Обзор SpellForce: The Order of Dawn

Жанр: RTS с примесями RPG и мизерной дозой экшена
Сайт игры: http://spellforce.jowood.de
Разработчик: Phenomic ( http://www.phenomic.de )
Издатели: JoWooD ( http://www.jowood.de ), Руссобит-М ( http://www.russobit-m.ru )
Количество дисков в оригинальной версии: 2 CD
Похожие игры: отсутствуют.
Минимальные системные требования: P3-1000 MHz, 256 Mb RAM, 64 Mb DirectX 9.0 Compatible Graphic Card (nVidia GeForce 3 Ti500 Class), 1.8 Gb HDD Free Space, 56 kbps connection speed for multiplayer, OS Windows 9x/Me/2k/XP.
Рекомендуемые системные требования: P4-2000 MHz, 512 Mb RAM, 128 Mb DirectX 9.0 Compatible Graphic Card (nVidia GeForce 4 Ti4600 Class), 2.2 Gb HDD Free Space, 56 kbps connection speed for multiplayer, OS Windows 9x/Me/2k/XP.
Многопользовательский режим: LAN, Internet.
Нельзя не согласиться, что главной определяющей успеха любой игры является идея. Возьмем для примера Will Rock. Будь он создан на движке Unreal Warfare или Doom 3 — все равно остался бы калькой с Serious Sam. А посмотрите на Sacrifice, Giants, Project Nomads. Эти игры, выстроившись в ровную шеренгу, на своих плечах держат титул самых необычных игр. И дело здесь именно в идее. Вспомните, вы тоже вертели пальцем у виска, когда слышали заявления разработчиков о каждой из вышеупомянутых игр. А когда впервые попробовали — очень понравилось.
Чего же ожидать от SpellForce, нашей сегодняшней гостьи? Безумная идея? Потрясающая реализация? Все вместе? Да, друзья, и безумная [на первый взгляд] идея и потрясающая реализация. Эта игра совершенно не похожа ни на Sacrifice, ни на Giants, ни на Project Nomads, но идеально вписывается в эту компанию "игр не от мира сего". Кому мы этим обязаны? Никому иному, как скромному немецкому гражданину, Волкеру Вертиху (Volker Wertich). Именно этот человек десять с лишним лет назад придумал и реализовал на РС вселенную The Settlers, уже давно ставшую классикой. Сразу после ухода из Blue Byte Вертих он организовал собственную компанию Phenomic и набрал штат для работы над SpellForce. Процесс создания сего великолепия занял два года. За это время Волкер успел освоить третье измерение и забыть о серии Settlers. "SpellForce, — говорит Вертих, — принципиально отличается от того, чем я занимался раньше, — больше сражений, меньше экономики". Это видно невооруженным глазом.
Завязка
Как любая другая фэнтези-игра, SpellForce предлагает в качестве сюжетной основы сказку об извечном противостоянии добра и зла. С чего все начиналось? Существовала когда-то на карте волшебная страна Fiara. Все населявшие ее народы жили в мире и согласии. Но в один прекрасный день тринадцать могущественных магов, членов тамошнего парламента, затеяли между собой кровавую бойню. Причина неизвестна. Будем считать это обычными политическими разборками. Но это еще не самое страшное. Поубивали эти маги друг друга и черт с ними. Организовать выборы и избрать новых — не проблема. Но их противостояние послужило причиной пробуждения Великого-и-Ужасного повелителя сил зла. Тот вспомнил, что вот-вот уже тысяча лет стукнет со времен последнего отмеченного дня рождения. Он разослал письма, собрал товарищей, накрыл стол. Три дня и три ночи гудела компания... Здорово напившись одурманивающего зелья, горячие ребята орки, гоблины, драконы бросились громить все, что попадалось под руки: деревни, поселки, города. Разозлившийся хозяин, пытаясь успокоить гостей, сильно топнул ногой. Но вот беда, господин сам был порядочно поддатый и не рассчитал силы. В результате, мир разлетелся на несколько осколков, которые изобретательные жители впоследствии соединили порталами. На этом праздник закончился.
Спустя несколько лет, когда выжившая часть населения Fiar-ы приспособилась к новым жизненным условиям, в адрес Великого-и-Ужасного повелителя сил зла стали поступать угрозы. Повелитель почесал хмельную голову и подумал: а не стереть ли неверных с лица Земли? Собрав в кучу единомышленников, он отправил их на дело. Но мирные жители оказались не такими мирными, как ему показалось. За это время в рядах их скромной армии появился избранный, который просто так обид не прощал и всерьез вознамерился показать повелителю, чьи в лесу шишки. Вы еще не догадались, кому предстоит стать этим героем? Верно, нам. Радует, что ничего сверхсложного проделывать не надо, всего лишь в очередной раз спасти мир от верной гибели.
Банально? Просто? Незамысловато? Соглашусь, но во время игры история развивается вполне живо и интересно. Кстати, пора перейти к самой игре.
Состав
В чем секрет? Из чего состоит SpellForce? Записывайте: 70% реал-тайм стратегии, 25% РПГ, остальные 5% — экшен от третьего лица. Скажете, так не бывает? Еще как бывает.
Первым делом игра предлагает создать главного героя. Ничего революционно нового вы здесь не увидите. Нужно всего лишь выбрать специальность, специализацию и раскидать тридцать единиц по семи основным характеристикам героя. Как показала практика, любой герой-маг здесь приносит в разы больше пользы, чем воин. К тому же здесь имеется гораздо больше вариантов развития — магия в игре разделена на четыре школы. Но вернемся к процессу создания героя. Никаких модных возможностей вроде выбора расы (human, only and forever) или изменения внешнего вида. Нет, конечно, герой-маг внешне заметно отличен от героя-воина, но это отличие состоит лишь в оружии и экипировке, черты лица одинаковы.
Начинается игра в духе Dungeon Siege. Герой-одиночка носится по невероятной красоты пейзажам, шинкуя местных монстров. Веселье продолжается до тех пор, пока игра в добровольно-принудительном порядке не попросит построить базу. Однако игрок даже не подозревает, что самое веселое еще впереди.
Как уже сказано, 70% игры будет проходить в духе обыкновенной РТС. Ни на что не жалуясь, рабочие таскают ресурсы (коих в игре аж шесть видов), строят здания. Вы в это время проводите апгрейды, собираете армию. Затем отправляетесь бить врага.
Битвы в SpellForce — это что-то невероятное. Удивительно зрелищные. С участием большого числа юнитов. И это все с самой удобной системой управления Click'n'Fight. Это идея лично Волкера Вертиха. Заключается она в том, что сначала игроку нужно выбрать юнита, а затем действие, которое над ним следует совершить. На первый взгляд это кажется странным, однако после недолгого освоения становится очень удобным. В некоторой степени благодаря функциональному интерфейсу.
Что до РПГ, то здесь все не так просто. Помимо вышеописанной возможности генерации главного действующего лица, есть еще кое-что. Так, например, по мере роста числа трупов за спиной героя он набирает опыт, получает уровни, совершенствует свои способности. Сценарий ненавязчиво подбрасывает разнообразные квесты, за успешное выполнение которых герой получает драгоценную экспу. Помимо прочего, главный герой способен собирать разбросанные по карте предметы вроде оружия, доспехов и прочего. Все это складируется в удобный функциональный инвентарь, после чего может быть использовано самим героем либо продано. На вырученные средства, ясное дело, можно что-нибудь приобрести. Для этих целей в игре имеется еще один вид ресурсов — деньги. Схема такова: одна золотая монета равна сотне серебряных, а одна серебряная — сотне бронзовых.
Я говорил, что в игре также присутствуют элементы экшена. И это чистая правда. Во время игры можно поменять вид с привычного (в изометрической проекции), на вид от третьего лица. Управлять в таком виде можно только главным героем, посмотреть на мир глазами крестьянина, увы, нельзя. Так вот, в этом режиме управление героем меняется на схему экшенов "WASD", а за управление остальными юнитами по-прежнему отвечает мышь. Вполне, надо заметить, удобно.
Апгрейд неизбежен
Красота всего происходящего на экране, мягко говоря, поражает. Отличный движок Krass (результат работы которого мы могли видеть в AquaNox) здесь доведен буквально до совершенства. Великолепно смотрится ландшафт, детальность проработки которого способна повергнуть в шок каждого. Отлично обставлены гигантского размера карты. Потребность в создании статичных "задников" отпадает — они образуются сами собой. Как в "Глазе Дракона", помните? Модели юнитов тоже на высоте. Они не только превосходно "собраны" из полигонов и завернуты в высокодетализированные текстуры, они еще и превосходно анимированы. Не хватает, пожалуй, лицевой анимации. Но это все мелочи.
Замечено наличие отменного качества теней, которые, помимо прочего, еще обладают редким качеством — честностью. Такие тени без труда сделали бы честь не стратегии, а 3D-шутеру. В игре присутствует смена дня и ночи, погодных условий. Нет ничего красивее, чем маленький дождик на рассвете. А вышеописанные тени, к полудню уменьшающиеся, а во второй половине дня — наоборот, разрастающиеся в длину, просто незабываемы. Вода в игре шейдерная, по качеству исполнения ни на шаг не отстающая от Morrowind-a. А деревья, качающиеся на ветру, — редкая красота. Лучшая графика в жанре. Конкурентов попросту нет.
Что уж говорить про спецэффекты. Анимация заклинаний — это вообще нечто! Особенно во время масштабных сражений. Но есть у всего этого огромный недостаток — системные требования. Самые мощные видеокарты хрипят и задыхаются, обладатели систем с менее чем четвертью гигабайта ОЗУ нервно курят. Не верьте тому, что написано в readme. На конфигурации, указанной в качестве минимальной, вы сможете лишь посмотреть цветные диафильмы в разрешении 800х600 с минимальной детализацией. Для достижения более-менее приемлемой играбельности большинству из вас придется серьезно раскошелиться.
Вместо эпилога
Странно, но смешать стратегию в реальном времени с РПГ ТАКИМ образом еще никто не додумывался. Присутствующая в игре доля экшена лишь добавляет ей обаяния. SpellForce — это нечто принципиально новое, во многом не поддающееся разумному объяснению, но все равно очень приятное на вкус. Устоять невозможно.
ОЦЕНКА 9.
Игра, не вписывающаяся в рамки ни одного жанра, и, по совместительству, самый оригинальный проект уходящего года. Фанфары. Аплодисменты. Must have и никаких разговоров.
Roll