Обзор Shadow of the Colossus
Платформа: PS2
Жанр: Action/adventure
Разработчик / Издатель: SCEI
Когда в последний раз вы видели обернутое в изящную упаковку чистое искусство формата PS2? Помните ли вы хоть что-нибудь из славного племени "игр для души"? Говорит ли вам что-либо короткое слово ICO? Немногие прошли эту игру и оставили ее в коллекции на годы, большинство ее пропустило, лишь обругав устаревшую даже для того времени графику и слишком сложный геймплей. И в самом деле, требовалось много сил, чтобы примериться с нарастающей с каждой минутой игры клаустрофобией, усмирить своенравную камеру и простить игре практически полное отсутствие сюжета и "тормознутый" геймплей. Но отбившиеся от этих мелких, в сущности, недостатков получили в награду несколько дней великолепной, немного печальной и по-японски символичной игры.
Долгие четыре года кудесники из SCEA исправляли ошибки ICO, творя новый шедевр. Но сделав ICO 2, они бы разбили мистический ореол первой части, превратив ее просто в еще один сериал. Вместо этого на свет вышел Shadow of the Colosus (далее SOTC) — продолжение не по букве, но по духу.
Сюжет игры повествует о продолжении приключений юноши из ICO. Он привозит свою умершую возлюбленную в храм древнего бога, который, в обмен на помощь в борьбе с населяющими его мир гигантами, оживит подругу героя.
Стоит сразу отметить, что в игре, не считая мелкой живности вроде ящерок и орлов, имеется всего 23 живых (относительно) существа: главный герой, его верный конь по прозвищу "Аро", лежащая всю игру на алтаре девушка, древний бог, три приехавших в конце игры злодея и шестнадцать гигантов — колоссов. Для того чтобы навеки успокоить последних и вернуть к жизни третью, потребуется всего несколько дней, но поверьте — они запомнятся вам надолго, если не навсегда.
Гиганты получили свое прозвище не зря, поэтому не удастся победить монстра, высотой с небоскреб, рубкой его ноги мечом или одним метким выстрелом из лука в глаз. Нет в игре и громадных пушек, мощных артефактов и стоящих на краю обрыва булыжников. Вместо этого придется буквально почувствовать себя блохой, карабкающейся по телу бешеного слона. Обычный бой с гигантом-птицей из первой половины игры выглядит примерно так: прицеливаемся из лука в сидящую на колонне "колибри", размером с летающую крепость B-17, и, помолясь, стреляем. Когда птица со скоростью "Стелса" пикирует к вам, требуется, подавив желание спрятаться под стол, ухватиться за ее крыло. Когда птица вновь взмоет в воздух, вы поймете, что стоит продать всю мебель в квартире и купить за полученные деньги самый большой телевизор, ибо только в этом случае жизнь будет прожита не зря. Закончив любоваться этой неземной красотой и пару раз свалившись с птички, следует быстро (пока не закончилась стамина, ускользающая с каждой секундой висения на гиганте) доползти по ее телу до нескольких светящихся символов и с силой вонзить в них волшебный меч. Далее следует поистине внушительная сцена низвержения гиганта, и уже спустя минуту герой просыпается в храме, около вас стоят тени убитых гигантов, и очередная статуя, символизирующая вашего поверженного противника, рушится. Сохранившись и выслушав новую божественную инструкцию, вы отправляетесь на встречу с очередным гигантом, чтобы доказать ему всю справедливость утверждения, вынесенного в эпиграф.
Но не думайте, что самое сложное в игре — это битвы с гигантами. В отличие от камерной по своей сути ICO, SOTC предоставляет нам действительно внушительные пространства для исследования. Вся карта открыта с самого начала, и чтобы проскакать ее на лошади из конца в конец, потребуется около получаса. Причем ехать мы будем не по сделанным методом copy-paste "красотам", а по просторам, как будто бы сошедшим с картин страдающего гигантоманией пейзажиста. Огромные поля под слепящим солнцем, полуразрушенные города и храмы, покрытая мраком долина гейзеров, высокое мертвое дерево над находящимся в пустыне логовом гигантского червя, белокаменный мост, соединяющий два мира, — эти и многие другие локации SOTC вы запомните навечно. Складывается впечатление, что, если, создавая ICO, авторы, как уже упоминалось выше, пытались вызвать у геймеров чувство клаустрофобии, то SOTC — верный способ заработать боязнь открытых пространств.
И вот по всей этой красоте придется лазать, прыгать и скакать на лошади в поисках гигантов (над которыми отнюдь не висит большая красная стрелка). Нет у игрока и радара. Вместо него выступает меч главного героя. Направив его к солнцу, мы ловим солнечный зайчик, который, перенаправляясь в сторону гиганта, фокусируется в луч. На практике это легче, чем в теории, но все-таки поиск гигантов потребует много времени, так как меч отказывается работать в зданиях, под водой, в темноте и в тумане, да и наводка очень приблизительна.
Чтобы не заставлять игрока бродить по этому огромному миру, пугая немногочисленных ящерок сверкающим мечом, авторы подарили нам настоящее чудо инженерной мысли того времени, именуемое конем. За анимацию этого гордого животного разработчики заслуживают отдельной похвалы — конь не похож на "деревянных лошадок" Dynasty Warriors или The Gun. Он с разбегу перепрыгивает через пропасти, оглашая окрестности громким ржанием, тяжело дышит, переходя на галоп, артачится и встает на дыбы на краю пропасти, тихо щиплет травку, когда его оставляют в покое. Помимо этого, герой может использовать коня для победы над некоторыми гигантами: стрелять по врагу, стоя на спине галопирующего коня, или убегать на нем же от огромного червя, заимствованного у Фрэнка Герберта.
Но и на солнце, как известно, есть пятна. Во-первых, старушка PS2 смогла нарисовать просторы игры без тормозов и загрузок, но цена этому — мертвый, практически пустой мир. Прекрасная музыка звучит почему-то лишь во время битв с гигантами и сюжетных моментов. Понятно, что, добавив в SOTC GTA'шное радио, разработчики не оставили бы от атмосферы игры камня на камне, но вот растянуть музыку на весь геймплей вполне могли бы. Стараясь увеличить время геймплея, разработчики разбавили общество красивейших гигантов парой уродов, которых и убивать неинтересно, и пропустить нельзя. Некоторым может не понравиться излишний символизм и недосказанность сюжета, но этим товарищам предлагается переключить свое внимание на Warriors, Spartan и прочие развлечения для спинного мозга. Остальным же настоятельно советую пройти игру до конца, ибо концовка (по слухам даже не одна) заставляет аплодировать авторам стоя.
Засим прощаюсь с вами, сообщая напоследок, что издатели SOTC, судя по всему, не досчитавшись пары долларов, анонсировали таки переиздание ICO, направленное на тех несознательных личностей, которые не научились видеть во внешне уродливом утенке прекрасного лебедя.
9 баллов
Чего же еще можно было ждать от творцов ICO, кроме очередного "праздника для души". Играть только с холодным умом, горячим сердцем и чистыми руками. Шедевр в чистом виде.
Евгений Баканович, Megaclick