Обзор Sin Episodes: Emergence
Жанр: FPS
Разработчик: Ritual Entertainment
Издатель: Valve Software
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: Half-Life 2, Sin
Мультиплейер: нет
Минимальные требования: процессор P3-1.2 ГГц, 256MB RAM, 64MB видеокарта
Рекомендуемые требования: процессор P4-2.4, 512MB RAM, 128MB видеокарта
Вспомните, сколько вы за вашу виртуальную жизнь бойцом всяческих спецподразделений и безбашеных одиночек разрушили секретных лабораторий, подземных заводов, сколько коварных планов по уничтожению или порабощению мира вы пресекли на разных этапах исполнения. Много? А еще не хотите? Все включено — коварный план есть, главгад с сотоварищами тоже, противников — хоть отбавляй, цель — настигнуть и надавать по ушам, дабы больше не безобразничали. Не впечатляет? Гм, а если главгадом будет девушка, да еще такая, что Ларе Крофт впору обзавидоваться. Интереснее? А если у нас будет не менее симпатичная напарница? А если я скажу, что по красоте и динамике игра не уступает, а иногда даже превосходит Half-Life 2? Совсем другое дело, правда?
Честно говоря, с местной "нехорошей девочкой" Элексис Синклер мы уже имели дело в оригинальной Sin в 1998 году. Тогда мы, как обычно, пресекли ее зловещие планы устроить "биг-бада-бум", но поймать не сумели. Спустя восемь лет девушка придумала очередную каверзу — тотальная геномодификация человечества. Но пока у нее получаются только монстры, впрочем, ее это не сильно заботит. В качестве сотрудника HardCorpse Джона Блейда мы снова беремся за это дело, но на этот раз как-то неудачно, и попадаем в руки своей же цели.
Очнувшись на столе (то ли операционном, то ли пыточном) и не успев толком разобраться, что происходит, тут же спасаемся усилиями нашей партнерши Джессики Кэннон. Короткая поездка — и нас отправляют в одиночку расправляться с нашей обидчицей. Джессика как обычно будет на связи, регулярно подключаясь к боевым действиям. Дальнейшее представить несложно — беги и стреляй на протяжении почти двух десятков уровней, иногда немного запинаясь на загадках. Устроив в отдельно взятом городке Фрипорте и его окрестностях маленькую войну, закончим мы ее на крыше небоскреба, оставив после себя горы трупов. На войне, собственно, надо знать только две вещи — против кого воевать и чем воевать. Сейчас разберемся.
Ну-с, попробуйте угадать, сколько видов огнестрельного оружия нам положено. Ну-у-у, откуда такие цифры... всего ТРИ вида — пистолет, дробовик и автомат. До кучи еще жменька фосфорных гранат. Да, для избалованных современным разнообразием смертоносных гаджетов это катастрофически мало. Но могу вас успокоить, что всего этого вам хватит с лихвой, а самым востребованным стволом на протяжении двух третей игры будет... пистолет. И немудрено, убойная сила сохраняется на всем протяжении полета пули, скорострельность — сколько сможете нажать на курок в минуту, все ваше. Для вражин потолще существует альтернативный режим стрельбы. Дробовик пистолету уступает практически во всем — сравнительно медленно перезаряжается, уже на средних дистанциях точность оставляет желать лучшего, но в упор бьет просто шикарно, а картечь в альтернативном режиме сметает все на своем пути. Автомат же сможет похвастаться разве что скорострельностью, которая ему на пользу совсем не идет — из-за этого патроны (их в рожке сорок пять штук) расходятся моментально, причем отдачей ствол задирает чуть ли не в потолок, поэтому любители пострелять длинными очередями нередко будут созерцать экран загрузки. Упомянутыми фосфорными гранатами часто пользоваться нам не потребуется, но они просто незаменимы, когда возникает необходимость выкурить вражин, засевших в помещении: пара гранат в окно — и противники, объятые пламенем, мечутся по комнате, знай только, отстреливай.
Перейдем к тому, против кого сей скудный (по нынешним меркам) арсенал будет применим. Условно противников можно поделить на два вида — солдаты и монстры. Бойцы компании "Синтек" встречаются практически повсеместно и имеют порядка полдюжины подвидов. Солдат с пистолетом, солдат с дробовиком, солдат с автоматом, солдат с реактивным ранцем... все эти "солдат с..." являются для нас первоочередными мишенями как источник патронов и некоторого беспокойства. Избавляться от них — одно удовольствие, в чем нам оказывает неоценимую услугу пистолет. Достаточно одного выстрела в лоб — и враг навзничь падает на землю, некоторые, правда, умудряются надевать каски, но это препятствие сбивается с головы первой же пулей. Исключение составляют только пулеметчики, которые обладают неслабой броней и еще более неслабой поражающей мощью своего пулемета, этим нужно три альтернативных атаки в голову, чтобы они очень расстроились и взорвались от негодования.
Про монстров ничего особенного сказать нельзя, они просто тупы и агрессивны, видов пяток наберется, атакуют преимущественно в рукопашном виде, но замечены экземпляры, использующие огнестрельное оружие. Обитают сии жертвы экспериментов генетиков-троечников из "Синтека" на паре- тройке карт с пониженной освещенностью и повышенной захламленностью, в более цивилизованных местах они не попадаются. Кроме одного отвратительного верзилы, который встречается нам дважды за игру именно в городе и который является местным видом босса. Приличный запас здоровья, три вида мощнейшей атаки, хорошая скорость и реакция, помноженные на замкнутые пространства, в коих предстоит поединок с ним, дают хороший эффект. Но нас верзилами не запугать, тактика на таких мордастых отработана — спиной вперед и огонь со всех видов оружия. Повторять до полного издыхания монстра.
Гремя на бегу смертоносным железом, все же притормозите на минуту и посмотрите вокруг. Смотреть, скажу я вам, есть на что — половина игры будет проходить на открытом воздухе, а местные красоты приятно удивляют. Будь это доки, железнодорожная станция или вид с небоскреба "Синтек" — хочется просто постоять и полюбоваться работой гейм-дизайнеров и художников, жаль, что несознательный противник не разделяет нашего чувства прекрасного и спешит приобщить к пейзажу наш остывающий труп. Помещения тоже оставляют положительные эмоции, но если у вас появилось ощущение "дежа-вю", не торопитесь бежать в поликлинику — с головой у вас полный порядок. Упоминавшийся выше Half-Life 2 является не только идейным но и кровным родственником Sin Episodes. Движок Source, ответственный за все эти красоты, исправно служил и своему первенцу, но программисты Ritual Entertainment смогли развернуться на полную, поэтому, на мой взгляд, картинка в игре смотрится лучше, чем в Half-Life 2, ничуть при этом не тормозя даже на средних машинах.
Молочный брат SourceEngine, Havok тоже никуда не потерялся. Стекла бьются, баночки под ногами катаются, вещи и трупы разлетаются в стороны от взрывов. Правда, болезнь трупов, перекочевавшая из прародителя, осталась и здесь. Мертвые противники также падают иногда с дико вывернутыми конечностями и в ужасно нелепых позах. Я понимаю, что это "рэгдолл", но не настолько же... Благодаря движку в игру добавляется значительная доля драйва, и банальные перестрелки приобретают дополнительную окраску. Одно удовольствие наблюдать, какие виражи выделывает реактивный ранец с безвременно почившим в полете хозяином, или как от вашего выстрела, исполнив красивое сальто назад, солдат срывается с парапета небоскреба... Или вот еще: забегаете вы на склад, на полках которого помимо всякого барахла разложены несколько газовых баллонов. В это время в противоположной стене открывается дверь и в нее бомбой влетает парочка бойцов с нехорошим желанием "сделать вам больно". Выстрел по вентилю — баллон с видом реактивного снаряда проносится через все помещение и буквально сносит одного из нападавших. Второй, не внявший горькому опыту сослуживца, занимает позицию вдоль стены и начинает постреливать очередями в вашу сторону. Эх, глупый, кто же тебя надоумил обороняться возле баллона, прикрепленного к стенке. Еще один выстрел в вентиль — и горе-боец бросает пистолет и начинает суматошно отмахиваться от бьющей ему в лицо газовой струи. Вторым выстрелом в баллон подводим черту...
Звук великолепен. Одна только мелодия, звучащая в меню, вызывает желание вставить ее в свой плейлист. Для любителей цифр скажу, папка "Sound" занимает чуть больше гигабайта, и это притом, что вся игра помещается на 2,7 гигабайтах. Всевозможный эмбиент, звуки шагов, выстрелы и прочее-прочее-прочее. Всего этого не замечаешь в процессе игры, но атмосфера создается превосходно.
И когда ты напитаешься этой атмосферой, проникнешься окружающими красотами, войдешь во вкус перестрелок, игра... заканчивается. Вот так, семь часов на уровне сложности "эксперт" — и финиш. Не торопитесь злиться на разработчиков — все так и было задумано. Можно сказать, что мы наблюдаем за рождением первого игрового сериала. Да, я знаю, что есть игры, увешанные сиквелами и аддонами по самое не могу, но Sin Episodes — первая игра, которая заявила об этом с самого начала. По задумке разработчиков, в игру встроен специальный блок, который собирает всю информацию о прохождении игроком уровней — как быстро справился с загадками, насколько задержала его в определенном месте группа монстров, какое оружие чаще всего использует и так далее. Затем все отправляется без вашего ведома на сайт разработчиков, которые все это анализируют и учтут при разработке новых эпизодов. Не знаю, как у вас, но у меня эта идея восторга не вызвала, больше похоже на банальную машину для постоянного выкачивания денег. Но если получится неплохо — что ж, почему бы и нет. Кстати, по примеру Half-Life 2 игра также будет распространяться через Steam.
Наверное, настало время вспомнить, что же обещали нам разработчики и что мы получили в итоге. Красивый, огромный и интерактивный мир мы получили, не спорю. Из обещанного десятка различных и необычных вооружений мы получили упомянутый набор "Начинающий спасатель мира", что не может не огорчать. Искусственный интеллект на поверку оказался донельзя банальным и заскриптованым, хотя стреляют бойцы весьма метко, надо отдать им должное. А где же "...прикрывать друг друга огнем, оттаскивать с поля боя раненых, грамотно использовать укрытия"?.. Разветвлений сюжета и многовариантности прохождения миссий не обнаружилась, не считать же за таковую возможность проникнуть, скажем, на склад через вентиляцию вместо ворот. К сожалению, большинство обещанных фишек остались на бумаге, к чему мы, впрочем, уже привыкли, но, принимая во внимание то, что это не последняя серия, можно надеяться, что все обещанное появится в дальнейшем.
Технические нюансы
1. Если вы не можете различать беглую английскую речь на слух, то сюжетные перипетии вам останутся недоступны. Положение исправляют титры, которые включаются в опциях голосовых настроек. Но и каждый раз лазить в словарь тоже не самое занимательное занятие. Могу предложить такой способ: в папке...\SinEpisodes\SE1\resource найдите файлы closecaption_russian, gameui_russian, se1_russian, valve_russian и переименуйте их в closecaption_english, gameui_english, se1_english, valve_english соответсвенно. Перед переименованием удалите все файлы с "ххх_english", в этом случае игра запустится с русским меню и русскими субтитрами. Наслаждайтесь.
2. В некоторых версиях карта SE1_U4Lab03 может не загружаться. Сразу после бойлерной (середина игры), когда вы подходите к двери со штурвалом, игра натужно пытается загрузить упомянутый уровень, но ничего не получается. В таком случае перезагружайте намертво повисшую игру и в консоли набирайте "map SE1_U4Lab04" без кавычек. Таким образом, вы пропустите небольшой кусочек игры, но при этом получите возможность пройти игру до конца.
Оценка 8
Веселый и не напрягающий геймплей, красивая графика и отличный звук. Пускай далеко не все обещания разработчики выполнили, пускай есть еще мелкие недоработки, а порой и просто поднадоевшие штампы, играть в Sin Episodes весело: захватывает с головой. Образно выражаясь, это Half-Life 2, только не такой длинный и замудреный, зато, на мой взгляд, более красивый. Будем ждать новых серий.
Юрий Михайлов