Обзор Sid Meier's Civilization: Beyond Earth

Жанр: глобальная стратегия
Разработчики: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Похожие игры: серия Civilization, XCOM
Платформы: PC, Linux, MacOS
Минимальные системные требования: Core 2 Duo E4300 1,8 ГГц, 2 Гб ОЗУ, GeForce 8800 GT или Radeon HD 3650 с 256 Мб памяти, 8 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Quad Q6400 2,13 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce GTS 450 или Radeon HD 5750 с 1024 Мб видеопамяти.
Возрастной рейтинг: 10+
Официальный сайт игры
Закидайте меня тухлыми яйцами, но я скажу: фантастика сегодня выродилась в фантазии, где научность не разглядеть и в электронный микроскоп. Чем живут ученые и какое будущее нам готовят, знают разве что сами ученые. Но все может резко перемениться, стоит нашей Земле стать немного менее комфортным местом.
Beyond Earth, новая игра серии Civilization, как раз и повествует о том неизбежном будущем, когда человечество доконает родную Землю. Но в отличие от тупиковых постапокалипсисов здесь научно-исследовательская романтика преодолевает страх перед неизвестностью и лишениями. Есть еще у человечества и знания, и ресурсы, и любовь к жизни, чтобы сделать последний рывок к другой планете ради сохранения своей цивилизации.
Переход от истории к фантастике развязал руки Firaxis, что позволило сделать более разнообразный и непредсказуемый игровой процесс. Только выбор планет при старте игры чего стоит: любые климаты, любые ландшафты, масса дополнительных условий: землетрясения, буйная живность или короткие сутки. Первые шаги в новом мире станут настоящим выживанием: инопланетные звери сильны и агрессивны, а многие клетки заполнены ядовитой миазмой. Приходится разрываться: нужны и войска для обороны, и рабочие для адаптации местности, и поселенцы для расширения цивилизации, и исследователи. Последние будут находить дармовые ресурсы, если им посчастливится уцелеть.
Каждого ресурса должно быть в достатке. Энергию требуют все здания и существа, а излишки можно потратить на ускоренную постройку. От пищи и производства зависит развитие городов, от культуры и науки – развитие всей колонии. Здоровье – комплексный показатель, больные не могут работать в полную силу. Но все это лишь необходимый минимум, а для процветания колонии нужна и нефть, и титан, и более экзотические ресурсы: антигравий, ксеномасса и фираксит (угадайте, откуда название:). Тут уж придется идти к соседям – с торговлей или войной.
Ни та, ни другая механика не поменялись значительно по сравнению с Civilization V. В каждой ячейке карты может размещаться лишь один юнит, города имеют запас прочности и свою артиллерию, и, в общем-то, небыстрое это дело – война. Правда, если у вас хорошие отношения с остальными соседями, противник быстро струхнет, и тогда все расходы окупятся сторицей. Торговля, с другой стороны, требует минимальных усилий и позволяет быстро обзавестись друзьями, но ощущение, что продаешь излишки себе в убыток, никогда не покидает. Совсем уж неудобным показался шпионаж. Даже легкие миссии на похищение ресурсов зачастую проваливаются с последующими дипломатическими скандалами.
Хорошей идеей стало наполнить ранние этапы игры заданиями, большинство из которых всего лишь требует выбрать один из предложенных бонусов. Однако даже такие простые события делают старт игры более насыщенным, плюс погружают в атмосферу.
Игра в цифрах:8 спонсоров – аналогов наций |
С каждым ходом поселение крепнет, и постепенно беженцы превращаются в хозяев мира. Развитие идет сразу по трем направлениям: в науке, культуре и, скажем так, идеологии. Бонусы от развития культуры формально разделены по четырем категориям, но реально «знания» дадут прибавку и к здоровью, и к энергии, а «сила» неплохо ускорит науку. Напоминающий паутину граф научных исследований изобилует сложными названиями, большинство из которых, однако, имеет первообраз из реальности. От аугментации и нанороботов до гуманистического идеализма и этики инопланетян – фантазия Firaxis отнюдь не ограничена только средствами убийства. А баланс практически насильно заставляет исследовать равномерно все направления.
Есть и третий, уникальный для Beyond Earth показатель развития. Проявляя избирательность в науке (и в заданиях), вы будете продвигаться в каком-то из трех «совершенств» (хотя формально можно сочетать хоть все три). Праведность для тех, кто не забыл земные корни, хочет превратить новую планету в Эдемский сад и переселить сюда землян. Превосходство – для трансгуманистов, готовых на любые инженерные эксперименты над собой ради доминирования над всеми другими существами. А в первую очередь – над ничтожными обитателями Старой Земли. Третий путь – Гармония, он отсылает к фильму «Аватар», единению с инопланетной природой и окончательным разрывом с Землей. Кроме всяких бонусов, совершенства тесно связаны с доступными боевыми юнитами и сценариями победы – словом, их роль в Beyond Earth сложно переоценить.
В итоге новая «Цивилизация» – это и свежее слово в серии, и отличная игра для всех, кто любит научную фантастику и романтику покорения космоса. Ее можно перепроходить снова и снова за разных спонсоров (по сути, те же нации), с различными стартовыми условиями, повышая сложность и даже приглашая в игру друзей. В настройках можно выбрать темп игры: от быстрой партии на часок-другой до эпопеи не на одну неделю. Графический движок Civilization V за четыре года отнюдь не состарился, и карту приятно рассматривать даже в максимальном приближении. Множество интересных текстов, сопровождающих каждый клик, заменяют отсылки к истории, насколько это вообще возможно, создавая ощущение достоверности происходящего.
Без недоработок, конечно, не обошлось. Рабочие на автомате могут перестраивать раз за разом улучшения в одной клетке, а то вдруг расщедрятся на дорогущий земной ландшафт на половину материка. При повторном прохождении можно найти слишком простые способы победы. Но эти мелочи исправляются ручными настройками, а поначалу и вовсе будут незаметны.
Радости:
- Научно-фантастическая обертка пришлась «Цивилизации» к лицу
- Интуитивно понятные (для глобальной стратегии) правила
- Простор для повторных прохождений
- Игра атмосферная и красивая
Гадости:
- Некоторые шероховатости баланса и AI
Оценка: 9,5
Вывод:
Смена стилистики – хорошее решение, чтобы освежить игровую серию, при этом не усложняя и не выворачивая наизнанку правила. Beyond Earth – старая-знакомая «Цивилизация» с отточенной десятилетиями механикой и одновременно совсем другая игра, без прямого копирования предшественниц. Подходит как для знакомства с серией, так и для старых ее поклонников.
Anuriel