников. Самым часто встречающимся действием является уничтожение диспенсера дроидов — этакого маленького заводика, постоянно штампующего стальную братию. Хорошо, если это просто классические здохлики, которых джедаи укладывали пачками в первых Эпизодах. Плохо, если приходится уничтожать три рядом стоящих диспенсера по производству супердроидов или дройдек, один из которых сам по себе уже является головной болью, но когда их несколько, остается только молиться и, утирая пот со лба, наблюдать за ме-е-едленно тикающим таймером. Самая запомнившаяся ситуация — необходимость полутораминутного взлома консоли, в процессе чего мы ручкой колдуем над терминалом без возможности оглянуться вокруг, слыша крики и видя взрывы и сползающие к нулю показатели здоровья наших отстреливающихся подчиненных.
За такие моменты этой игре можно простить все. Даже украденную у героя Halo самовосстанавливающуюся энергетическую броню, ограничение на количество носимого оружия и точно такое же управление (добивание прикладом и бросок гранаты по клику правой кнопки мыши прилагаются). Кстати, с оружием в Republic Commando получилась очень интересная ситуация. Хотя у нас есть одна штурмовая винтовка, но она с легкостью может трансформироваться в снайперку и даже в бомбомет. Таким образом, вместо двух стволов, выдаваемых перед началом операции, мы имеем все четыре плюс можем подбирать и экзотическое трофейное оружие.
Бесконечные коридоры далеких планет
А вот графика Star Wars: Republic Commando могла бы быть отличной, если бы не досадная кроссплатформенность, наградившая нас мутными текстурами, низкополигональными моделями и пригоршней кривоватых шейдерных эффектов (чего стоят только местные "взрывы"), которые смотрятся назойливой стайкой белых ворон на фоне общего великолепия, усиленного атмосферным музыкальным сопровождением, неплохой анимацией и профессиональной озвучкой. Впрочем, при прохождении игры в разделе Extras открываются занимательные ролики, демонстрирующие основные этапы создания игры, так что у вас появится замечательная возможность убедиться в качестве и масштабе проделанной работы.
Осталось лишь отметить, что "республиканские коммандос" предназначены для того, чтобы приносить радость лишь одиночным режимом. Мультиплеер же, увы, вряд ли порадует игроков, закаленных в огне UT2004. Несмотря на присутствие таких заманчивых режимов, как Deathmatch, Team Deathmatch, Capture the Flag и Assault, все удовольствие портят убогая архитектура предложенных уровней и несбалансированность вооружения, которая к тому же сопровождается невозможностью брать в руки больше одного ствола (бесполезный пистолетик не в счет).
Оценка: 8.
Вывод: Яркий, динамичный, отменно срежиссированный Star Wars: Republic Commando можно пожурить лишь за однообразие игрового процесса, умело скрывающееся за сотнями скриптовых сценок, ИИ, который портит настроение при мало-мальском отступлении от проложенного сценария, и безвариантную аркадную "тактику". Идея со шлемом, вопреки скептическим прогнозам, оказалась весьма удачной и является дополнительным фактором, обеспечивающим отождествление игрока с мистером 38. Ну а веселая болтовня братцев-клонов отменно вписывается в общую трагикомичную атмосферу этого непродолжительного забега, застрявшего на рубеже между вторым и третьим Эпизодом "Звездных Войн".
Lockust