Обзор Rome Total War: Barbarian Invasion [КГ]

Жанр: глобальная стратегия.
Разработчик: Creative Assembly.
Издатель: SEGA.
Количество дисков в оригинальной версии: 1 CD.
Похожесть: Rome: Total War.
Системные требования: Pentium III 1 GHz, 256 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 800 Mb Hard Disc Space (3 Gb вместе с оригинальной игрой).
Похоже, что Creative Assembly раз и навсегда избрала дорогу адд-онов к своим глобальным стратегиям. После выхода Shogun появилось дополнение Mongol Invasion, после Medieval'а — Viking Invasion, ну, а теперь и Rome Total War обогатился адд-оном, в названии которого встречает слово Invasion. Ну, а вторгаться на территорию римских (и не только) земель будут безжалостные и неумолимые варвары, гунны, вандалы, готы, некогда с огнем и мечом прошедшие по всему цивилизованному миру, разрушая огромные государства и создавая на их месте свои маленькие королевства. Впрочем, играть именно за варваров нас никто не заставляет. При желании можно выбрать одно из цивилизованных государств: Западную или Восточную Римские империи или же державу Сасанидов (она же Персия). Каждая из стран хороша по-своему — впрочем, к этому вопросу мы еще вернемся, а пока пора привести некоторую общую информацию.
Суть дополнения не слишком изменилась по сравнению с оригиналом. Все так же мы занимаемся развитием городов на стратегической карте, созданием и перемещением армий, заботой о развитии своей династии, битвами и штурмами городов. Сохранились и тактические бои, в которых игрок собственноручно управляет войсками. Конечно, во все аспекты игры были внесены определенные изменения, но главное осталось неизменным. Действие начинается в середине IV века нашей эры с момента, который разработчики сочли началом Великого Переселения Народов, и продолжится до последней четверти века пятого, когда в реальной истории Западная Римская империя была окончательно уничтожена, и на ее территориях образовалось бесчисленное количество мелких и крупных независимых государств. Карта мира внешне осталась неизменной (ее просторы покрывают практически всю Европу, большую часть Северной Африки и Ближнего Востока). Но вот количество провинций уменьшилось за счет их укрупнения. Само собой, это отразится на вашей тактике и стратегии — теперь порой приходится пройти гораздо большее расстояние, прежде чем вы доберетесь до вражеского города. Экономическая и строительная составляющие игры вас не удивит: большое количество зданий, возможность получения денег от налогов, торговли и грабежа, караваны, двигающиеся по дорогам, наблюдательные вышки, стоящие в разных местах карты, — все это хорошо знакомо со времен Rome Total War. И пусть названия многих строений изменились, пусть они не всегда дают аналогичные бонусы со своими прототипами в базовой игре, опытному игроку не составит труда поставить экономику на ноги и создать процветающее государство. Даже если он начнет с самой слабой страны, не имея практически ни гроша в кармане.
В игре есть несколько религий: христианство, зороастризм, язычество. Впрочем, особого влияния на ход событий они не оказывают, являясь обычным "опиумом для народа". Разве что рекомендуется помнить, что религия населения может не совпадать с государственной, и в этом случае периодические бунты и восстания неминуемы. Но самый радикальный способ решения всех проблем по-прежнему с нами — достаточно после захвата города вырезать практически все население, после чего начнут нарождаться нормальные граждане, довольные существующим положением дел. Пусть это и застопорит экономику, зато уж город станет вашим, что называется, "с потрохами". А вот боевые действия кардинально не менялись. Все так же армии перемещаются по глобальной карте (их скорость зависит от скорости самого медленного отряда в войске). Все так же мы можем проводить авторасчет сражений и осад или же лично командовать войсками. Причем проблемы этого самого авторасчета сохранились — практически всегда выдаваемый им результат хуже, чем тот, которого может добиться игрок, даже не слишком долго игравший в серию Total War. Правда, нас ждет огромное количество новых юнитов (а старые практически все ушли в небытие), так что и в сражениях кое-что изменится. Скажем, нет больше фаланги — мощнейшего средства покорения враждебных стран. Пропали и легионеры — их время ушло, и легионная тактика забыта. Зато значительно возросла роль кавалерии — она является едва ли не основным ударным средством многих варварских армий. В то же время копейщики стали чуть лучше защищаться от атак товарищей на лошадях, хотя конница и в Barbarian Invasion способна с ними справиться (пусть и не всегда). Появилось несколько интересных "фишек". Например, ночные сражения, проку от которых немного, зато выглядит все очень красиво. А легкой пехоте и кавалерии добавили возможность перебираться через реку вплавь. Так что вовсе не обязательно штурмовать единственный на карте мост, бессмысленно атакуя врагов, поливающих вас сотнями стрел. Достаточно перевести несколько легких отрядов конницы вброд, после чего ударить с тыла, а как только противники нарушат строй, пытаясь отразить атаку сзади, добить их спереди. Штурмы городов ничем особенным от базовой игры не отличаются. Собственно, об игровой механике это все. Но я обещал вам рассказать о главных действующих лицах нынешнего повествования, и сейчас это обещание сдержу. Итак, начнем, пожалуй, с главных стран, которые являются не только сильнейшими государствами мира, но еще и самыми привлекательными объектами для захвата. Встречайте: Западная и Восточная Римские империи.
Империи — самые цивилизованные и богатые государства мира. У них огромные города, величайшие армии и больше всего проблем. Начав играть за любую империю, вы неминуемо столкнетесь с вопросами, требующими немедленного решения. Мало того, что на границах скапливаются орды варваров, готовые в любой момент нарушить шаткий мир, так еще и внутренние враги не дают спокойно спать. Многие города (по причине многолюдства) так и норовят восстать. Нелояльные губернаторы желают отделиться, начав тем самым развал страны. Постоянно появляются повстанческие армии и флоты, мешающие нормальному развитию экономики. Плюс к тому иногда может образоваться даже повстанческое государство, являющееся полноценным игроком на международной арене. Впрочем, при игре за Рим или Византию главное — пережить первые лет десять-пятнадцать (год состоит из двух сезонов-ходов). После этого станет легче: наладится нормальная экономическая жизнь, деньги перестанут уходить в минус, а города бунтовать. Само собой, для достижения подобного эффекта придется построить большое количество зданий (городов у империй немеряно), разбить всех ближайших врагов и нанять множество отрядов (а также изменить налоги и чаще проводить игры) для успокоения населения в провинциях. Дальше играть станет проще, и можно будет начать отвоевывать то, что было потеряно в период укрепления государства. Вообще я считаю, что два осколка некогда единого и величайшего из Средиземноморских государств — самые сильные в игре. Вот только одна загвоздка: им неминуемо придется столкнуться друг с другом, так как к этому ведут заданные условия победы в кампании. Что же касается войск, то вместо легионеров появилась новая пехота вроде комитатов, а всадниками служат варвары-федераты. Плюс римская армия способна быстро добавить в войска осадные машины.
Интересно и перспективно смотрятся Сасаниды. Они сидят у себя на Ближнем Востоке, куда волны варваров (за исключением, пожалуй, берберов, которые ближе к цивилизованным народам, чем к каким-нибудь гуннам) просто не доходят. Но у персов есть могущественный враг — восточные римляне-византийцы, с которыми постоянно вспыхивают войны. Так что отдыхать поначалу не придется. Войска у Персии пустынного типа — всякие там копейщики, лучники пустыни, всадники на верблюдах. Играть за Сасанидов интересно, но не слишком сложно, так как внутренних проблем у них на порядок меньше, чем у римлян. Наконец, варвары. Вот они-то и являются изюминкой адд-она. Да, если варвары перейдут к оседлому образу жизни, то постепенно превратятся в цивилизованный народ и построят государство. Но ведь они могут этого и не делать, путешествуя по миру и грабя города (чтобы увеличить количество денег в будущей казне страны). Дело в том, что у большинства варварских племен имеется способность "Орда", которой они беззастенчиво пользуются. Когда у варваров в наличии лишь один город, они могут оставить его, собраться в несколько ударных отрядов и пойти воевать. Ордам вполне по силам разграбить несколько городов, после чего дойти до самых лакомых земель и основать свое королевство там. К примеру, вы можете пойти в Италию и занять ее всю. Хотя этим и обеспечиваются постоянные войны с Римом, но их-то можно и пережить. Ибо занятие плодородных земель вокруг столицы великой Империи того стоит. Или же попытайтесь обрушиться на Константинополь и Грецию: оккупировать и заселить их вполне реально любым племенем — проверено на практике. Войска у варваров самые разные. Кое-кто предпочитает пехоту, но у большинства все же самым грозным оружием являются ударные отряды тяжелой кавалерии.
Сама игра идет намного динамичнее, чем в базовом Rome Total War. Моментально создаются и разрушаются союзы, периодически на границах появляются враги (иногда очень большими армиями), вам приходится сниматься с насиженных мест или же оборонять их. Впрочем, лет через тридцать после начала все успокоится — всякие там гунны расселятся по городам, и начнется обычная политика. Выиграть обычно не слишком сложно, хотя цели, выдаваемые компьютером в начале кампании, не всегда кажутся достижимыми. В общем, некоторая монотонность оригинала сменилась активными действиями.
Оценка: 8.
Barbarian Invasion заслуживает звания "хороший адд-он" и уступает оригиналу лишь в степени масштабности. Новый исторический период, большое количество войск, ранее нам неизвестных, быстрая смена происходящего на карте, слегка поумневший AI — разве этого мало для хорошего дополнения? По-моему, более чем достаточно. Так что ставим высокую оценку и ждем объявлений от Creative Assembly о дальнейших разработках. Что нас ждет: Napoleon Total War или же World Total War? Кто знает?..
P.S. Производить махинации с файлами для подключения дополнительных стран не рекомендуется — их выбор впоследствии может привести к вылету игры.
Morgul Angmarsky