Обзор Shattered Union

on января 30, 2006 - 00:00

Жанр: воргейм/глобальная стратегия
Разработчик: Pop Top Software
Издатель: 2K Games
Количество CD в оригинальной версии: 2
Похожесть: Defender of the Crown
Системные требования: Pentium IV-1.7 GHz, 512 Mb RAM, 64 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 2 Gb Hard Disc Space

НShattered Unionекоторые исследователи предсказаний Нострадамуса считают, что в одном из его катренов описана ситуация, которой суждено вскорости произойти в Америке. Дескать, 44-ый президент США будет последним, после чего государство охватит хаос, оно распадется на части и перестанет быть великой державой. Конечно, все это лишь предсказания, но они, видимо, повлияли на многих людей, и в первую очередь на команду Pop Top Software, выпустившую игру Shattered Union.

По сюжету, в 2008 году к власти в США приходит новый президент. Однако ему случилось править страной в непростое время. Террористы усиливают давление на государства мира, и Соединенные Штаты, естественно, значатся в их списке целью за номером 1. Теракты продолжаются, и государство, не в силах предотвратить их обычными методами, идет на крайние меры. Принимается новый "Акт о безопасности", согласно которому разрешено арестовывать людей по одному лишь подозрению в попытке совершить теракт. Страна начинает превращаться в полицейское государство.

Само собой, что людям это совсем не нравится. Американцы по своей натуре очень свободолюбивы, и волна протеста не заставляет себя ждать. Однако власти еще были бы способны с этим справиться, если бы не одно очень существенное "но!", коренным образом изменившее облик мира. По Вашингтону наносится удар ядерным оружием. Большая часть представителей исполнительной и законодательной власти погибает. Вспыхивают массовые беспорядки, и отдельные штаты начинают подумывать о независимости. И вот, в 2014 году, начинается "парад суверенитетов". На месте некогда единой страны образуется шесть государств, каждое из которых контролирует территории нескольких штатов. В дополнение ко всему вспыхивает Вторая Гражданская война, когда былые части единой страны идут друг против друга, воюя в попытке объединить государство. Конечно же, события в некогда сильнейшей стране мира не могут не затрагивать мировое сообщество, влияя на стабильность других территорий, так что ЕвроСоюз принимает принципиальное решение о восстановлении "порядка, справедливости и демократии", послав своих миротворцев. К сожалению для них, последним не удается остаться в стороне от конфликта и вскоре они становятся просто еще одним из его участников.

Итак, у нас есть семь государств, которые схлестнутся в жесточайшей схватке над останками былого величия. Забегая вперед, хочу отметить, что различия между ними не слишком велики. По сути, отличается от других только ЕвроСоюз, имея другой набор войск, остальные же пользуются тем, что осталось от арсенала США. Впрочем, не будем больше рассказывать о юнитах — нам наверняка еще представиться шанс это сделать, лучше поговорим о самой сути игры.

Геймплей Shattered Union можно поделить на тактический и стратегический. На стратегическом экране мы принимаем ключевые решения, от которых зависит судьба наших территорий, а на тактическом — ведем сражения за контроль над своими или чужими областями. Стратегический режим представляет нашему вниманию вид территории США (за исключением некоторых отдаленных штатов), поделенной на цветные лоскутки-государства. В течение хода мы можем предпринять атаку на одно из соседних государств, попытавшись отбить у него какую-нибудь провинцию. Но атака за ход может быть только одна — при всем желании захватить все и вся быстро просто не получится. Да еще в дело вмешивается один забавный момент, благодаря которому думать над каждым ходом придется очень и очень долго. Ведь каждый отдельно взятый юнит может принять участие в боевых столкновениях только один раз за ход. То есть, послав свой любимый и единственный танк "Абрамс" атаковать соседа, вы не сможете его использовать, если другой сосед нападет на вас в свою очередь. Так что очень важно распланировать, кто пойдет в бесшабашное наступление, а кому предстоит нелегкая задача прикрывать завоеванное. Особенно тяжело решать подобные вопросы в самом начале кампании, когда соперники будто "с цепи срываются", атакуя все, до чего могут дотянуться. Позднее станет полегче — большая часть вражеских армий поляжет в боях, и битвы будут вестись в основном дешевыми и слабыми юнитами.

Shattered UnionЭкономическую систему игры сложно назвать таковой. У нас есть только один ресурс — деньги, на которые игрок и нанимает юниты. Изначально выделяется достаточно болшая сумма, но не стоит обольщаться — через пару-тройку ходов она сойдет "на нет". Ведь деньги есть куда потратить — на них можно нанять новые отряды бойцов или же отремонтировать/подлечить тех, кто попытался пасть в боях за Родину, но не успел. Ну а источник прихода денег лишь один — доход от контролируемых вами провинций. Именно поэтому, к примеру, Евросоюзу достаточно сложно выжить, ведь изначально у него всего одна провинция, а расширить свои владения не так уж и просто (соседи-янки сопротивляются отчаянно и могут перебить значительную часть европейских атакующих войск).

К моему глубочайшему сожалению, дипломатии в игре просто нет. Увы, но нам никак не удастся заключить договор с ближайшим соседом, чтобы совместно атаковать ненавистного врага, беспардонно расположившегося между вашими территориями и мешающего развитию истинной и крепкой дружбы. Поэтому в любой момент можно ожидать нападения со стороны любого из соперников, который вышел к вашим границам. И в любом случае часть сил для обороны оставлять все же придется, иначе вас уничтожат еще до того, как успеете сосчитать до трех.

Впрочем, тут я несколько перегнул палку, сосчитать до трех (и даже, боюсь, до четырех) вы все же успеете. Хотя бы потому, что каждый бой отыгрывается на тактической карте при личном управлении игроком своими войсками (если, конечно, вы не решитесь сдать провинцию без сопротивления). Битвы идут на картах, поделенных на гексы. При этом большую роль играет рельеф — от него зависит скорость передвижения войск, а также их боевые качества. Скажем, если вы будете атаковать пехоту, засевшую в городе, то справиться с ней будет значительно труднее, чем с той же пехотой, стоящей на пустынной местности.

Перед каждым боем нам предлагают выбрать автоматическую либо ручную расстановку войск. Рекомендую не доверять компьютеру столь важное дело — мало ли чего он натворит. Определите участки атаки/обороны отрядам самостоятельно, и учтите, что первый ход может оказаться и у врага (если он напал на вас), так что не стоит выставлять в передние ряды беззащитную артиллерию или того хуже, аэродромы. Чтобы выиграть, вам необходимо либо удержать ключевые точки (обычно — города) на карте, либо же захватить их. И вовсе не обязательно оккупировать их все, достаточно будет контролировать пункты на заданную сумму.

Что интересно, поле боя меняется со временем. Игрок или AI могут разрушать мосты или городские кварталы. И эти разрушения сохранятся до конца текущей кампании. Интересная идея, хотя нечто подобное уже и встречалось в аналогичных играх.
Пожалуй, пришло время для лирического (а точнее, не слишком) отступления. Ибо на повестке дня у нас юниты, наши солдаты и боевая техника, которые станут грудью на защиту Родины. Все юниты делятся на различные категории, в том числе пехота, легкие бронемашины, средние и тяжелые танки, авиация, артиллерия, зенитные установки (и да простит меня тот, кого я забыл упомянуть). Надо ли говорить, что у всех есть свои сильные и слабые стороны, посему способный полководец без особого труда справится с противником, используя принцип "не числом, так умением".

Shattered UnionВозьмем ту же пехоту — она очень дешева, но при этом отлично справляется с задачей обороны городов. Однако в наступлении от нее будет мало толку. Бронемашины отлично разведают территорию противника, но, столкнувшись с организованным сопротивлением, почти наверняка будут уничтожены. Танки — вне всякого сомнения — отличнейший выбор, но авиации (вертолетам и бомбардировщикам) редко способны оказать достойное сопротивление. В общем, все юниты разные, и каждый полезен по-своему (кого выбирать, подскажет ряд характеристик вкупе со здравым смыслом). Впрочем, рискну все же дать пару-тройку советов.

Итак, постарайтесь не требовать от своих подчиненных невыполнимых задач. Не надо посылать зенитки уничтожать вражескую пехоту, а танками в одиночку штурмовать городскую оборону (пусть даже некоторые танки и могут стрелять через клетку). Желательно всегда иметь при себе юниты поддержки, вроде артиллерии или бомбардировщиков. Но помните, у компьютера просто патологическая ненависть к вспомогательным отрядам — он всеми силами пытается их уничтожить. Кстати, если самолеты появляются на поле боя лишь эпизодически (точнее, хотя каждый ход, но только по специальному вызову), то вертолеты кружат вверху постоянно. Но они аналогичны наземным юнитам, и занимают одну клетку, посему их вполне реально использовать для прикрытия брешей в линии фронта, на случай неожиданного прорыва противника.

Раз уж зашла речь, выскажу свое мнение об AI. Мне он не показался особо мощным. Так, на глобальной карте компьютерные оппоненты выбирают соперника по неким неведомым мне законам (хотя частенько их выбор предсказуем). В тактике у них отлично обстоят дела с обороной, а также с неожиданными контратаками. Казалось бы, все просчитано верно, слабые юниты под защитой хорошо бронированных, и оппонент будет посрамлен. Ан нет, внезапно, будто ниоткуда, проскакивает какой-нибудь шустрый вертолет — и нет у нас дальнобойной артиллерии, а тщательно спланированный и продуманный план операции летит ко всем чертям. Но вот когда речь заходит о полноценном штурме ваших укрепленных позиций, AI несколько теряется. Иногда у него получается это неплохо, но чаще дело сводится к советской тактике "попрем всей толпой, глядишь, и победим". Если же у компьютера нет численного превосходства, то ему и вовсе ничего не светит, когда грамотный игрок становится в глухую оборону. Разве что кубики хорошо выпадут (исход сражения зависит не только от соотношения характеристик отрядов и разнообразных модификаторов, но и от случайного фактора). В общем, средненький такой искусственный интеллект, хотя и получше многих аналогов.

Интересно, что наши действия на тактической карте могут повлиять не только на изменения рельефа, но и на сам ход кампании. Ведь есть такой показатель, как репутация, который меняется в зависимости от действий того или иного игрока. Чем больше вы разрушаете территорию страны, тем хуже у вас репутация (уж вражеские СМИ постараются очернить геймера). Впрочем, от нее не зависит ничего, кроме бонусов, которые получает игрок в боях. Бонусы — это такие полезные штуковины, которые помогают изменить ход локального боевого столкновения. К примеру, бонус может поднять броню юнита, или же помочь ему вылечиться. То, какая у вас репутация, как раз и влияет на получаемые бонусы. К примеру, "добрый" игрок будет обладать лечением, ремонтом и тому подобными вещами, а "злой" — ухудшением брони, ракетными ударами и прочим. Как себя вести, вам решать, однако здесь есть один момент. Зачастую просто невозможно обойтись без разрушений городов, ведь там обороняются враги. А развалины вряд ли пойдут на пользу вашей репутации. Вот и получается, что стать плохим гораздо проще, чем остаться душкой и любимцем публики.

Shattered Union

Графика в игре весьма неплоха, хотя и не дотягивает до лучших образцов жанра. Сцены гибели юнитов присутствуют, но их можно было бы сделать и покрасивее. Есть фоновая музыка (достаточно мрачная и соответствующая моменту), а также звуковое оформление (звуки разрывов, выстрелов и тому подобного). В целом, вполне достаточно для нормальной игры, особенно для той, которая претендует на высокое звание "воргейм".

Некоторые наши западные коллеги (особенно это касается американцев) в пылу патриотизма окрестили Shattered Union едва ли не "игрой, возродившей жанр воргеймов" и "новым Panzer General". Увы, но, по моему мнению, их заявления не соответствуют истине. Военно-тактическая составляющая игры, конечно, выглядит вполне неплохо, но отнюдь не является конкурентом ни Panzer General-у, ни Massive Assault-у, который по праву считается его наследником. Что же касается добавления элементов глобальной стратегии, здесь в Pop Top Software и вовсе намудрили. Глобальный элемент не несет в себе ничего интересного — знай, выбирай атакуемые провинции, да ремонтируй/покупай юниты. Такое даже школьник из младших классов может придумать. Хотя тем, кто любит тактические схватки, выбирать не приходится — аналогичных игр на данный момент раз и обчелся, так что на их фоне Shattered Union вполне сойдет за того рака, который и на безрыбье рыба.

Оценка: 7. Не шедевр, но вполне крепкая игра. В эпоху увлечения разработчиков RTS способна скрасить недельку игрокам, влюбленным в гексагональные карты и танки, передвигающиеся по ним. Однако претендовать на большее неспособна, из-за излишней простоты.

Morgul Angmarsky

Глобальная стратегия Обзор № 73 Shattered Union

Яндекс.Метрика