Обзор Смерть шпионам | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Смерть шпионам

on апреля 30, 2007 - 00:00

Разработчик: Haggard Games
Издатель: "1С"
Жанр: stealth-action
Похожие игры: серия Hitman, Commandos: Strike Force, серия Splinter Cell
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Минимальные требования: Pentium III/Athlon XP 2,6 GHz, 512 Mb RAM, 128 Mb VRAM, 2,5 Gb
Рекомендуемые требования: Pentium 4/Athlon 64 3,2 GHz, 1 Gb RAM, 256 Mb VRAM, 2,5Gb

ПСмерть шпионамоджанр stealth-action, называемый еще и анти-шутером, не насчитывает и сотни представителей, но имеет нескромную популярность среди геймеров. Понятное дело, серьезный анонс серьезного российского стелса возбудил большую заинтересованность. Игру сразу же прозвали "русским Хитманом", и, как ни странно, в этом прозвище, оказалось, есть доля истины.

- Я СМЕРШ.
- Ну и что?
- Ну и все.

Вся история "Смерть шпионам", развивающаяся в роликах между миссиями, исполняет роль клея, соединяющего отдельные уровни в единое целое, прозванное игрой. В итоге строительный материал, именуемый гордо storyline, укладывается в несколько слов. Это не настолько серьезный минус, чтобы за него порицать разработчиков: они предпочли сосредоточить силы и внимание на геймплее, отчего сюжет производит впечатление второстепенного элемента, в котором почти и нет надобности. К тому же подобное не редкость для стелс-экшенов.

Мы переносимся в 1951 год, Великая Отечественная уже достояние истории, но достояние темное, туманное, посему правительственные органы начинают очередной "разбор полетов" с выяснения, кто и что делал в военные годы. Очередь дошла и до бойца невидимого фронта Семена Строгова, чьим делом как бы невзначай заинтересовалась Лубянка. Сразу скажу, не знай вы его прошлого, приняли бы за обычного водопроводчика. Семен — брюнет, говорит будто не своим голосом, не производит впечатления статного хладнокровного интеллигента и лицом неказист. Бывшему агенту придется поведать о наиболее серьезных операциях, проведенных им с начала создания военной контрразведки "СМЕРШ" до окончания войны. Они-то и станут нашими миссиями.

Всего операций будет кругленькое число — десять. Кому-то покажется мало, в действительности в самый раз, к последним уровням начинает немножечко надоедать, но интереса в пороховницах еще достаточно. Каждую миссию здесь старались сделать уникальной и оригинальной, хотя бы в плане окружающего мира и геймплейных мелочей.

"Смерть шпионам" берет за шиворот мертвой хваткой с первого задания. Отнюдь не маленьких размеров холмистый ландшафт, ограничиваемый лишь высокими серыми скалами, шумит листва, и качаются деревья на ветру, а ваш альтер-эго в камуфляжной форме сливается с густой высокой травой, также ритмично колыхающейся. Выглядит сия радость весьма заманчиво. Приключения в лесистой местности сменяются прятками среди городских улочек в снежную пургу или в пробирающий осенний денек, затем и вовсе напряженным маскарадом в коридорах и комнатах. Непредсказуемая судьба заносит то в белорусскую глубинку, полную обветшалых хат, камышей и тонких берез, то на американскую территорию, то в самое логово льва, где нет ни одного доброжелательного лица, лишь враждебно настроенные нацисты, готовые расстрелять любого подозрительного хомо сапиенса. Словом, сплошные путешествия по продвинутому буржуйскому Западу.

Крадущий коммунист, затаившийся фашист

Смерть шпионамВ игре существует возможность перемещаться не только пешком, но и на машине. Ничто не мешает подойти к шикарному автомобилю у обочины и поехать кататься или сесть в грузовик и нарезать круги по колдобинам, едва вписываясь в повороты. Есть даже мотоцикл, на котором, правда, мне так и не удалось переплыть реку — глухая к мольбам воздушная стена была против подобных трюков. К большому разочарованию, в воду и элементарно ножками войти не удастся, так что про холодный душ забудьте напрочь. В танк залезать тоже не разрешается, это же стелс, а не танковый симулятор. Желание пострелять из пушки? Так загружайте Panzer Elite Action, а это "Смерть шпионов", чьи разработчики весьма пекутся об игровом балансе. Причем настолько, что в большинстве случаев начать перестрелку значит мгновенно подписать себе смертный приговор. Для охотников пострелять, конечно, найдется на некоторых заданиях возможность поднять хороший шум, но нужно учитывать, что Семен не фантастический персонаж, не Дункан Маклауд, ему достаточно двух-трех ранений, чтобы распрощаться с жизнью. В доброй половине миссий вообще шуметь не рекомендуется и даже запрещается, так как любое неверное или подозрительное движение может привести к провалу. Так что добро пожаловать в мир переодеваний, пряток и тихих убийств в спину.

В помощь нам дается относительно небольшой арсенал. Ну, как небольшой... Около десяти автоматов, столько же винтовок, чуть поменьше пистолетов, также взрывчатка, гранаты и ворох полезной мелкоты. Разгуляться есть где, ведь сразу же после брифинга разработчики почти всегда дают возможность самому выбрать себе снаряжение. Мины, разнообразные гранаты, автоматы — веселитесь на здоровье, однако любителям истинного стелса практически все из перечисленного не понадобится, если это не задумано девелоперами. Например, как-то придется взрывать мост - тут проще первоначально взять с собой динамит, чем красть его из-под носа десятков фашистов. Главным огнестрельным оружием стал наган с глушителем, по той простой причине, что все остальные пистолеты без глушителя, а шум, как я уже говорил, в игре не желателен. К нему добавляем нож, бессмертную удавку, которая, как и монтировка в шутерах, кажется, стала обязательной для своего жанра, и хлороформ. Остальное — ребячество тех, в чьи интересы не входит получить редкий рейтинг "Волкодав".

Держим все в почти дьябловском инвентаре. Носить по две винтовки невозможно, как и по два пистолета, динамит содержится исключительно в рюкзаке, скидываем сумку (а такое нередко придется делать) и лишаемся сразу трех ячеек. Зато под всякую мелочь (от ножей до тарелок и стаканов, которые можно швырять) места больше, все-таки русская разведка не пользовалась бездонными рюкзаками. Понятие "инвентарь" не для одного главного героя, а для всех NPC: достаточно отключить их сознание (оглушить, усыпить, убить, наконец) - и можно порыться в карманам в поисках полезного. Зачастую из полезного только обоймы, но попадаются и важные вещи, документы.

"Многочисленны и странны пути, ведущие к смерти".
Эдгар По

Смерть шпионамОглушать, усыплять и душить, как и совершать любое другое действие придется через "меню действий", молниеносно вызывающее дежавю. Как ни стараются разработчики оригинальничать, позволяя водить транспорт, рыться в чужих инвентарях и прочие фишки, до конца не получается. Какая разница, про Вторую мировую или нет, если часть интерфейса точная копия другой игры — Hitman. Все же велико влияние мастодонтов steath-action на разработчиков. Берем что-нибудь тяжелое в руку — и сотрясение мозга. Это Фишер. Тихо душим солдата, медленно опуская обмякающее тело на пол. Это 47-ой.

Переодеваться предстоит много, притом избирательно. Но чтобы влезть в чужую одежду, иногда придется помучиться, как в финальной миссии в посольстве, где единственная сложность заключалась в том, чтобы добыть костюм охраны. Дабы переодевание было возможным, нельзя стрелять, даже в голову со снайперской винтовки, нельзя метать ножи - лишь задушить, усыпить. Все затем, чтоб не попортить шкурку. Если ударить в затылок, противник, прежде чем потерять сознание, как назло вскрикнет, а использование удавки или хлороформа — процесс (относительно обыкновенного удара в голову) долгий, так что в "Смерти шпионам" без математического расчета и удачи никуда. Игра непроста, и банальное "пришел, пристрелил, ушел" здесь вряд ли пройдет.

Параноидальность AI заметна и при самой низкой сложности игры, обстановка при "трудном" прохождении накаляется до ужаса. И с каждым разом миссии будут только усложняться, нервозных моментов с замирающим в груди сердцем становится все больше. Здесь любой человек имеет определенный сектор зрения. Попасть под взгляд обычных людей считается нормальным, вы всего лишь под наблюдением, на вас просто смотрят, не делайте подозрительных движений, не бегайте как угорелый по улицам или коридорам — и все будет нормально. Попав в поле зрения враждебно настроенного - всего несколько секунд, чтобы спрятаться от его взора, иначе будете разоблачены.

Враги прекрасно различают шорохи, вскрики и в целом все подозрительное. Помню случай, как враждебный караульный, шагавший по перрону, вдруг мельком заметил Семена, вытирающего пузом железнодорожные рельсы в наивной попытке спрятаться. Несмотря на скорое бегство - насколько скорым оно могло быть при той ситуации — караульный медленно зашагал в погоню, заводя в западню, где и поднял тревогу. Проходящему за стеной противнику достаточно грохота падающего тела, чтобы остановиться около дверей и зайти проверить, что это там за звук такой странный или ему показалось. Первое время искусственный интеллект производит сильное впечатление, пока не увидишь обратную сторону медали. Всем известно, что паника противоположность здравомыслию. Человек паникующий не в состоянии трезво оценивать ситуацию и принимать правильные решения, а если их много, то наблюдается небывалый стадный тупизм. К чему я? К тому, что у окружающих есть два варианта реакции на трупы и стрельбу: ответная стрельба и паника. С первой все понятно, со второй — не понятно ничего. Охваченные страхом и тревогой, и мирные граждане, и противники часто странно дергаются из стороны в сторону, прокручиваются вокруг себя и слепо носятся зигзагами. Вроде и клоунов в игре нет, а смешно.

Смерть шпионам

Красная Серая капелла

"Смерть шпионов" хороша, но она далека от идеала. Вместо того чтобы до мельчайших деталей проработать абсолютно каждую зону, скрупулезно создавая любую мелочь, десятки путей прохождения, одним словом, расширяя свободу для игрока, разработчики из Haggard Games создают рамки. Игрок вправе выполнять задание, как ему хочется, но на карте цифрами помечен необязательный план операции. Действуйте, как хотите, только особого изящества не ждите. Подстроить несчастный случай или подсыпать яд, если желаете. А чего-нибудь пооригинальней нет, совсем.

Однако почти каждая миссия уникальна, и эта непредсказуемость притягивает к монитору и заставляет идти дальше. Несмотря на сложность и не очень большое число возможных вариантов прохождения, загружаешь уровни по второму, третьему разу, что доказывает на практике ее реиграбельность. Не последнюю роль играет графическая составляющая игры. Возможно, движок не самый современный, но хорошо оптимизированный. Визуально "Смерть шпионов" уступает в реалистичности тому же Splinter Cell: Double Agent, в шикарности - Hitman: Blood money, но не припомню в нем ничего особо отрицательного. Проблема - в теме Второй мировой войны, избитой и надоевшей, бараки и трехзвездочные отели — не клубы Города Грехов. Четкие текстуры, скрывающие невысокую полигональность моделей, не спасают от нерешительности дизайнера, художников, обратившихся к неярким краскам, забывших про стиль и атмосферу. Ни того, ни другого нет, к сожалению, в этом очень даже хорошем проекте.

Радости:
Увлекательный разноплановый геймплей
Вождение и ряд иных интересных моментов
Приятная графика
Оптимизация
Реиграбельность

Гадости:
Посредственная физика
Отсутствует стиль
Поведение ИИ при панике

Оценка: 8

Вывод:

Между "Смерть шпионам" и "Хитманом" столько же общего, сколько между Doom 3 и Quake 4, если вы улавливаете, о чем я. Великолепный Blood Money многажды пройден, заработаны все рейтинги Silent Assassin, а организм требует еще. Высококачественную добавку получили оттуда, откуда, собственно, ждали в последнюю очередь — от российских разработчиков. Оные, правда, могут посоревноваться с IO Interactive, но то будет скорее игра амбиций, ведь, к сожалению, при всех своих качествах "Смерть шпионам" лишена стильности, глубины и изящества, без коих нельзя представить ни одну часть из серии Hitman.

Берлинский Gosha

stealth, экшен Обзор № 88 Смерть шпионам
Яндекс.Метрика