Обзор Sanitarium

Жанр: квест.
Разработчик: DreamForge Intertainment.
Издатель: ASC Games.
Год выхода: 1998.
К рубежу двух тысячелетий классические point-and-click квесты подошли чувствуя себя просто превосходно, особенно на контрасте с днем сегодняшним. Достаточно вспомнить проекты, связанные с именем Тима Шейфера: Grim Fandango, Full Throttle — или такую необычную серию, как Myst. Они вошли в золотой фонд игр — недаром многие из них уже переизданы в HD. Сегодня мы расскажем об еще одном классическом point-and-click квесте той эпохи, о Sanitarium. Эта игра известна не так хорошо, как вышеназванные, но по смелости своего замысла вполне способна дать им фору. А уж всякому, кто ищет в играх чего-нибудь гротескного и сюрреалистичного или же просто балдеет от «дэвидлинчевской» линии в продуктах массовой культуры, узнать об этом квесте определенно не помешает. Кстати, и русскоязычное название Sanitarium — «Шизариум» — говорит само за себя и передает самую суть проекта даже точнее названия оригинального.
Доктор Макс возвращается поздно вечером домой, но попадает в аварию. Теряет сознание. А в себя приходит уже в психушке, которая расположена в старинном здании. Положение – врагу не пожелаешь, а тут вдобавок воет сирена, случился пожар. Макс рыщет по всему помещению под куполом, натыкается на странноватую статую ангела, просматривает записи в диспетчерской, пытается разузнать хоть что-то у психов, что вокруг. И в конце концов находит ключ, «отмыкающий» ангельское изваяние. А тот оказывается порталом: перемещает Макса в городок, полный детей-уродов, но без единого взрослого. Так начинается наше совершенно безумное путешествие, во время которого мы не раз зададимся вопросом, явь это или нет, действительно ли Макс тронулся умом, или же всё куда сложнее, провалы это в памяти или же изощренные игры максова подсознания.
Максу не только предстоит побывать в таких местах, как упомянутый городок, гротескный цирк, будто созданный самим Пеннивайзом, живой организм-улей, ацтекская деревня, морг с кладбищем, но и побывать там в разных обличьях. То он девочка, как на локации-цирке, то древний воин (деревня ацтеков), то циклоп в улье. И всё это неслучайно, всё это как-то связано с событиями прошлого Макса, которые он понемногу и припоминает. В игре хватает роликов, рассказывающих о том, что было до аварии, — выглядит, конечно, как съемки с дешевой камеры видеонаблюдения, но это даже и к лучшему. Если вкратце, прежде Макс участвовал в разработке лекарства от неизвестной болезни, губящей детей. Причем жертвой этой болезни когда-то стала и младшая сестра Макса.
Игровой процесс в Sanitarium откровением не станет. Перед нами типичный point-and-click квест, в котором берешь всё, что берется, и применяешь предметы там, где их и предписано применить. Но есть и ряд особенностей. Так, важную роль играют разговоры. Узнав что-то важное у одного из персонажей, далее Макс может воспользоваться этим в разговоре с персонажем другим, и так несколько раз. Зачастую эти персонажи даже находятся рядом друг с другом, как те же несчастные дети с уродствами. В любом случае, такие разговоры служат триггерами, без всесторонне содержательной беседы до полного исчерпания темы дальше не продвинуться. А даже если к ним прибегать вроде и не обязательно, как на самой первой локации в клинике, все равно желательно от них не уклоняться, ведь в них содержатся смутные намеки на суть происходящего с Максом.
Следующая особенность связана с самим миром «Шизариума». Приготовьтесь, например, сжечь тело в крематории, после чего воспользоваться полученным прахом и забрать вдобавок из печи стеклянный глаз. В эту же строку и сам дизайн ряда локаций: разработчики вряд ли задавались целью напугать или вызвать отвращение, но тот же улей, этот живой организм, иногда отвратителен даже физиологически.
В игре не обошлось и без головоломок (но хотелось бы большего): высвободить из зажимов камень, подобрать код от пульта управления, руководствуясь мелодией, выиграть в крестики-нолики, составить словосочетание из букв. Понятно, что в большинстве из них требуется найти верную последовательность действий и определить верную комбинацию известных элементов. Досадно, впрочем, что попадаются моменты, связанные с таким «запрещенным приемом», как необходимость определить правильный порядок методом тыка, случайным перебором.
Наконец, в Sanitarium присутствует даже парочка экшен-эпизодов, вроде сражения косой с пугалом, и целый аркадный по духу уровень: в лабиринте Макс дергает нужные рычаги, поднимает-опускает платформы и так открывает себе проходы дальше. Ближе к финалу, словно части мозаики, на одной локации сойдутся все три воплощения личности Макса, играть за которые мы будем попеременно, используя сильные стороны каждой из «аватар» в зависимости от ситуации. Девочка, скажем, проберется туда, куда другие не смогут, циклоп обладает недюжинной силой, ацтек бесстрашен.
Из недостатков игры главным образом необходимо отметить управление: почему-то Максу нельзя просто задать точку интереса, непременно необходимо вести его, зажав клавишу мышки. Недоумение вызывает и то, что управление не удосужились поправить и в современной версии под iOS/Android (более того, по отзывам оно так стало даже еще хуже!). Да, мобильная версия тоже существует — она вышла в конце 2015 года, чуть позже, чем игра появилась в Steam, адаптированная под современные ОС. При этом в Steam-версии нет поддержки русского языка, хотя в свое время официальных локализаций выходило аж две: от «Фаргуса» и «Логруса» с «Новым Диском». Последняя, к слову, и называлась «Шизариум».
Оценка: 8,0
Вывод:
Sanitarium — проект, конечно, на любителя, но это не отменяет того, что в игре очень мощные нарратив и система образов. Атмосфера игры тяжелая, она угнетает, это да, — но и глубина психологической проработки темы, избранной разработчиками, достает до самых темных уголков человеческого подсознания, мучающегося чувством вины. В истории игровой индустрии Sanitarium осталась типичным представителем игр второго эшелона — но почему бы и ей не получить полноценный ремастер рано или поздно? Думается, игра этого заслужила.
U$D