Обзор Rome: Total War

Posted by AlexS on декабря 10, 2019 - 00:17

Жанр: глобальная стратегия
Количество CD: 3
Похожесть: Shogun Total War, Medieval Total War
Разработчик: The Creative Assembly

Издатель: Activision
Системные требования: Pentium IV-2,4 GHz, 512 Mb RAM, 128 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 2 Gb Hard Disc Space

«Ave, Caesar!» — пронеслось по рядам армии. Солдаты отсалютовали полководцу и двинулись вперед. Движение пехоты и конницы, одновременная поступь тысяч ног и копыт, бодрые, громкие крики рождали только одну мысль: сегодня победа останется за нами, а враги узнают, кто такие римляне. А потом — потом мы ворвемся во вражеский город, предадим его огню и утешим женщин побежденных, побаловав себя еще и настоящим греческим вином. Ведь мы стоим не где-нибудь, а перед Массилией — старинной колонией греков.

Примерно таким мог быть ход мыслей рядового римского центуриона, стоящего в строю таких же, как он, легионеров, готовясь к сражению и штурму. И как хорошо, что мы можем прочувствовать на себе, «как все это было», ведь теперь у нас есть Rome: Total War, очередная разработка The Creative Assembly в жанре глобальных стратегий. Ждали игру долго, несколько раз дата выхода переносилась, но вот проект появился, а дальше были только потерянные дни и ночи. Время, от которого остались только воспоминания о картинках на мониторе, бесконечных сражениях и управлении империей...

The Creative Assembly потихоньку спускается по временной лестнице, перенося действие своих игр все дальше в прошлое. Если в Shogun мы «жили» в Новое время и Средневековье, в Medieval побывали в раннем Средневековье, то теперь наш временной отрезок — с 270 г. до н. э. по 14 г. н. э. То есть период, когда Рим стал править Средиземноморьем.

Rome Total War

Сразу после начала игры мы оказываемся в меню, где нам предложат выбрать между мультиплеером, битвами и кампанией. В мультиплеере и одиночных сражениях мы попытаемся повторить подвиги полководцев древности, а в кампании будем управлять не только боевыми отрядами, но и всей страной в целом.

Первый взгляд на кампанию (чтобы попасть в нее, минуя обучение, начните tutorial и сразу же выйдите) показал всего три страны (точнее, три римские фракции), за которые можно играть. Но если пройти кампанию один раз, то вам откроются дополнительные страны, а при желании можно открыть вообще все государства игры. Выбираем одну из фракций — и попадаем в кампанию. Вначале покажут мультик, в котором кратко расскажут о предыстории фракции и ее целях. А затем вы попадете на глобальную карту. Сразу скажу, что карта прорисована с учетом особенностей рельефа, на ней хорошо смотрятся армии и прочие юниты, по торговым путям перемещаются корабли и повозки — в общем, мир живет своей жизнью (пусть даже немного искусственной). Как и в предыдущих играх, карта мира поделена на провинции. Каждой провинции соответствует один город, который является для нее административным, культурным и военным центром. Все остальные здания (кроме портов, обзорных башен и фортов) выполняют, скорее, информационные функции и должны показать вам, какими товарами богата провинция, что в ней есть из добывающих зданий (вроде шахт) и прочее. Выберем какой-нибудь город и зайдем в него.

Rome Total War

На экране информации города нам покажут количество населения, уровень общественного спокойствия, доход от города, расквартированные в нем войска, губернатора, доступные к постройке здания и многое другое. На первый взгляд информации очень много, но совсем скоро вы научитесь ориентироваться в ней. А пока поговорим о деньгах. Увы, но презренный благородный металл по-прежнему мешает развернуться стратегическому таланту завоевателей мира. Все свои возможности придется соизмерять с количеством динариев в казне и стараться, чтобы доходы хоть немного превосходили расходы. Как обычно, деньги мы получаем в виде дохода от городов: налоги, прибыль от зданий и торговли. К сожалению, и здесь не все так просто. Налоги привязаны к уровню общественного спокойствия, и чем выше вы будете их устанавливать, тем хуже будет чувствовать себя население. Так можно и до бунта «доподыматься». В общем, следите, чтобы уровень спокойствия населения не падал ниже 90%. Доход от зданий (вроде шахт или ферм) вы получаете после их постройки, а от торговли — по мере развития торговых строений. К счастью, регулировать поток караванов игроку не надо, торговцы успешно справляются сами.

Неплохо бы держать население в отличном настроении, а для этого рекомендую оставлять в городах гарнизоны. Чем больше гарнизон, тем спокойнее народ. Жаль только, что увеличивать «охранные войска» можно лишь до определенного предела, а потом в гарнизоне заканчиваются места. Посильную помощь игроку окажут также «успокаивающие» здания (храмы и иже с ними).

Население в городах постоянно растет (скорость его прироста зависит от установленного уровня налогов: чем выше налоги — тем меньше народу рождается). Проходит какое-то время, и город совершает качественный скачок, переходя на новый уровень. Сразу после этого стоит начать строить новое административное здание, дающее доступ к более «продвинутым» строениям. Но учтите: чем больше в городе людей, тем больше его запросы. И если маленькому городку было достаточно одного храма для спокойной жизни, то огромному мегаполису потребуется огромное количество «зрелищ» (зданий типа Колизеев) и «штыков» (гарнизона). С другой стороны, остановить рост городов практически невозможно, остается только смириться и искать выход из положения.

Rome Total War

Зданий в городах много. Одни предназначены для пополнения казны, другие — для успокоения народа, третьи — для найма войск, четвертые — для обороны, пятые — для других целей. Боюсь, что попытка перечислить хотя бы часть строений займет столько места и времени, что вы проникнетесь отвращением и ко мне, и к самой игре. Так что скажу лишь, что в игре замечательно реализована энциклопедия строений и войск, и вы можете посмотреть информацию по любому зданию или юниту. Причем это будет не просто фраза в духе «здесь производят легкие пехотные отряды». Нам покажут внешний вид здания или юнита, расскажут о его назначении и особенностях, дадут историческую справку. И теперь игроки на досуге могут просто рассматривать свои здания, попутно усваивая не только интересную, но и полезную информацию.

В городах можно и нужно оставлять губернаторов. В отличие от Medieval, найти толкового губернатора уже не так просто. В Rome: Total War у игрока появилась династия, которой он и управляет. Соответственно, губернаторами (а также героями-генералами) могут стать только члены династии (или приближенные к ним). И если поначалу будет казаться, что управленцев и командиров достаточно, впоследствии вы поймете: их катастрофически не хватает. Уже при двух десятках городов приходится оставлять часть из них без помощи губернаторов. А ведь губернаторы — это плюсы и к уровню спокойствия народа, и к доходам. Отсюда следует необходимость постоянно следить за расширением числа представителей династии. Выдавайте своих дочерей за толковых представителей других родов, переманивайте на свою сторону дипломатами представителей чужих родов, иначе столкнетесь с жесткой нехваткой административного аппарата.

Rome Total War

У всех представителей вашего рода есть три характеристики, отвечающие за военное дело, управление и влияние. Также каждый из них может со временем приобретать людей себе в свиту. Свита улучшает способности героя в различных направлениях. Например, боевой командир может получить возможность дешевле нанимать войска, а управленец — новые возможности по «выкачиванию» денег из населения. И вовсе не обязательно оставлять вопросы приобретения свиты  на волю судьбы. Вы можете повлиять на это постройкой специальных зданий (вроде академий), так что по возможности делайте это.

С городами мы с вами более-менее разобрались, перейдем к армиям и войне. Зарубите себе на носу: война в Rome: Total War — это все. Мирный год будет у вас редкостью. Скорее, вы будете или находиться в состоянии войны, или стремительно к этому состоянию приближаться. А значит, стоит научиться воевать.

Уже первая попытка передвинуть войска вызовет у заядлого поклонника серии недоумение. Почему это армия не переместилась в соседнюю провинцию? А потому, что The Creative Assembly решила сделать передвижение армий более реалистичным. И передвигаются они по миру с учетом своей скорости и особенностей рельефа. Лично мне такое нововведение понравилось. Стало возможным применять совершенно новые стратегические решения. Например, запереть проходы в Альпах сильными армиями и не пускатъ наглых варваров в Италию. Так что возьмитесь за Сунь-Цзы и проштудируйте труды великого полководца, чтобы знать, как правильно передвигать армии.

Rome Total War

К счастью для игроков, содержание армий оплачивается в деньгах, так что кормить войско на враждебной территории не придется. Но это так, к слову, а теперь перейдем к самой войне. Когда на одном клочке земли сталкиваются две армии, происходит сражение (будьте внимательны, не нападите случайно на союзника или нейтрала). После появления экрана, показывающего количество ваших войск и сил противника, вам предложат выбрать между автоподсчетом битвы и осуществлением контроля над сражением лично. С первым все понятно: компьютер подсчитает и выдаст результат (кстати, результаты зависят в том числе и от случая, так что при повторе одной и той же битвы итоги не всегда совпадают). А вот о личном контроле над боем стоит рассказать чуть подробнее.

Серия Total War уже с самых первых игр славится своими близкими к реальности битвами. Здесь вам и учет особенностей рельефа, и удары во фланг и тыл, и мораль войск, и влияние выдающихся командиров, и многое другое. Игрок, верно располагающий войска перед боем и успешно командующий ими в ходе сражения, способен разгромить превосходящие в несколько раз силы противника. Главное — знать, в чем ваша сила и в чем слабость противника.

Rome Total War

А сила и слабость — в войсках. Нет идеальных юнитов. На вас скачет мощная кавалерия? Ответьте ей копейщиками — и кавалеристы увязнут в ваших порядках, а тут уже можно по ним с флангов ударить, превратив ударный отряд врага в беспорядочно отступающую толпу. По вам бьют лучники? Атакуйте их своей кавалерией: лучники не приспособлены для ближнего боя и будут раздавлены мчащейся массой всадников. А может, враг стал в оборону и выставил вперед копейщиков? Стреляйте по ним из луков, пустите в атаку мечников — и победа обязательно будет за вами.

Поможет вам и многое другое. Например, можно спрятать часть отрядов в засаде в лесу и внезапно напасть на не ждущего атаки противника. Или обстрелять его из катапульт и баллист. Но ничто не идеально, и в боевой системе игры есть несколько прорех. Во-первых, «танки» Древнего мира действительно оказались танками. У слона 12 хитов (теперь у юнитов числовые характеристики), высокие показатели атаки и защиты. В результате — отряд из 6 слонов с легкостью укладывает штабелями огромные массы пехоты и даже кавалерии. Во-вторых, так называемый friendly fire. Чуть не уследишь за стрелками, как они уже благополучно атакуют сцепившиеся ваш и вражеский отряды. После чего от огня в спину гибнет большое количество ваших воинов, которые при ином раскладе могли бы выжить. Еще один минус: во время штурма компьютер частенько ведет себя бестолково (особенно когда обороняется). Бывает, есть у него лучники, но он не использует их до последнего момента. А ведь мог бы помешать захватить ворота (после захвата ворот они перестают обливаться кипящим маслом). И вообще, над реализацией штурма ребятам еще работать и работать. Кстати, город можно и осаждать (вместо атаки на стены). Это займет много времени (несколько лет), зато и потерь не будет. Если только вражеская армия не придет на выручку осажденным...

Rome Total War

Юниты, выходя победителями из сражений, становятся более опытными. У них повышаются боевые характеристики, появляется высокая моральная устойчивость к неудачам. Также им можно улучшать оружие и броню (требуется отстроить специальные здания). И помните, что в сражении велика роль героя-генерала. Обычные капитаны (командующие отрядами, где нет героев) ничем не выделяются. А вот генерал способен поднять дух войск на небывалую высоту и заставить их сражаться не хуже диких зверей. Герои, одерживая победы, улучшают свои воинские характеристики. Генерал с семью «звездочками» (отражающими способность к командованию) будет разбивать огромные армии врага в пух и прах, пока не нарвется на кого-либо равного себе по силе. Я уж молчу про «десять звездочек».

И еще один момент, касающийся сухопутных битв. Они потрясающе красивы. Зрелище боя на максимальных настройках заставляет замереть, с восхищением открыв рот. В самом деле, такого в стратегиях еще не было. Отряды единым шагом идут в атаку, слышится рев сотен луженых глоток — вас охватывает неземное блаженство. И тут приближается ударный кавалерийский отряд. Кажется, будто земля на экране трясется под копытами десятков лошадей. Их топот вырывается из колонок, заставляя в экстазе подбадривать своих ребят. А уж как они бросаются на врага, когда он близко, — это просто песня. Потом начинается жестокая рубка, свистят стрелы, солдаты падают под ударами — и вот уже поле загромождено трупами, а наши «орлы» добивают врагов и гоняют их по всему полю боя. Но тут в дело вступила вражеская артиллерия. Небо дымным следом прочертил снаряд, и от храбрых копейщиков остались одни ошметки, разбросанные по земле. Говорить о красоте битв можно до бесконечности, но не будем увлекаться, ибо лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Rome Total War

Невероятно возросла роль морской мощи. Раньше корабли были только средством передвижения, теперь же флот важен для любого государства, имеющего выход к морю. Игрок с сильным флотом может блокировать порты противника, урезая его доход от морской торговли и мешая строить корабли, а может уничтожить все эскадры противника и господствовать на море. И пусть тогда враг попытается пешочком добраться до наших земель {а уж мы приготовим ему достойную встречу). Да и сами, при желании, сможем высадиться где угодно. В общем, кто владеет морем, тот владеет Средиземноморьем.

Есть в игре и вспомогательные юниты: шпионы, убийцы и дипломаты. Шпионы не только снабжают вас информацией, но и могут открыть ворота города, в который они проникли. Убийцы созданы для того, чтобы уничтожать вражеских героев и небоевые отряды. Чем больше убийца «замочит» врагов, тем опытнее станет и тем легче ему будет сражаться с ними в дальнейшем. Дипломаты помогают проводить внешнюю политику, заключая договоры, а также перекупать армии и целые города.

Rome Total War

Система международных отношений в игре проработана отлично. Есть ряд типовых договоров, среди которых не только банальное заключение мира, но и договор о свободной торговле, о пропуске войск через свою территорию, о совместной войне с врагами и прочие интересные вещи. Правда, не стоит считать, что договор — нечто стабильное и нерушимое. Когда компьютеру покажется, что стоит нарушить обязательства, он их нарушит, не сомневайтесь. И это приятно — нельзя полагаться на доброго дядю-бота, надеясь, что он никогда не нападет. А искусственный интеллект в игре почти всегда оправдывает столь высокое звание. Он может и ударить в спину, и своевременно перебросить армии, и отлично сражаться в тактических боях. Подводят только осады, но об этом я уже говорил.

Сейчас о других недостатках. Флоты дерутся только в авторежиме. Отступающие по глобальной карте армии иногда бывает трудно догнать, что не добавляет радости. Население в сильно прокачанных городах сложно удовлетворить, и чем дальше от столицы, тем сложнее. Исторические события происходят совсем не тогда, когда они были в реальности. Есть и другие мелкие моменты, порой раздражающие, но – ничто не способно оторвать от игры.

Rome Total War

В целом, Rome: Total War — не просто достойный продолжатель дела своих великих предков. Он принял у них переходящее знамя и пошел вперед. Новая модель перемещений, улучшенная схема сражений, великолепная стратегически-экономическая составляющая, дипломатия и энциклопедия — все это превратило проект в лидера жанра, поспорить с которым может только Crusader Kings. Но делить этим двум играм нечего — они слишком разные, и «Рим» заслуженно занимает место на пьедестале почета. Я же собираюсь откланяться и пройти игру нехоженой тропой. Например, за Дакию.

Оценка: 9

Вывод: На небосклоне игровых хитов взошла новая звезда. Игра, дающая возможность каждому переписать историю Древнего мира и реализовать практически любые тактики и стратегии. Бывшие корифеи жанра завистливо вздыхают и со старческими стонами покидают места в ложе для VIP-персон.

Morgul Angmarsky

стратегия Обзор № 59
Упоминаемые игры и серии: 
Rome: Total War, Total War
Яндекс.Метрика