Обзор Shin Megami Tensei V

Жанр: JRPG.
Разработчик: Atlus.
Издатели: Atlus, SEGA, Nintendo.
Платформа: Nintendo Switch.
Возрастной рейтинг: 17+.
Обзор Shin Megami Tensei V хочется начать с небольшого экскурса. Все мы прекрасно знаем серию японских ролевых игр Persona. Многие о ней слышали, а многие в неё даже играли. Persona 5 —одна из самых высоко оценённых игр прошлого поколения, а ремастер Persona 4 стал хитом Steam. Так вот, серия Persona — это спин-офф или, проще говоря, ответвление серии Shin Megami Tensei. Если вы ничего не слышали о последней, в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что «Мегатен» в отличии от «Персоны» — продукт менее массовый, более хардкорный, да и выходят в последние лет 10 новые части серии только на консолях от Nintendo. Но факт остаётся фактом: Persona произошла именно из Shin Megami Tensei. Если это родство вас не отпугнуло или даже наоборот – вы решили приобщиться к основной франшизе SMT на волне любви к пятой и/или четвёртой Persona, то будьте предельно осторожны: «Мегатен» — это ни в коем случае не «Персона»! Но обо всём по порядку…
Токио. Наши дни. Вы играете за обычного японского школьника, который ничем не выделяется из толпы остальных подростков. Кроме, может быть, причёски, из-за которой главного героя ещё в первом трейлере можно было спутать с девочкой, хотя что мы, гайдзины, понимаем в стандартах восточной привлекательности… В общем, на фоне обычных будней начинают происходить странные события: в Токио пропадают люди, а в новостях каждый день сообщают о кровавых убийствах.
Естественно, администрация школы крайне обеспокоена положением дел в столице, поэтому всех учеников обязали возвращаться домой парами и вообще порекомендовали никуда поодиночке не ходить. Но правила зачастую пишутся не для протагонистов, так что главный герой, хоть и вслед за парочкой ребят из своей школы, но вообще-то в одиночку заходит в токийское метро. Происходит землетрясение, и герой приходит в себя посреди бескрайних песков и руин, которые некогда были Токио.
События начинают разворачиваться стремительно: нашего одноклассника похищает ангел, нас атакуют демоны, герой сливается с некой таинственной сущностью Аогами и даёт отпор неприятелю. И в этот момент сюжет берёт паузу на ближайшие 10 часов.
Собственно, это, пожалуй, и есть главное отличие Shin Megami Tensei от Persona. Если в «Персоне» ставка делается на линейный сюжет и социальное взаимодействие с напарниками, то «Мегатен» — это в первую очередь исследование мира, побочные задания, относительно сложные сражения и грамотная прокачка. Социальных функций в игре нет, а сюжет, который пусть и способен увлечь в те редкие моменты, когда он проскальзывает на экране, довольно сильно теряется на фоне игрового процесса. Конечно же, при желании можно попробовать забить на прокачку, схватки и попытаться пронестись по сюжету, но вряд ли у вас это получится — уж слишком велика зачастую разница между уровнем героя и финальным боссом локации.
С одной стороны, эта верность разработчика традициям серии SMT может отпугнуть фанатов сюжетных JRPG. С другой стороны, местные побочки дадут фору некоторым сюжетным квестам: например, конфликт между двумя демоницами, одна из которых даёт надежду на лучшее будущее более слабым демонам, а другая пытается заставить их прозреть и увидеть всю тщетность бытия. Скажем так, некоторые JRPG вокруг подобной истории и вовсе могут целую основную сюжетку выстроить, а у Atlus это просто один квест, в рамках которого авторы успевают полностью раскрыть обе стороны конфликта и заставить игрока сделать выбор в пользу одной из них.
Здесь в дело вступает фишка серии SMT, которая до Persona не добралась, — система «расположенности». В ситуации выбора вы сдвигаете чашу весов расположенности героя к закону или к хаосу. В прошлых частях SMT эта система влияла на сам игровой процесс: игроку были доступны только определённые категории существ. В этот раз расположенность влияет на сюжет. Не глобально: концовку определяет выбор в самом финале приключения. Однако сам путь, который герой, а вместе с ним и игрок, прошли до этого финала, формируется именно из подобных маленьких решений.
Опять-таки, кто-то может поругать Atlus за подобную иллюзию выбора, при которой влияние на мир часто ограничено рамками отдельного квеста. И отчасти будут правы: например, вариативностью того же «Ведьмака 3» здесь и не пахнет. Однако разработчикам удалось сделать главное: вы принимаете решения, исходя из своих моральных суждений и взгляда на вещи, а не из желания прийти к определённой концовке. И именно благодаря такому подходу формируется ваш взгляд на события игры, что удаётся сделать не каждой современной ролёвке.
Что же касается самих квестов, то в них довольно рудиментарная диалоговая система, зато сражения – непременны. Схватки в пятом «Мегатене» в целом похожи на Persona за одним исключением: SMT — это не совсем партийная ролёвка. То есть у вас как бы есть партия, но это демоны, а не напарники-одноклассники, с которыми у вас могут сформироваться тёплые длительные отношения.
Сражения в SMT, как обычно, пошаговые и выстроены вокруг сильных и слабых сторон противника, которые завязаны на семи стихиях. Так, если вы атакуете ледяной магией уязвимого к ней противника, то получите дополнительный ход. Поскольку в отряде четыре участника, при удачном стечении обстоятельств вы сможете совершить восемь ударов, прежде чем ход перейдёт к врагам.
Бои в SMT 5 сложные, равный по уровню демон может уничтожить ваш отряд. Что уж говорить о боссах: у них больше здоровья и больше урон. Надо быть не только внимательным, но и подготовиться: собрать ростер демонов под уязвимости врага, а также с сопротивлением к его атакам — тогда вы сможете заблокировать удар босса, и ход перейдёт к вам. Еще неплохо заполнить шкалу Magatsuhi, чтобы в бою активировать особое умение и наносить критический урон до конца хода. У противников также есть этот навык, а пережить мощную атаку босса по всей партии сразу очень непросто.
По-хорошему, вам придётся выполнять все побочки и участвовать во всех сражениях, чтобы не испытывать проблем с боссами.
Прокачка в SMT V, как и в Persona, достаточно комплексная. Во-первых, есть стандартный опыт – выполняйте задания и побеждайте демонов, чтобы его заработать. Этот опыт повышает уровень, а с ним здоровье и ману. Также вы получаете очко прокачки, чтобы улучшить одну из характеристик героя: живучесть, силу, магию, ловкость или удачу — это открывает большой простор для создания своего билда, что крайне нетипично для JRPG.
Во-вторых, изучая открытый мир, вы находите Миманов, помощников демона-торговца Густава, и серебряные сферы. За каждого найденного Мимана или серебряную сферу вы получаете очки славы, которые можно обменять в мире теней — местный аналог бархатной комнаты из Persona — на различные пассивные навыки: от дополнительного слота под способность до бонуса к определённому элементальному урону.
В-третьих – поиск, прокачка и объединение демонов. Так, все собранные демоны прокачиваются по мере того, как они зарабатывают опыт. Но в какой-то момент их прогресс замедляется, а значит вам придётся их менять, если вы не хотите проводить десятки часов за гриндом.
Новых демонов можно получить несколькими способами. Например, завербовать во время боя, просто поговорив с ними. Если вы правильно ответите на несколько вопросов и будете одного или большего уровня с демоном, он присоединится к вашей группе. Если вам не хватит уровня или у вас группе нет свободных мест, то демон скроется, но при следующей встрече вновь предложит свои услуги. А если просто неверно ответить на сами вопросы, то противник либо вовсе сбежит, либо поединок продолжится. В общем, способ интересный, но не самый эффективный.
Куда лучше объединять нескольких слабых демонов в одного более мощного. При этом можно выбирать, какие навыки унаследует новый демон.
Кроме того, в SMT V есть система эссенций, с помощью которых вы можете передавать главному герою и одним демонам навыки других демонов, таким образом усиливая их и давая резист к определённым стихиям, что особенно эффективно перед битвами с теми же боссами. В этом случае всегда хорошо иметь под рукой парочку низкоуровневых демонов, которых можно использовать в качестве сырья для эссенции.
В целом, система крафта новых демонов стала в SMT более гибкой за счёт всех тех наработок, которые перекочевали в новый «Мегатен» из последней «Персоны».
Кроме того, серия впервые за десять лет сдвинулась с мертвой точки в визуальном плане: сражения перестали быть почти статичными иллюстрациями, монстры переехали в полноценное 3D и обзавелись уникальными анимациями. SMT V вообще выглядит довольно зрелищно по меркам серии, пусть и не так эффектно, как Persona 5.
Если сравнивать Shin Megami Tensei 5 с другими играми от Atlus, то она уступает пятой «Персоне». И дело не в том, что Persona 5 казуальнее. Нет. Просто Persona 5 более запоминающаяся, более эффектная и при этом в ней хватает своей глубины. Ну, а ещё сейчас редко встретишь абсолютно линейную сюжетную игру на 100 часов. Если же рассматривать SMT V в рамках именно франшизы «Мегатен», то перед нами, пожалуй, её лучшая часть, в которой сочетаются современная стильная презентация и крайне консервативный игровой процесс, дополненный парочкой новшеств, которые не характерны JRPG, но которые добавляют ролевой системе глубины.
Сложно даже представить, к чему Atlus может прийти в будущем, если разработчики смогут объединить увлекательный сюжет и социальные аспекты Persona с глубиной боёвки и ролевой системы Shin Megami Tensei, а также ее побочными заданиями. Возможно, нас ждёт новое слово в жанре. Ну а пока довольствуемся тем, что есть, – просто ещё одной отличной JRPG.
Радости:
- Арт-дизайн
- Побочные задания
- Боевая система
- Системы прокачки
Гадости:
- Проходной саундтрек
- Мало основного сюжета
Оценка: 9,0
Вывод:
Пожалуй, одна из лучших JRPG последних лет 10 наравне с Persona 5 и переизданием Xenoblade Chronicles, а также одна из лучших игр 2021 года. Разработчики не стали бездумно копировать успешную пятую «Персону», благодаря чему «Мегатен» сохранил своё лицо: это всё та же хардкорная японская ролёвка, только с более стильным визуалом. В общем, годы ожидания того стоили!
Максим Данилюк