Обзор Serious Sam 4: Planet Badass

Posted by Anuriel on ноября 19, 2020 - 15:41

Жанр: шутер.

Разработчик: Croteam.

Издатель: Devolver Digital.

Платформы: PC.

Минимальные системные требования: Win 10 64, 4-ядерный процессор на 2,5 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce 780/970/1050 или Radeon 7950/280/470, 42 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: 8-ядерный процессор на 2,5 ГГц, 16 ГБ ОЗУ, GeForce 1080/2060 или Radeon Vega64/5700.

Возрастной рейтинг: 17+.

Представьте, что разработчики из Croteam лет десять назад закопали капсулу времени с очередным продолжением Serious Sam и вспомнили о ней только сейчас. Они её выкопали и достали со дна диск с билдом Serious Sam 4, а спустя всего пару дней после этих археологических раскопок просто взяли и выпустили игру. Без каких-либо доработок. Фантастика, скажете вы! Как бы не так. Serious Sam 4 — настолько олдскульный во всех смыслах шутер, что поверить в эту историю легко. И нет, речь не идёт об олдскуле на манер Amid Evil или Ion Fury, обернувших ретроэстетику в собственный стиль. Нет. Перед нами самый настоящий привет от хорватских разработчиков из конца 2000-х. Боевая музыка, толпы врагов, динамичный и брутальный экшен, а также максимально устаревший геймдизайн и ворох технических проблем. Но обо всём по порядку.

Обзор Serious Sam 4: Planet Badass

События Serious Sam 4 разворачиваются до начала третьей части. То есть это приквел приквела, самая первая по хронологии игра в серии или просто — Before Before First Encounter. Действие игры происходит на Земле в разгар войны с Менталом, а основной сюжет вращается вокруг группы реквизиции инопланетных артефактов, в которую входит наш протагонист Сэм Стоун. Этой команде поручено найти священника, которому известно местоположение Святого Грааля — инопланетного артефакта, способного переломить ход войны за Землю.

Так как события нового Serious Sam случились до сюжета всех остальных частей, то от самой истории откровений ждать не стоит. Сэм, естественно, выживет, как и второстепенные персонажи, которым суждено засветиться в третьей части, так как она хронологически продолжает четвёрку. Поэтому какой-либо опасности для главного героя нет, как и «вот это поворотов» в сценарии. Разработчики, конечно, попытались ввести парочку твистов в сюжет, но получилось у них это из рук вон плохо.

Обзор Serious Sam 4: Planet Badass

А вот проработка характеров отдельных героев у Croteam вышла на ура. Да, с одной стороны, все местные персонажи — одни сплошные архетипы. Например, здесь есть священник с дробовиком, фанат теорий заговоров, испанский мачо, новобранец и очень крутая боевая подруга. Но с другой — у каждого героя есть какие-то свои особенности, свой характер и своя роль в сюжете. В этом плане Serious Sam 4 оказался куда лучше своих предшественников, ведь авторы впервые попытались рассказать в игре о ком-то кроме Сэма Стоуна.

И здесь, пожалуй, кроется самая большая проблема сюжета Serious Sam 4. В масштабах всей серии новые похождения Сэма Стоуна воспринимаются как некий филлер: игра не привносит почти ничего нового в серию и никак не расширяет её лор. Хотя разработчики вполне могли рассказать больше и о самом Сэме, и о войне с инопланетянами, и о главном злодее Ментале. Но нет. За 10 часов сюжетной кампании игра с трудом сможет предложить что-то кроме донельзя простой истории. Естественно, от четвёртого «Серьёзного Сэма» никто и не ждал сюжетных откровений, но перезапуск Doom показал, как можно сейчас работать с нарративом в подобных олдскульных шутерах, а обновлённый Wolfenstein — как в них можно рассказать интересную историю, сохранив при этом толику трэшовости оригинала.

Обзор Serious Sam 4: Planet Badass

Но если вы ждали от Serious Sam 4 старого, доброго зубодробительного боевика, приправленного юмором, то с этим у игры всё более-менее в порядке. «Более» отвечает за шутки и фирменные уан-лайнеры, которыми главный герой периодически комментирует происходящее на экране, а «менее» — за брутальный экшен.

Ну, ладно. Экшен в Serious Sam 4 действительно брутальный, хотя до уровня того же Doom или Wolfenstein он явно не дотягивает. В игре приятно стрелять и разносить в клочья врагов, управляя самым настоящим мехом. Тем не менее, у игры есть ряд геймплейных проблем, на которые просто нельзя не обратить внимания.

Во-первых, недостатки, которые перекочевали в четвёртую часть из Serious Sam 3. Например, необходимость постоянно передвигаться с зажатой кнопкой спринта, так как темп игры заточен именно под бег. Или местные добивания, которые не приносят никакой пользы, если только не прокачать дополнительный навык.

Обзор Serious Sam 4: Planet Badass

Во-вторых, местный дизайн уровней. Большие открытые пространства — фишка серии. Но если в первых частях Serious Sam у нас были продуманные локации с интересным дизайном, то в четвёрке — сплошные плоские арены без какого-либо намёка хотя бы на вертикальный геймплей. При этом некоторые карты настолько велики, что можно провести минут 10–20, просто добираясь от одной точки интереса до другой. Это существенно ломает общую динамику игры.

Скрасить этот момент могла бы арт-проработка уровней, но и здесь у создателей вышел прокол. За исключением нефтяной вышки, Колизея и парочки храмов игроков ждут лишь огромные пустые пространства с множеством созданных как под копирку домов и деревьев.

Обзор Serious Sam 4: Planet Badass

В-третьих, местный геймдизайн, а вернее те его зачатки, которые присутствуют в игре. Возможно, современные шутеры (даже такие, как Amid Evil или новые Doom-ы) с их выверенным дизайном и балансом слишком разбаловали нас, но подход «вот оружие, вот 50 врагов, а дальше делай, что хочешь» сегодня воспринимается с трудом. И Serious Sam 4 пропитан им насквозь. Сражения явно не прорабатывали должным образом, из-за чего игру постоянно бросает из крайности в крайность: вот вы с лёгкостью расправляетесь с двадцатью безголовыми камикадзе, а вот на вас вываливают десяток быстрых Сирианских быков-оборотней, и вы, как ужаленный, бегаете по арене, пытаясь хоть как-то расстрелять их и не умереть в процессе.

Чтобы нам было легче уничтожать врагов, в игре есть различные бонусы и модная прокачка персонажа. К первым относятся различные модули для оружия, уникальные пушки и снаряжение. Получить их можно, выполняя побочные задания. Этот элемент игры чем-то напоминает прошлогоднюю Gears 5. Там точно так же надо было добраться до точки интереса, подобрать определённый предмет и затем убить всех врагов. Только в шутере от The Coalition эти точки обычно располагались по пути к основной миссии, а не были тупо раскиданы по карте. Да и сами сражения в пятых «Гирзах» авторы старались максимально разнообразить, предлагая различные игровые ситуации, а не просто вываливая на игрока волны врагов.

Обзор Serious Sam 4: Planet Badass

Что же касается прокачки Сэма Стоуна, то на уровнях разбросаны фиолетовые артефакты, которые дают очки навыков. За них главному герою можно открыть особые способности. Например, возможность оседлать некоторых монстров. Правда, хоть сколько-нибудь полезные навыки можно пересчитать по пальцам одной руки: стрельба с двух рук, ускоренная перезарядка и лечение за счёт добиваний.

Всё это вместе взятое складывается в достаточно странную картину. Ведь вместо того чтобы просто сделать в меру весёлый, динамичный и выверенный шутер, разработчики зачем-то решили напичкать игру абсолютно ненужными элементами, чтобы хоть как-то сгладить кривые баланс и дизайн, а также показать, что пусть Serious Sam 4 и олдскульный боевик, он всё равно следит за модными жанровыми трендами. И даже уникальная фишка Croteam, система «Легион», способная обрабатывать тысячи существ на одном экране, не работает в игре должным образом. Тысячи бойцов и монстров оказываются лишь визуальным эффектом, в то время как вы всё так же сражаетесь с двумя-тремя десятками монстров.

Релиз Serious Sam 4 на PlayStation 4 и Xbox One запланирован на 2021 год, однако ни разработчик Croteam, ни издатель Devolver Digital точную дату релиза не называют.

Суммируя всё сказанное, Serious Sam 4 с трудом можно назвать хорошей игрой — Croteam выпустили откровенный проходняк с ворохом технических проблем и плохой оптимизацией. Да, если вы никогда не играли в шутеры, или вы просто любите стрелять, какое-то удовольствие от новых приключения Сэма Стоуна получить можно. Но сегодня на рынке есть множество других, более качественных проектов, заслуживающих внимания.

Радости:

  • Шутерная механика
  • Неплохой юмор и персонажи

Гадости:

  • Кривой баланс
  • Проходной сюжет
  • Однообразные уровни
  • Прокачка и побочные миссии

Оценка: 4,5

Вывод:

Крайне посредственный шутер, авторы которого, судя по всему, взвалили на себя непосильную ношу. И вместо того чтобы улучшать механики и баланс, они просто напихали в игру всего и побольше, не слишком заботясь о качестве.

Максим Данилюк

шутер Обзор №246
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика