Обзор Sense: A Cyberpunk Ghost Story
Жанр: платформер, survival horror.
Разработчик: Suzaku.
Издатель: Top Hat Studios Inc.
Платформа: ПК, macOS, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X, Nintendo Switch.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core 2 Duo E5200, 2 ГБ ОЗУ, GeForce GT 240 или HD 6570 с 1+ ГБ, 5 ГБ на жестком диске.
Возрастной рейтинг: 17+.
Все больше появляется игр от небольших инди-студий, разработка которых запустилась в эпоху хайпа по Cyberpunk 2077 с закономерным желанием новичков вскочить в трендовый поезд. Оно и хорошо, ведь за последнее десятилетие сеттинг киберпанка использовался куда реже, чем в 80-х и 90-х. Он перспективный и ограничивается сугубо авторской фантазией. Нужно лишь соблюсти отдельные элементы из книг Гибсона: ночной полумрак, неоновые вывески, атмосферу безысходности и доминирование высоких технологий над человеческим комфортом. High tech, low life – известный лозунг жанра. В случае Sense – 不祥的预感: A Cyberpunk Ghost Story (именно так полностью называется игра) платформер сочетается с хоррором, но основная ставка сделана именно на сюжет. Недаром иероглифы переводятся с китайского языка как «Зловещее предчувствие».
История разворачивается в Нео-Гонконге, за окном 2083 год. Шумный мегаполис, корпоративная культура и ничтожная ценность человеческой жизни прилагаются. Девушка Мэй не любит шумные тусовки, свободное время проводит в виртуальной реальности, а работает она нетдайвером. Этот термин обозначает специалистов, использующих кибернетические глаза для изучения сверхъестественных событий из прошлого. Разрезав пространственно-временную нить, можно узнать историю конкретного места. Это помогает в расследовании преступлений, с которыми не в силах справиться местная полиция. При выполнении очередного заказа героиня замечает странный сбой в своей оптической системе, приводящий к помехам и мистическим иллюзиям. Для ее наладки она заходит в дамскую комнату, где внезапно переносится в мрачную многоэтажную постройку.
Дальше все развивается по канонам жанра, поскольку авторы вдохновлялись сериями Clock Tower и Fatal Frame. От первой осталась сама концепция 2D-шутеров с уходом от кровожадных призраков, не нашедших покоя после смерти, а от второй позаимствовали духов и всякую паранормальщину. Теперь задача простая – выбраться из здания, выжить и попутно узнать, что же здесь произошло и как это связано с Мэй. Прогулка по семиэтажному дому, выстроенному более века назад, сочетается с изучением многочисленных мелких историй его обитателей. Без загадочных культов и темных ритуалов не обойдется.
Вначале сюжетная завязка кажется банальной, но ближе к середине интрига повышается, за происходящим становится по-настоящему интересно следить. Небольшие скетчи о событиях минувших лет переполнены любовными интригами, предательством и дружбой, ненавистью и взаимопомощью. Игра последовательно вызывает целую гамму эмоций, зачастую меняя восприятие из одной крайности в другую. Важно отметить, что после первого прохождения открывается режим New Game+, затем NG++. Лишь после третьего завершения кампании все ниточки сводятся воедино. Если же ограничитесь пятью часами на единственный забег, у вас останется масса вопросов к произошедшему. Не идет речь о разнообразии в духе Nier: Automata, где каждое из трех прохождений было уникальным, но дьявол кроется в деталях.
Поскольку разработчики родом из Китая, они наполнили произведение множеством отсылок к собственной культуре и криповой азиатской мифологии.
Игровой процесс напоминает квесты из 90-х, зачастую предполагающие совмещение одного предмета с другим без особой логики. Панк на улице отказался отогнать тачку? Пока не соберете на улице все рассыпанные им в попытке удрать от копов сигареты, дело с мертвой точки не сдвинется. Закрытый ящик отпирается «чем-то маленьким», однако чем именно – догадайтесь сами, поскольку подходящих под описание предметов вокруг полно. Отвертка, проволока, пинцет… Применяйте все подряд, и что-то подойдет.
Приходится регулярно бегать по ранее открытым локациям в поисках разгадки. Причем сбор лута нужно вести в определенном порядке, чтобы затем использовать его в соответствующих местах. Например, если ключ лежит на первом этаже, а замок соответствующей формы располагается на третьем, извольте вновь пробежать через коридоры, наполненные нечистью. При встрече с последней велики шансы погибнуть, тогда происходит откат к чекпоинту, а подобранного ключа в инвентаре вновь не оказывается. За подобное решение геймдизайнеру надо дать по рукам, поскольку продолжительность растягивается искусственно.
При взаимодействии с интерактивными предметами (очевидно, крохотными из-за 2D-графики и вида сбоку) картинка приближается. Каждый такой элемент показывают вблизи в виде рисованного скетча, а в инвентаре приводится его описание в сочетании с мыслями главной героини. Это добавляет погружения в отдельных ситуациях.
Задние планы нарисованы великолепно, чего нельзя сказать об анимации. Картонные фигурки человечков, нелепо дергающих ногами, вызывают улыбку. Зато дизайн призраков, чьи силуэты периодически мелькают в кадре, подкупает. Уродливые, гипертрофированные и обезображенные духи антропоморфной наружности продуманы не в пример лучше NPC людей, да и прошлое их расписано до мелочей. Тут уж влияние Fatal Frame очевидно.
Способна ли Sense: A Cyberpunk Ghost Store напугать? Да, ей это удается не хуже Knock-knock от Ice-Pick Lodge. Прогулки по многоэтажке похожи на фильм «1408» по роману Стивена Кинга. Помните сцены, когда из окна дома открывались виды на город? Мегаполис совсем рядом, но при этом находится в потустороннем измерении, чем успешно и пугает. Покинуть проклятый старый дом просто так не выйдет, окна на улицу не ведут, ощущаешь себя в замкнутом лабиринте.
Закономерный вопрос: почему у игры рейтинг 17+? Причина в обилии откровенных сцен (но не сексуального характера). Ранее разработчиков даже атаковали представители западного SJW-движения. Бойцы за социальную справедливость протестовали против определенных эпизодов и отображения женщин в игре, но по итогу издательство не прогнулось под давлением. На отзывы в Steam сей факт повлиял непосредственным образом. Оно и правильно: киберпанк всегда был жестоким и взрослым жанром, не терпящим компромиссов.
На релизе наблюдались многочисленные технические проблемы, связанные с вылетами (на Nintendo Switch в том числе), проблемами с сохранениями и неудобством расположения чекпоинтов. Пока писал рецензию, вышел патч за версией 1.1, где баги оперативно исправили.
Сами сохранения могут быть через кассету в особняке либо через Quick Save в меню. И последнее предпочтительнее: заниматься поисками этих пленок желания нет, времена первых частей Resident Evil безвозвратно ушли. Жаль, не исправили русский шрифт, остающийся слишком тонким для комфортного чтения в портативном режиме на Nintendo Switch.
Радости:
- Сюжет
- Диалоги, записки, описания предметов
- Дизайн призраков
Гадости:
- Бэктрекинг
- Анимация людей
- Геймдизайнерский архаизм
- Неудобное меню
- Шрифт русской локализации
Оценка: 7,0
Вывод:
Загадочная история, способная напугать внезапно материализующимися полтергейстами. Геймплей традиционен для квеста в сочетании с survival horror, но он существенно уступает сюжету. Следить за событиями интересно, игра пробегается на одном дыхании.
Обзор написан по версии игры для Nintendo Switch
Альберт Сипов