Обзор S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо

on сентября 30, 2008 - 00:00

Жанр: survival fps
Разработчик: GSC Game World
Издатель: GSC World Publishing
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожесть: S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
Дата релиза: 22 августа 2008 г.
Минимальные системные требования: Pentium 4/Athlon 64 2.2+ GHz, 512 MB RAM, 128 MB 3D-card, 10 GB HDD
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Duo/Athlon 64 X2 4.2+ GHz, 1536 MB RAM, 256 MB 3D-card, 10 GB HDD

Вряд ли найдется среди игровых проектов из СНГ хоть один, которому уделяли бы столь же много внимания, сколько "Сталкеру". Компьютерный долгострой, добиравшийся до прилавков магазинов около семи лет, сразу после релиза обрек себя на звание чуть ли не самой неоднозначной игры. Судите сами: с одной стороны — неповторимая, шикарная атмосфера, которая многих игроков просто заставляла жить в придуманном украинцами (и самую малость — Стругацкими) мире, с другой — многочисленные баги и программные сбои, которые якобы исправлялись патчами, а на деле просто заменялись другими, эту самую атмосферу терзали и рвали в клочья. Ну да не об этом речь. Пусть и не идеальный, но "Сталкер"-то вернулся!

Хотя "вернулся" — громко сказано. Глядя сейчас на наполнение аддона, понимаешь, что вот именно это и должен был увидеть мир полтора года назад. Все якобы новые локации приквела в свое время были вырезаны разработчиками из оригинала, равно как и любые встреченные модные плюшки уже не раз бывали анонсированы для "Тени Чернобыля".
Впрочем, унывать не стоит. Правда, поначалу "Чистое Небо", конечно, очень хочется поругать. Аддон клянешь раз за разом, когда его приходится вновь перезапускать после очередного вылета. Хотя "переживания" начинаются еще во время установки — мучительно долгой установки. Играть ведь тянет просто жутко. И что самое удивительное, даже после n-го вылета, даже сотрясая воздух непечатными выражениями, "Сталкера" запускаешь и стараешься успеть сделать как можно больше до следующего сбоя. Эдакая игра с игрой: кто кого. Вот так в безумной борьбе, не сдавая ни единой позиции, и идешь до победного конца. Здесь очень к месту вспоминаются слова нашего же почтальона — слегка их перефразирую (да простит мне Ануриель эту маленькую шалость): если даже в таких условиях интерес к прохождению не убывает, то какие еще подтверждения достойности игры вам нужны?

"Вот молодец! Живой пришел..."
Если в оригинальной "Тени Чернобыля" подобные слова какого-нибудь сталкера вызывали лишь улыбку, полную умиления, — ну кто ж там мог помешать вернуться живым, то в аддоне искренне переводишь дух, сбывая хабар первому попавшемуся на пути торговцу. Ведь еще минуту назад ты был на волоске от смерти, да и автомат невовремя заклинило... Не выхватил бы пистолет — так бы и остался лежать там. Да, играть, наконец, стало сложно и безумно интересно. Это понимаешь, запрыгнув на покосившееся дерево и глядя на рыскающих внизу псевдособак: патронов почти не осталось, а ножом отбиваться от десятка голодных псов не станет даже псих.

Гораздо больше неприятностей доставляют люди. Язык теперь не повернется назвать их компьютерными болванами: враги действуют слаженно, нападают из укрытий, стараются обойти или выкурить вас из безопасного места гранатой. Бывает, что выкуривается уже ваш труп. Ну, а если вы сумели застигнуть противника врасплох, загнать его в патовую ситуацию, то не надейтесь на скорую расправу: он будет отбиваться до последнего патрона, стреляя по вам вслепую из-за угла или через голову.

А еще в оригинальном "Сталкере" как-то не принято было приравнивать к опасности аномалии. Искрится себе там в километре — ну и пусть. Такое светопреставление обойти труда не составляло. Только вот не знаю, обрадую вас или же разочарую, а в аддоне несерьезное отношение к порождениям Зоны чревато летальным исходом. Не заметить прямо под носом аномалию и быть разорванным на куски или прожаренным до хрустящего скафандра теперь проще простого. Иногда даже удивляешься, с чего бы так бешено пищал детектор. Недолго, правда.

Детекторы, кстати, теперь являются вполне самостоятельными предметами. Предусмотрен даже специальный слот в инвентаре. Только вот разработчики, видимо, сжалились над нами или же решили, что с этим чудом инженерной мысли в одной руке и пистолетом в другой мы всю Зону никак не обойдем, но факт остается фактом: лежащий в кармане детектор будет предупреждать нас о приближении к аномалиям раздражительным писком. Но вот когда мы берем эту игрушку в руки, раскрывается ее истинное предназначение: обнаружение артефактов. Теперь они не будут светящимися гирляндами валяться под ногами - они невидимы. Так что придется вам, жертвуя драгоценной сталкерской шкурой и загнанными в костюм высокими технологиями, залазить с детектором наизготовку чуть ли не в саму аномалию, чтобы разжиться ценной штуковиной. А артефакты ой как порой помогают выжить. Слотов для них предусмотрено все так же пять, но количество доступных варьируется в зависимости от типа скафандра. Что уж тут говорить, больше вы их десятками сплавлять торговцам не будете. Впрочем, не хочу забегать вперед, узнаете все сами.

Если рассказом об артефактах я навел вас на мысль о том, как же добывать деньги, то не гоните ее прочь. Оформите в вопрос и поставьте на повестку дня. Потому как острый дефицит средств на выживание ощущается на протяжении всей игры. Можно, конечно, урезать расходы и накопить тысяч, эдак, 5, но уже у ближайшего торговца спустить все на драгоценные аптечки и бинты. Причем именно так, в тандеме: аптечки и бинты. Лишь коробками неотложной помощи вы не обойдетесь: даже если используете одну, то минут через 10 все равно свалитесь замертво от потери крови. Так что ни в коем случае не пренебрегайте перевязочным материалом и даже приоритет старайтесь отдавать ему.

Очень приятным нововведением оказалась система апгрейда оружия — теперь можно смело прошагать пол-игры даже с АК. "Пугачку на прокачку" нести нужно будет техникам, которые окопались на базах группировок. Они предложат вам ветвистое древо умений, которое, однако, позволяет выбрать лишь один путь совершенствования ствола. Решайте сами, какие характеристики вам важнее. Интересной является возможность сменить калибр оружия, так что мои слова про АК были не просто речевым оборотом: старый-добрый советский автомат всегда можно модернизировать под НАТОвский патрон 5,56. Стоит заметить, что данный апгрейд является необратимым, так что вам следует всегда взвешивать все за и против. И еще — если что-то сломалось, техник это с радостью починит (если вы с той же радостью расстанетесь с деньгами, конечно).

В заключение темы об оружии хочется рассказать про маленькую, милую сердцу плюшку, которую прикрутили разработчики к игре. Теперь при перезарядке взгляд фокусируется на стволе, а окружающий мир слегка размывается. Казалось бы, мелочь, а приятно.

Косметическим изменениям подвергся интерфейс и функциональным — КПК. Теперь в нем собрана не только ваша статистика, информация о квестах и разговорах — целых два раздела посвящены статусу группировок в Зоне и вашему продвижению по клановой карьерной лестнице. Существенным изменениям подверглась и карта: на ней, помимо целей заданий и тайников, отмечены враги, нейтралы и союзники, а также ключевые персонажи кланов, о которых речь пойдет чуть позже.

Нельзя обойти стороной тему постапокалиптики в "Сталкере". В приквеле атмосфера глобальной катастрофы, отчужденности, одиночества, необходимости выживать стала почти что осязаемой. Этому способствует все, начиная с графики и фоновых звуков и заканчивая все теми же незаметными при беглом осмотре мелочами. К слову, о графике. Она оказалась уж просто до неприличия красивой. На высшем уровне выполнено и мягкое освещение, и фотореалистичные текстуры, и различные эффекты типа дождя и льющейся воды. Конечно, чтобы наблюдать всю эту роскошь, требуется очень мощный по современным меркам компьютер, но кого это остановит?

Яркий солнечный денек на жутких запутанных болотах — что может быть контрастнее? Ночи же стали совершенно непроглядными. Без прибора ночного видения в темноту лучше и не соваться - отсидитесь на чьей-нибудь базе, поберегите себя. Фонариком можно от силы освещать себе сапоги, и хорошо, если вы наткнетесь на забор или дерево. А если где-то там притаился кровосос?

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо

Большой проблемой оригинала было то, что о присутствии людей можно было догадаться исключительно в том случае, если вы видели этих самых людей. Теперь же все говорит о том, что добровольные пленники Зоны пытаются обустроить свою жизнь. Сталкеры в импровизированном лагере получают электричество от старого, закопченного генератора, а в домах можно найти самодельные кальяны из обрезков шланга и тронутых ржавчиной чайников. Не менее забавным бывает послушать сообщения из громкоговорителей. И ладно бы там играла музыка или звучали призывы к уничтожению тех или иных. Так, например, на базе "Свободы" можно подслушать перебранку лидера и местного торговца Ашота или узнать, чем меряются свободовцы в бане. К слову, Ашот — тот еще восточный фрукт, с его перлов невозможно не смеяться. Стоп. Что? Смеяться? Внимание! Был замечен и идентифицирован качественный рост уровня шуток у разработчиков. И что самое замечательное, ты не кисло улыбаешься с заезженных анекдотов, а искренне, от всей души смеешься в частых забавных ситуациях.

"Каждому свое: одни входят в историю, другие в нее влипают"
Аддон освещает события, предшествовавшие истории оригинала. Почему Зона стала контролироваться мутантами? Когда стала процветать анархия, а военные умыли руки? Это лишь несколько вопросов, ответы на которые дает игра, а уж сколько интересностей ждет вас во время прохождения... Играть мы будем за наемника по кличке Шрам. Хотя неизвестно, для чего ему кличка — все и так обращаются по рации и в разговоре лишь "наемник". Выражают таким образом свое отношение к вашей продажной душенке. Да вы и не торопитесь никого разубеждать: кто больше платит, тот и правит бал. Вами правит, то бишь.

Только когда наш герой пытался провести отряд ученых поглубже в Зону, ему откровенно не повезло: произошел мощнейший выброс, унесший с собой жизни всех яйцеголовых и, в принципе, Шрама... Но не тут-то было. Контуженого охотника за наградой подобрали бойцы таинственной группировки "Чистое Небо", о которой никто ровным счетом ничего не знает. Спрятанная глубоко в болотах, она своей целью ставит изучение Зоны. Члены группировки воспринимают аномальную активность территории как некий живой организм, способный реагировать на внешние раздражители — этим и объясняют недавний выброс. Выясняется, что кто-то сумел дотянуться до ранее запретного центра, а Зоне это, ясное дело, не понравилось. Как окажется, экспедицию в ЧАЭС снарядили наши старые знакомые: компания сталкеров во главе со Стрелком. Их-то мы и вынуждены будем ловить. Одним словом, интрига.

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо

Но и Шрам-то оказывается далеко не самым обычным наемником. Последний выброс вызвал необратимые изменения в организме героя, и теперь тот способен выдерживать сильнейшие потоки излучения. Правда, если вовремя не вернуть Зону в стабильное состояние, он рискует умереть уникальным человеком: каждый выброс изнашивает нервную систему и без того неспокойного персонажа.

Неслучайно играть нам предстоит именно за наемника. На разгоревшейся войне кланов такой боец — всегда желанный гость. Без страха и упрека, а мораль прямо пропорциональна количеству отпускных. Конечно, никто не мешает вам с благородным видом прошествовать по сюжетной линии, но гораздо интереснее поучаствовать в сражениях между группировками и помочь одной из них одержать победу. Сама война построена таким образом: нужно захватывать вражеские опорные пункты и помогать удерживать свои. У каждой группировки есть ограниченное количество отрядов и резерва, поэтому без быстрых успехов ваша фракция обречена на поражение. И вы не поверите: GSC даже замахнулись на зачатки тактики в игре. Отряду можно дать команду "Атака", и бойцы сломя голову понесутся в самое пекло.

Помимо всего прочего, враждующие стороны обзавелись более серьезными базами. Это уже не просто курсирующие по заданной территории группы охранников, а хорошо обустроенные и защищенные лагеря. Там вы встретите стандартный набор персонажей: бармена, который будет выдавать вам награду за выполненные задания; торговца, который снабдит путника всем необходимым снаряжением; техника, всегда готового починить или улучшить вашу экипировку; наконец, лидера группировки, харизматичного и гордого.

Да и в целом кланы обрели более четкий характер. "Долг" — идеологизированный клан, полный туповатых, но смелых вояк, которые пытаются уничтожить Зону силой пули. "Свобода" — сборище растаманов и пацифистов, которые с Зоной пытаются сосуществовать, надеясь на ее ценность для всего человечества. "Чистое Небо" изучает окружающее, пытаясь постигнуть природу аномалий, причины их возникновения, а также, наконец, узнать, кто виноват и что делать. Сталкеры на старушке Зоне зарабатывают себе на жизнь, никаких глобальных целей перед собой не ставя, ну а бандиты... А что бандиты? Они и на черном континенте своих повадок не меняют.

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо

Действо происходит на обновленной карте. Теперь локации за военными складами нам будут недоступны, однако откроются новые территории. Самая первая — болота. В тамошнем лабиринте кочек и желтых зарослях травы не грех заблудиться — само собой разумеется, что от одиночества умереть вам там не дадут. Помимо болот позволят освоить Лиманск и лежащий по другую сторону зараженной речушки Рыжий лес. Городок встретит тихими, таящими опасность улочками, а среди сюрреалистических красных деревьев вас ждет безумство аномальной активности.

В целом, Зона все же раздалась вширь, поэтому побегать придется. Для нелюбителей спортивной ходьбы разработчики припасли функцию быстрого перехода, причем не просто между локациями, а между ключевыми точками. Осуществлять это будут проводники. Если вы помните про сыр в мышеловке, то не будете сильно удивлены тем фактом, что путешествия окажутся платными. Хотя с некоторыми оговорками: с нейтрального героя за переход дерут втридорога, к другу относятся лояльнее и берут копейки, ну а члену группировки проводники предложат пройтись за пару добрых слов.

Вот в такой круговерти игроки вынуждены разбираться. Надеюсь, вы согласитесь со мной, что все вышеописанное очень интересно и захватывающе. Если да — вперед на амбразуры!

P.S. Прежде чем покупать игру, скачайте все доступные патчи. Статья писалась при наличии как минимум одного, но кто знает, сколько их подоспеет к моменту появления газеты в продаже.

Радости:
Значительно улучшенный ИИ
Зрелищная система боя
Измененное взаимодействие с аномалиями и артефактами
Новые локации
Возможность апгрейда оружия
Отличная графика с поддержкой Dx10
Большая реалистичность и атмосферность по сравнению с оригиналом

Гадости:
Вторичность всех "нововведений"
Непредсказуемые вылеты на любых конфигурациях

Оценка: 8,5

Вывод: "Сталкер" окреп, возмужал и, наконец, оставил в прошлом детские болезни (по крайней мере, многие из них). Он стал таким, каким мы и хотели его видеть — чем не повод для скорейшего с ним ознакомления?

Diamond

survival, шутер Обзор №105
Упоминаемые игры и серии: 
S.T.A.L.K.E.R.
Яндекс.Метрика