Обзор Shin Megami Tensei V

on февраля 10, 2022 - 21:04

Жанр: JRPG.

Разработчик: Atlus.

Издатели: Atlus, SEGA, Nintendo.

Платформа: Nintendo Switch.

Возрастной рейтинг: 17+.

Обзор Shin Megami Tensei V хочется начать с небольшого экскурса. Все мы прекрасно знаем серию японских ролевых игр Persona. Многие о ней слышали, а многие в неё даже играли. Persona 5 —одна из самых высоко оценённых игр прошлого поколения, а ремастер Persona 4 стал хитом Steam. Так вот, серия Persona — это спин-офф или, проще говоря, ответвление серии Shin Megami Tensei. Если вы ничего не слышали о последней, в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что «Мегатен» в отличии от «Персоны» — продукт менее массовый, более хардкорный, да и выходят в последние лет 10 новые части серии только на консолях от Nintendo. Но факт остаётся фактом: Persona произошла именно из Shin Megami Tensei. Если это родство вас не отпугнуло или даже наоборот – вы решили приобщиться к основной франшизе SMT на волне любви к пятой и/или четвёртой Persona, то будьте предельно осторожны: «Мегатен» — это ни в коем случае не «Персона»! Но обо всём по порядку…

Обзор Shin Megami Tensei V

Токио. Наши дни. Вы играете за обычного японского школьника, который ничем не выделяется из толпы остальных подростков. Кроме, может быть, причёски, из-за которой главного героя ещё в первом трейлере можно было спутать с девочкой, хотя что мы, гайдзины, понимаем в стандартах восточной привлекательности… В общем, на фоне обычных будней начинают происходить странные события: в Токио пропадают люди, а в новостях каждый день сообщают о кровавых убийствах.

Естественно, администрация школы крайне обеспокоена положением дел в столице, поэтому всех учеников обязали возвращаться домой парами и вообще порекомендовали никуда поодиночке не ходить. Но правила зачастую пишутся не для протагонистов, так что главный герой, хоть и вслед за парочкой ребят из своей школы, но вообще-то в одиночку заходит в токийское метро. Происходит землетрясение, и герой приходит в себя посреди бескрайних песков и руин, которые некогда были Токио.

События начинают разворачиваться стремительно: нашего одноклассника похищает ангел, нас атакуют демоны, герой сливается с некой таинственной сущностью Аогами и даёт отпор неприятелю. И в этот момент сюжет берёт паузу на ближайшие 10 часов.

Обзор Shin Megami Tensei V

Собственно, это, пожалуй, и есть главное отличие Shin Megami Tensei от Persona. Если в «Персоне» ставка делается на линейный сюжет и социальное взаимодействие с напарниками, то «Мегатен» — это в первую очередь исследование мира, побочные задания, относительно сложные сражения и грамотная прокачка. Социальных функций в игре нет, а сюжет, который пусть и способен увлечь в те редкие моменты, когда он проскальзывает на экране, довольно сильно теряется на фоне игрового процесса. Конечно же, при желании можно попробовать забить на прокачку, схватки и попытаться пронестись по сюжету, но вряд ли у вас это получится — уж слишком велика зачастую разница между уровнем героя и финальным боссом локации.

С одной стороны, эта верность разработчика традициям серии SMT может отпугнуть фанатов сюжетных JRPG. С другой стороны, местные побочки дадут фору некоторым сюжетным квестам: например, конфликт между двумя демоницами, одна из которых даёт надежду на лучшее будущее более слабым демонам, а другая пытается заставить их прозреть и увидеть всю тщетность бытия. Скажем так, некоторые JRPG вокруг подобной истории и вовсе могут целую основную сюжетку выстроить, а у Atlus это просто один квест, в рамках которого авторы успевают полностью раскрыть обе стороны конфликта и заставить игрока сделать выбор в пользу одной из них.

Обзор Shin Megami Tensei V

Здесь в дело вступает фишка серии SMT, которая до Persona не добралась, — система «расположенности». В ситуации выбора вы сдвигаете чашу весов расположенности героя к закону или к хаосу. В прошлых частях SMT эта система влияла на сам игровой процесс: игроку были доступны только определённые категории существ. В этот раз расположенность влияет на сюжет. Не глобально: концовку определяет выбор в самом финале приключения. Однако сам путь, который герой, а вместе с ним и игрок, прошли до этого финала, формируется именно из подобных маленьких решений.

Опять-таки, кто-то может поругать Atlus за подобную иллюзию выбора, при которой влияние на мир часто ограничено рамками отдельного квеста. И отчасти будут правы: например, вариативностью того же «Ведьмака 3» здесь и не пахнет. Однако разработчикам удалось сделать главное: вы принимаете решения, исходя из своих моральных суждений и взгляда на вещи, а не из желания прийти к определённой концовке. И именно благодаря такому подходу формируется ваш взгляд на события игры, что удаётся сделать не каждой современной ролёвке.

Обзор Shin Megami Tensei V

Что же касается самих квестов, то в них довольно рудиментарная диалоговая система, зато сражения – непременны. Схватки в пятом «Мегатене» в целом похожи на Persona за одним исключением: SMT — это не совсем партийная ролёвка. То есть у вас как бы есть партия, но это демоны, а не напарники-одноклассники, с которыми у вас могут сформироваться тёплые длительные отношения.

Сражения в SMT, как обычно, пошаговые и выстроены вокруг сильных и слабых сторон противника, которые завязаны на семи стихиях. Так, если вы атакуете ледяной магией уязвимого к ней противника, то получите дополнительный ход. Поскольку в отряде четыре участника, при удачном стечении обстоятельств вы сможете совершить восемь ударов, прежде чем ход перейдёт к врагам.

Бои в SMT 5 сложные, равный по уровню демон может уничтожить ваш отряд. Что уж говорить о боссах: у них больше здоровья и больше урон. Надо быть не только внимательным, но и подготовиться: собрать ростер демонов под уязвимости врага, а также с сопротивлением к его атакам — тогда вы сможете заблокировать удар босса, и ход перейдёт к вам. Еще неплохо заполнить шкалу Magatsuhi, чтобы в бою активировать особое умение и наносить критический урон до конца хода. У противников также есть этот навык, а пережить мощную атаку босса по всей партии сразу очень непросто.

Обзор Shin Megami Tensei V

По-хорошему, вам придётся выполнять все побочки и участвовать во всех сражениях, чтобы не испытывать проблем с боссами.

Прокачка в SMT V, как и в Persona, достаточно комплексная. Во-первых, есть стандартный опыт – выполняйте задания и побеждайте демонов, чтобы его заработать. Этот опыт повышает уровень, а с ним здоровье и ману. Также вы получаете очко прокачки, чтобы улучшить одну из характеристик героя: живучесть, силу, магию, ловкость или удачу — это открывает большой простор для создания своего билда, что крайне нетипично для JRPG.

Во-вторых, изучая открытый мир, вы находите Миманов, помощников демона-торговца Густава, и серебряные сферы. За каждого найденного Мимана или серебряную сферу вы получаете очки славы, которые можно обменять в мире теней — местный аналог бархатной комнаты из Persona — на различные пассивные навыки: от дополнительного слота под способность до бонуса к определённому элементальному урону.

Обзор Shin Megami Tensei V

В-третьих – поиск, прокачка и объединение демонов. Так, все собранные демоны прокачиваются по мере того, как они зарабатывают опыт. Но в какой-то момент их прогресс замедляется, а значит вам придётся их менять, если вы не хотите проводить десятки часов за гриндом.

Новых демонов можно получить несколькими способами. Например, завербовать во время боя, просто поговорив с ними. Если вы правильно ответите на несколько вопросов и будете одного или большего уровня с демоном, он присоединится к вашей группе. Если вам не хватит уровня или у вас группе нет свободных мест, то демон скроется, но при следующей встрече вновь предложит свои услуги. А если просто неверно ответить на сами вопросы, то противник либо вовсе сбежит, либо поединок продолжится. В общем, способ интересный, но не самый эффективный.

Куда лучше объединять нескольких слабых демонов в одного более мощного. При этом можно выбирать, какие навыки унаследует новый демон.

Обзор Shin Megami Tensei V

Кроме того, в SMT V есть система эссенций, с помощью которых вы можете передавать главному герою и одним демонам навыки других демонов, таким образом усиливая их и давая резист к определённым стихиям, что особенно эффективно перед битвами с теми же боссами. В этом случае всегда хорошо иметь под рукой парочку низкоуровневых демонов, которых можно использовать в качестве сырья для эссенции.

В целом, система крафта новых демонов стала в SMT более гибкой за счёт всех тех наработок, которые перекочевали в новый «Мегатен» из последней «Персоны».

Кроме того, серия впервые за десять лет сдвинулась с мертвой точки в визуальном плане: сражения перестали быть почти статичными иллюстрациями, монстры переехали в полноценное 3D и обзавелись уникальными анимациями. SMT V вообще выглядит довольно зрелищно по меркам серии, пусть и не так эффектно, как Persona 5.

Обзор Shin Megami Tensei V

Если сравнивать Shin Megami Tensei 5 с другими играми от Atlus, то она уступает пятой «Персоне». И дело не в том, что Persona 5 казуальнее. Нет. Просто Persona 5 более запоминающаяся, более эффектная и при этом в ней хватает своей глубины. Ну, а ещё сейчас редко встретишь абсолютно линейную сюжетную игру на 100 часов. Если же рассматривать SMT V в рамках именно франшизы «Мегатен», то перед нами, пожалуй, её лучшая часть, в которой сочетаются современная стильная презентация и крайне консервативный игровой процесс, дополненный парочкой новшеств, которые не характерны JRPG, но которые добавляют ролевой системе глубины.

Сложно даже представить, к чему Atlus может прийти в будущем, если разработчики смогут объединить увлекательный сюжет и социальные аспекты Persona с глубиной боёвки и ролевой системы Shin Megami Tensei, а также ее побочными заданиями. Возможно, нас ждёт новое слово в жанре. Ну а пока довольствуемся тем, что есть, – просто ещё одной отличной JRPG.

Радости:

  • Арт-дизайн
  • Побочные задания
  • Боевая система
  • Системы прокачки

Гадости:

  • Проходной саундтрек
  • Мало основного сюжета

Оценка: 9,0

Вывод:

Пожалуй, одна из лучших JRPG последних лет 10 наравне с Persona 5 и переизданием Xenoblade Chronicles, а также одна из лучших игр 2021 года. Разработчики не стали бездумно копировать успешную пятую «Персону», благодаря чему «Мегатен» сохранил своё лицо: это всё та же хардкорная японская ролёвка, только с более стильным визуалом. В общем, годы ожидания того стоили!

Максим Данилюк

jRPG Обзор №261
Упоминаемые игры и серии: 

Яндекс.Метрика