Обзор Signalis | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Signalis

on ноября 3, 2022 - 00:00

Жанр: survival horror.

Разработчик: rose-engine.

Издатель: Humble Games, PLAYISM.

Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Switch.

Минимальные системные требования: Win 10 64, Core i5-2300 или FX-4350, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTS 450 с 1 ГБ или Radeon HD 6570 с 1 ГБ, 2 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i5-3470 или FX-6300, GeForce GTX 760 с 2 ГБ или Radeon HD 7870 с 2 ГБ.

Возрастной рейтинг: 17+.

На чем основан эффект «зловещей долины»? На подсознательном страхе человека, как существа органического, перед созданием, подобным ему внешне, но сущностно являющим иное. Можно говорить о разуме роботов-андроидов — рациональном и алгоритмическом, но возможно ли говорить о том, что и у них есть чувства? Коротко, не вспыхивает ли и в них искра иррационального желания «взять да и пожить по своей глупой воле»? Игра в ретро-стилистике Signalis как раз об этом.

Signalis

Где-то в космосе против Империи сражается, ведомая лидером Евсаном, некая единая Нация. Костяк ее ударных сил составляют андроиды-реплики, что выступают на космических судах. На одном из таких («Пенроуз-512») и пробуждается от криосна реплика Эльстер, корабельный техник по назначению. Из нейронов памяти всплывает смутное: ей необходимо отыскать Алину Сео, ее близкую подругу, скажем так. А для этого придется покинуть судно и отправиться на подземную базу «Сирпински». Этот путь вниз станет для Эльстер, в некотором смысле, путем наверх — домой, к самой своей самости. К тому, что в бесчисленных циклах, которые длят существование реплик, можно обозначить как просвет бытия, Lichtung — по-немецки и из Хайдеггера будь сказано, коль сами разработчики (из Гамбурга, к слову) сделали ставку на подобную милитари-эстетику и замахнулись на столь экзистенциальные посылы.

Понимание этого, впрочем, приходит не сразу. Поначалу Signalis представляется не самой удачной попыткой воспроизвести старую добрую классику жанра, те же первые Resident Evil, и выглядит банально скучновато. Вот локация в несколько уровней, доступ минимум к половине помещений заблокирован, почти что в любом коридоре-комнате можно напороться на агрессивных реплик, и приходиться мотаться туда-сюда между комнатой сохранения и помещениями прочими, прочёсывая те в поисках полезных предметов-подсказок и попутно решая головоломки. Весь «выживач», пусть и странно прозвучит, связан с малой вместимостью инвентаря: на всё про всё шесть ячеек, при этом не предусмотрено отдельных слотов ни под оружие, ни под устройства (оружие вспомогательное: шокер, шашка, или девайс, как то фонарик). Запасные патроны тоже занимают место, как и расходники медицинского назначения, а из найденных квестовых предметов не всегда знаешь, что пригодится в скором времени, а что оставить на потом, в ячейке безопасной комнаты сохранения. Таких на уровень-этаж локации обычно две.

Signalis

Всего в игре три главы (база Сирпински, шахты, колония Ротфронт), и завершение каждой связано с решением общей задачи: открыть большую запечатанную дверь, используя шесть предметов-ключей: особые плиты, карты таро. В последнем случае получаем (предварительно расположив карты согласно дневниковым записям) подсказку, как повернуть ключи на большой двери. В поисках этих предметов и рыскаем по этажам, при этом надо как-то проникать в закрытые помещения: находить ключ-карты, иногда подбирать коды к электронным замкам, также открывать другие уровни локации. Как правило, это головоломки — чтобы открыть сейф или шкатулку, где лежит ключ-карта; восстановить подачу питания, чтобы между уровнями заработал лифт.

Собственно головоломки приятно радуют разнообразием, и, что приятно вдвойне, не повторяются. Разве что радио несколько раз используется одинаково в ситуации, назовем ее так, «системного сбоя»: при заходе в помещение задается частота, на которую нужно настроиться, после чего быстро атаковать враждебную реплику, не то экран буквально продолжит «глючить». В остальном же полное ассорти: от задач условно классических (выровнять уровни воды в резервуарах, отрегулировать давление газа) до задач авторских, эксклюзивных. Скажем, подобрать буквенный код к шкатулке, используя картинку с бабочками на стене, — секрет в том, что, если всмотреться в узоры на их крылышках, по ассоциации можно домыслить сокрытые в этих узорах буквы, по одной на каждой бабочке. Радио также используется в задачах комплексного типа: например, настроиться на определенную частоту, чтобы вскрыть сейф, — тогда пройдет передача из набора цифр, которые и будут кодом. Саму же частоту можно узнать из записки, где несколько частот соотнесены с разными объектами (дерево, луна, меч). Остается только выбрать нужную, исходя из изображения на сейфе. Часть задач сработаны в квестовом духе: совместить в инвентаре проявитель фотографий и ёмкость для проявления, в результате чего получаем фото с QR-кодом, который откроет шкафчик. Или разместить из инвентаря три кольца (порядок в подсказке рядом) на руке статуи.

Signalis

Поскольку для оружия нет выделенного слота, носить с собой даже и два ствола расточительно. Из пополняемого по мере прохождения арсенала (пистолет, револьвер, дробовик, ружье, автомат) лучше выбрать что-то одно по ситуации, исходя также и из своего стиля игры. Ведь далеко не обязательно разбираться со всеми репликами на пути; от них можно и просто уворачиваться, хотя, надо признать, коридоры узкие. При этом надо иметь в виду и то, что реплик, в массе своей, из стрелкового оружия возможно только вырубить (пнув для надежности, когда они упали), но не убить; через некоторое время они опять оживут. Уничтожить полностью их получится, только если сжечь нокаутированные тела термитными шашками. Те же в большом дефиците, потому использовать их стоит только в ключевых коридорах, через которые постоянно проходите. Босс как таковой всего один, в самом конце. Есть еще полубосс — реплика в броне, атаковать которую возможно, когда она не атакует сама и потому уязвима. Лечится же Эльстер, применяя на себе ремонтные патчи и спреи, в инвентаре их можно объединить, чтобы получить продвинутый спрей.

Диалогов и вставок в стиле аниме в Signalis немного. Основная информация подается через многочисленные записки, и этот лор — от сугубо прикладных руководств до дневниковых записей, служебных отчетов и хокку а-ля «японский Георг Тракль» — отлично работает на атмосферу. Хотя бы такой штрих, очень в тему в данном случае, когда не отделишь утопию от антиутопии: вот мы читаем сухую справку о реплике той или иной специализации: логист-администратор, техник безопасности, протектор и так далее – а чуть погодя уже находим записку о «проблемах с репликами». Из которой, в частности, узнаём, что всё дело — в нейронных структурах, использованных при создании конкретной модели, и что для стабилизации поведения делать надо то-то и то-то.

Signalis

В общем, чем дальше по сюжету, тем сумрачней, меланхоличней и экзистенциальней становится нарратив. Особенно (и даже радикально) это делается заметно в последней третьей главе, которая начинается после того, как игра… заканчивается ложным финалом, что требует ее перезапуска из меню через «начать». При этом возможных настоящих концовок четыре, и три из них напрямую зависят от психологического портрета — образа сформированного, Gestalt’а — Эльстер на момент финала.

Концовка определяется стилем прохождения всей игры и вычисляется математическим путем на основе статистики по таким показателям, как общее время прохождения, полученный и нанесенный урон, как часто вы лечились и разговаривали с NPC, как долго находились в стазисе воспоминаний (несколько эпизодов с видом от первого лица). О текущем состоянии персонажа, по идеи, можно судить в меню диагностики — точка в координатах X-Y, но, по всей видимости, в определенные моменты игры она автоматически центрируется, притом что показатели продолжают суммироваться. Еще одна концовка секретная настолько, что вряд ли ее получишь, если прежде не ознакомишься с гайдом: для нее, используя радио, нужно обнаружить три специальных ключа по ходу игры.

Signalis

Заключая, замечу: еще одна встреча условно «технократического» Запада с не менее условным «созерцательным» Востоком — здесь означаются прежде всего подходы к разработке темы — удалась на славу. В некотором роде Signalis — это такой бытийный театр Гран-Гиньоль. Только не парижский, а токийский. Интерпретируемый через Лакана, как вариант. И с «Хмельной песнью» (Das Trunkene Lied) Ницше в качестве эпиграфа.

Радости:

  • Нарратив и атмосфера, лор
  • Качественные разнообразные головоломки
  • Финт с лжефиналом

Гадости:

  • Нет выделенного слота под оружие

Оценка: 8,0

Вывод:

Начинаясь как средняя SF-выживалка, Signalis заканчивается тупиком вопроса о том, так что же движет всякой формой разумного существования — воля к жизни или воля к смерти. Ответа нет…

Обзор написан по ПК-версии игры

U$D

survival Обзор
Яндекс.Метрика