Обзор Silent Hill 4: The Room

Posted by Anuriel on октября 30, 2004 - 00:00

Жанр: survival action
Разработчик: Konami
Издатель: Konami
Похожие игры: Silent Hill series, Resident Evil series
Количество дисков оригинальной версии: 1 DVD
Минимальные требования: 1 GHz, 256 RAM, 32 Mb VRAM (GeForce 3Ti, Radeon 8500), 3,7 Gb free hard disk space
Рекомендуемые требования: 2 GHz, 512 RAM, 64 Mb VRAM (GeForce 4Ti+, Radeon 8500+), 3,7 Gb free hard disk space, USB Gamepad controller

Silent Hill 4: The RoomМир сошел с ума. Я сошел с ума... Одно из двух, причем второе больше похоже на правду. Это сон? Или реальность? Кто проник в мой номер, кто заколотил дверь и кровью написал на ее обшарпанной поверхности: "Не выходи!". Почему я не хочу ни есть, ни пить?

Почему соседи не слышат моих криков, а хрупкое оконное стекло не разлетается вдребезги от моих ударов? Мне досталась роль стороннего наблюдателя? Или я умер? Бледным призраком я хожу из угла в угол, а в окнах напротив жизнь бьет ключом. Люди смеются, занимаются любовью, ругаются и смотрят телевизор... Ч-черт! Почему я не могу даже посмотреть телевизор?! И почему звонит телефон с перерезанным проводом? Господи, мне страшно. Как же мне страшно... Впрочем, на пятые сутки страх прошел. Он забрался в темный уголок моего трещащего по швам рассудка и выжидающе притаился, уступив место дикой, нечеловеческой усталости. И очень хочется спать... и видеть сны, в которых я намного более свободен, чем в этой жалкой подделке под названием "жизнь". Быть может, я смогу найти ответ в своих кошмарах? Быть может...

Приехали...
Тексты пресс-релизов сулили незабываемые приключения и невиданный доселе психологизм. Сейчас, пройдя игру, смотришь на эти слова по-новому. Возможно, они написаны для другой игры? Может быть, демиурги из Konami отправили на золото другой мастер-диск, и вскоре мы увидим на самом деле достойное продолжение великого сериала?
С самого начала все пошло вкривь и вкось. Во-первых, сроки (сделать хорошую игру за год, с чистого листа, очень сложно). Во-вторых, идея (герой, планомерно зачищающий уровни и время от времени возвращающийся на базу). В-третьих, реализация (сдвиг в сторону action, заимствование чужих идей). Из-за этого Silent Hill 4 стал похож на сырую подделку и, самое страшное, потерял сродство с миром Silent Hill, уйдя с пути кинематографичного ужаса на кривую дорожку ординарной консольной аркады. Впрочем, обо всем по порядку.

Silent Hill 4: The Room

В нашу гавань заходили корабли
Так уж получилось, что Silent Hill — это изначально консольный проект. Вторая и третья части были портированы на нашу привычную игровую платформу очень удачно, вплоть до того, что Silent Hill 3 в свое время стал одной из красивейших игр прошлого года. Глаза смотрели на высоко детализированных и прекрасно анимированных персонажей, шейдерные эффекты обеспечивали еще больший реализм картинки, а пляшущая игра теней (пусть и нереальных) сводила с ума. Графика была на грани совершенства, но техпрогресс летит вперед, и старенькая PS2 уже просто не в состоянии конкурировать в технологическом плане с компьютерными играми. Поэтому к процессу портирования необходимо подходить очень тщательно, сглаживать все углы, стараться использовать все новые и новые особенности, навязываемые производителями видеокарт, иначе любая, даже восхитительно прекрасная консольная игра будет смотреться на PC совершенным убожеством. Памятуя о SH3, я не волновался и за Silent Hill 4, но судьба любит преподносить сюрпризы.

Первое знакомство с Silent Hill 4 повергает в шок. Более того, после первого же кадра хочется выключить компьютер, убежать в спальню и, всхлипывая, глотать валерьянку, ибо ТАКОГО не ожидал никто. Однообразные, отвратительного качества текстуры обтянули в комнате под номером 302 все, до чего только сможет добраться пытливое око. "Фотографии" и "картины" состоят из двух пикселей и вызывают у героя некие непонятные рядовым смертным ассоциации. Грязные листки оказываются письмами, наполненными глубинным смыслом. А наш герой свято уверен в том, что грязные разводы на стенах являются таинственными посланиями с того света. Печально...
Общая картина усугубляется еще и тем, что в комнате (вот уж действительно — "гениальная" находка) мы смотрим непосредственно глазами главного героя. "Гениальная" она потому, что все обладатели PC прекрасно знают, что такое FPS (в отличие от консольщиков), и заторможенные, наркоманские, если хотите, блуждания героя по вынужденному месту жительства вызывают улыбку умиления над более чем кривой их реализацией. Не иначе как за основу был взят низкопробный движок танкового симулятора...
Если сравнивать консольную версию и PC'шную, то первая, несомненно, выигрывает. Нет, в ней также все плохо с текстурами, но, по крайней мере, все нормально с шейдерными эффектами, которые на PC замечены не были. К примеру, вместо стекающих струек крови мы вынуждены довольствоваться красными статичными полосками, а вместо нормальных, красивых теней (по примеру SH3) мы имеем жуткие артефакты.

Silent Hill 4: The Room

К минусам портирования можно отнести и убитое управление. Я как человек, который уже собаку съел на кроссплатформенных проектах, кое-как приспособился, но многие так и не смогли перенести эти ужасы: одни ринулись в магазины за геймпадами, а другие просто скачали трейнеры, включили бессмертие и теперь наслаждаются вызванными этими трейнерами глюками.
Таким образом, налицо крайне неудачный порт, слепленный на скорую руку, и открытое пренебрежение компьютерным сообществом. Где были те люди, которые портировали SH3? Небеса безмолвствуют.

Кошмар на улице Вязов
Первая, вторая и третья части Silent Hill неотрывно следуют друг за другом. Истории Гарри, Джеймса и Хизер сплетаются воедино, создавая причудливый орнамент сюжетного повествования о туманном городе. Именно поэтому в рецензии на SH3 я посвятил немало места описанию ключевых сюжетных перипетий предыдущих частей. И именно поэтому, рассказывая про четвертую, я не буду вдаваться в подробности и глотать ностальгические слезы, вспоминая приключения вышеупомянутой троицы: Silent Hill 4 не имеет никакого отношения к нашему милому курортному городу. Вместо того чтобы дополнить и развить тему, Silent Hill 4 лениво забрасывает нас примитивами вроде изображения бога Самаэля на майке у местного панка, взводами враждебно настроенных инвалидных колясок и упоминаниями про то, что Тихий Холм находится где-то неподалеку.

Silent Hill 4: The Room
Собственно, в одном из интервью Акира Ямаока (Akira Yamaoka) упомянул, что они стараются сделать четвертую часть максимально непохожей на предыдущие. Молодцы. Это у них, несомненно, получилось. Только вот не вышло придумать ничего лучше, чем кое-как соединить не самые удачные идеи из фильмов "Кошмар на улице Вязов", "Один дома", "Звонок", какого-то глупого мультика и Resident Evil 3. Трэшевый ужастик про приключения мистера Крюгера подарил SH4 маньяка, который убивает свои жертвы в снах (а умирают они, соответственно, и в реальной жизни). Сопливый Маколей Калкин, брошенный родителями дома на рождество, стал прототипом главного героя, который изредка совершает вылазки в альтернативные миры, запасается в них всевозможными предметами первой необходимости и держит в квартире оборону от вторжения извне. Девочка, мстящая неосторожным зрителям за просмотр сакральной видеокассеты, подарила свой внешний вид и способности паре неубиваемых боссов. Анимэшные примитивы в очередной раз нагадили, испортив все линией противоборства героя и антигероя. Ну а Resident Evil 3 почти разделся, одарив Silent Hill 4 элементами своего неповторимого геймплея. И все это — несмотря на то, что за основу сюжета был взят сюрреалистический роман японского писателя Рию Мураками (Ryu Murakami) "Coin Locker Babies" (по крайне мере, так утверждают разработчики)! В очередной раз лапши на уши навешали. От романа в игре осталось лишь странное сходство героя и его антипода.

Улицы, покрытые пеплом истлевших надежд
За два года до описываемых в SH4 событий Генри Тауншенд (Henry Townshend) поселился в комнате №302 жилого комплекса города Эшфилд (Пепельное Поле), что находится неподалеку от Тихого Холма. И жизнь его текла тихо и размеренно вплоть до того момента, когда дверь в квартиру оказалась заколочена изнутри, а он лишился потребности в еде и питье, и легкие и ненавязчивые сны уступили место жутким кошмарам. На каком свете находится Генри — непонятно. Его криков не слышат соседи, он не может разбить ни одного окна, ощущение чьего-то присутствия в комнате не покидает ни на секунду: он обнаруживает записки непонятного происхождения, находит вещи, которых до этого не было, а на стенах проступают изображения существ, не принадлежащих к нашему миру. Четверо суток длился этот кошмар. На пятые — мы начинаем игру.

Silent Hill 4: The Room

Если перейти на игровой жаргон, то комната №302 является всего-навсего базой, а неожиданно открывшийся портал в ванной — отправной точкой для каждой новой миссии. Похожую концепцию нам предложил в 2003 году Unreal 2, из-за чего (скажем прямо) и провалился. Точно также и Silent Hill 4 демонстрирует набор почти не связанных друг с другом миссий, пренебрегая стройным повествованием в угоду банальной зачистки местности и поиском ключей для открытия новых локаций.
Первые 5 уровней-миров игрок вообще не испытывает никакой мотивации к прохождению. Зачем я лезу в эту дырку? Какого черта я вообще тут делаю? Почему все проходит по одной и той же схеме? В самом деле, однообразные, скучные, прямолинейные и напичканные монстрами уровни не идут ни в какое сравнение с таковыми из предыдущих частей. Схема их прохождения крайне проста и банальна: лупим дубиной по всему, что шевелится, находим ключик, открываем дверцу, любуемся на скриптовую сценку, просыпаемся в комнате и живо бежим в ванную, чтобы повторить эту нудную операцию в новом мире.

И только в шестом мире сюжет начитает показывать свои нечищеные зубы. Наконец-то просыпается хоть какой-то интерес к игре, и SH4 со скрипом делает поворот, выставляя игрока в крайне дурацком положении: вялый и легкий игровой процесс сменяется на абсурдно тупой и напряженный. Вас шаг за шагом попросят пройти по все тем же ненавистным мирам и заставят выполнить еще более дурацкие и алогичные задания. Мало того! У вас появится компаньонка — милая девушка с изуродованным лицом, переломанной рукой, вывихнутой ногой и полным отсутствием серого вещества в голове. Причем ИИ, отвечающий за ее поведение, вытворяет такие глупости, что в душе вместо чувства жалости к несчастной просыпается неумолимое желание врезать дубиной по уцелевшему глазу и переломать оставшиеся руки-ноги. Положение усугубляется еще и новой "фичей" четвертой части: неубиваемыми призраками, присутствие рядом с которыми понемногу лишает героя жизненных сил. Кажется, простое задание: ловко лавируя между летающими зомби, пробежать по коридору и прошмыгнуть в безопасное помещение. Не тут-то было! Наша неверная спутница, пленившая Генри стройными ножками, растущими из-под коротенькой юбчонки, обязательно начнет с ними самоотверженно сражаться, цепляться за углы, а то и просто замрет на месте, невинно хлопая глазками в ответ на ваши громогласные проклятия.
Но хуже всего то, что чувствуется искусственность и ненатуральность происходящего. Бедные жертвы свихнувшегося маньяка могут сколько угодно молить о помощи: умрут они лишь на ваших глазах. NPC, закончив свои словоизвержения, не согласятся произнести ни слова, сколько бы вы их не закликивали мышкой. Девушка может бесконечно топтаться среди монстров: слюноотделение у них начинается лишь при вашем появлении. Инвентарь не в силах... Хотя постойте. Инвентарь — это отдельная тема для разговора.

Silent Hill 4: The Room

Silent Evil или Resident Hill?
Зачем надо было имплантировать в очаровательное тело Silent Hill разлагающиеся органы Resident Evil? Зачем надо было портить то, что никогда и ни у кого не вызывало нареканий? Ах, да! Акира ведь хотел сделать четвертую часть СОВЕРШЕННО не похожей на предыдущие... Как же я мог про это забыть?!
Для начала всем PC'шникам сообщаю пренеприятнейшее известие: QuickSave'ов в игре не наблюдается. Более того, сохраняться можно лишь в изгаженной текстурами комнате, поэтому, бегая по локациям, обращайте внимание на дыры в стенах — сие есть порталы в наше измерение. Побегали-поулепетывали-подрались? А быть может, вас еще и поцарапали? Не беда! Летим по трубе, встаем с кровати — и снова оказываемся в нашей любимой комнатке, раны в которой чудеснейшим образом заживают! А чтобы вам не было скучно, можете поглазеть в окошко или на аппетитную соседку сквозь щель в стене. Правда, сохраняться вы будете, в отличие от Resident Evil 3, без помощи печатной машинки, а делая записи в красном журнале. Зато у нас точно так же есть сундучок, а вместе с ним и ограниченный инвентарь на 12 персон! Вы счастливы? Нет?! Вы, вероятно, просто до конца не понимаете, что это значит! А значит это то, что если вам неожиданно понадобится схватить некую сюжетную вещь, а инвентарь уже будет забит до отказа, то придется решать: бежать ли к ближайшей дырке, чтобы скинуть все "ненужное", или расстрелять в воздух бесценную обойму к револьверу, или использовать аптечку на свой пышущий здоровьем организм? Вот теперь я вижу, что вы просто в восторге. А таких моментов в игре будет хоть отбавляй, особенно ближе к концу.
Как и ожидалось, геймплей SH4 съехал в сторону action, причем чистого и не замутненного элементами horror. Нет, игра, несомненно, страшна, но ужасает она своей графикой и управлением, а никак не атмосферой, которая здесь разряжена так же, как и на Марсе.

Еще у нас появилась полосочка здоровья, и теперь нет нужды напряженно прислушиваться к учащающемуся сердцебиению. Мы научились ловко отпрыгивать во время боя, а также накапливать силу удара, выделывая бейсбольной битой такие фокусы, что муховороны (более точное определение, к сожалению, подобрать сложно) улетают за линию горизонта, не успев даже высказать свое возмущенное "кар". Зомбированные двухметровые пациенты из местной клиники жизнерадостно отрыгивают после ваших ударов, а инвалидные кресла возмущенно скрипят шарнирами, не сумев сбить вас с ног. Да, это весело. Местами даже смешно. Но разве я рассчитывал посмеяться, сев играть в Silent Hill?

Silent Hill 4: The Room

Несомненно, сюрреалистическое нечто, которого нас заставляли бояться во второй и третьей части, у многих людей вызывало неприятие. И, прочитав тысячи возмущенных писем, наши старые знакомые — собаки с располовиненными мордами, четырехногие манекены, куклы-медсестры и пр. — ушли, уступив место "реальным" ужасам, вроде языкастых псин-кровососов и зомби. Причем вместо одного выбывшего пришло сразу по два, а то и по три новобранца, сражаться с которыми приходится преимущественно холодным оружием. На мой взгляд, если уж и делать упор на action, то надо постараться, чтобы это действо смотрелось стильно и игралось интересно. Но местные два удара и блуждания по кругу начинают доставать уже к третьему уровню. Как можно было допустить подобную оплошность, имея под боком (в той же Японии, на той же платформе PS2) такие замечательные эталоны жанра action horror — Resident Evil series и Onimusha series? Почему Konami решила воспользоваться лишь неудачными наработками Capcom? Небеса по-прежнему глухи.
Напоследок еще пару слов по поводу сходства с Resident Evil 3. Во второй половине Silent Hill 4 нас тоже будет преследовать неубиваемый дяденька, портящий кровь похлеще летающих зомби. Кстати, его порывы убить Генри никак не вяжутся с сюжетом, но это так, к слову — просто еще один факт, свидетельствующий о незавершенности и непродуманности четвертой части.

Silent Hill 4: The Room

Есть солнце на пятнах
Не правда ли, после всего вышесказанного не возникает никакого желания играть в SH4? И если бы все на самом деле было так плохо, то получила бы игра заслуженные 4 балла, медаль "За наглость" и погрузилась бы в летаргический сон на полке для компакт-дисков. Но ведь игру делали японцы, которые всегда отличались врожденной способностью рисовать красиво.
Конечно, главные герои этого спектакля замечательно нарисованы и анимированы. С NPC дело обстоит чуть хуже, но, слава богу, здесь они долго не живут. В роликах, дающих ответы на все вопросы, видна рука профессионального режиссера, а некоторые локации по-прежнему демонстрируют хорошую дизайнерскую работу. Музыкальная дорожка Акира Ямаока (пусть и более попсовая, чем в SH2 и SH3) хорошо вытягивает на себе откровенно слабые сцены, а депрессивный вокал Мелиссы Уильямсон (Melissa Williamson) лишь подчеркивает их драматизм.
Есть в игре и несколько удачных моментов, стоящих особняком от основного действа. Само собой, до поразительной комнаты с зеркалом из SH3 им так же далеко, как Джону Кармаку до Марса, но пару раз мурашки по коже все же пробежались.
И, несмотря на все недостатки, несмотря на откровенно слабый и вторичный сценарий, безобразно хаотичный и нудный игровой процесс, общую размазню, которая окружает высоко детализированных персонажей, я советую вам пройти SH4 до самого конца. Ради последнего уровня и финального ролика. Только там. Только ближе к финалу. Только после девяти часов бессмысленной беготни Silent Hill 4: The Room начинает оправдывать первые два слова в своем названии.

Silent Hill 4: The Room

Оценка 6. Обещание Акиры Ямаоки о том, что Silent Hill 4 будет выдержан в совершенно другом стиле, чем предыдущие части сериала, полностью подтвердилось. Оказалось, чтобы добиться такого поразительного результата, необходимо было всего-навсего изгадить все предыдущие наработки и сохранить старые, но отнюдь не добрые идеи из культового проекта Capcom. Если Silent Hill 1/2/3 можно однозначно считать шедеврами игровой индустрии, то четвертая часть на этот титул претендовать никак не может и является просто игрой, обычным проходным проектом, вызывающим лишь чувство ностальгии по тем временам, когда разработчики создавали свои миры без оглядки на вечно чем-то недовольную публику.

Lockust

survival Обзор № 58
Упоминаемые игры и серии: 
Silent Hill
Яндекс.Метрика