Обзор Risen 2: Dark Waters
Жанр: ролевая игра
Платформы: PC, Хbох 360 (31 июля 2012 года), PlayStation 3 (31 июля 2012 года)
Разработчик: Piranha Bytes
Издатель: Deep Silver
Издатель в СНГ: Акелла
Название в локализованной версии: Risen 2: Темные воды
Похожие игры: серия Gothic, Risen
Мультиплеер: отсутствует
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Сorе 2 Duo Е8400 или AMD Athlon IIХ2 270; 4 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce GiX 260 или AMD Radeon HD 4890; 5,5 Гб свободного места на жестком диске
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Официальный сайт игры: www.risen2.com
Те из вас, что исправно посещали уроки литературы в средней общеобразовательной школе, должно быть, помнят такой термин — «оксюморон». Это когда сочетается не сочетаемое, сливаются противоречия, сплавляются антитезы: «живой труп», «горячий лед» и т.п.
Risen 2, продолжатель немецких традиций, побочный потомок «Готики», хрестоматийно описывает вышеупомянутый термин. Он соткан из контрастов, больших и малых, значительных и еле заметных. Для немецких RPG — дело типичное, но Risen 2 даже на их фоне кажется перевертышем. Редко встретишь такую халтурную и глупую вещь, в которую неинтересно, тяжело и незачем играть, но оторваться совершенно невозможно — часы летят один за другим, колонка выполненных квестов пополняется, «скоро новую саблю куплю». Загадка.
Забудьте про цветастое фэнтези из оригинальных «Готик» и обесцвеченное фэнтези из первого Risen. Теперь вы — пират. Кругом острова, пиастры, пальмы и испанский акцент. Безымянный (имени для главного героя вновь не нашлось) обзаводится каноничной повязкой для глаз и высаживается на первом же клочке суши, натурально, в одних трусах, зато в сопровождении красивой брюнетки; пара шуток на тему в комплекте. Дальше разворачиваются типичные, очень знакомые для «ризено-готики», действия: чтобы заработать нужное количество уважения и денег, приходится массово вырезать местную популяцию кабанов. Например, заключенный просит выкрасть его сапоги из сундука стражника — и на это, в сущности, пустяковое задание, надо угробить несколько часов, уничтожая невинных животных, и только после получения нужного уровня славы прокачать специальный параметр.
Боевая система совершенно не изменилась и по-прежнему представляет собой истеричное закликивание с нарезанием кругов вокруг противника. Приложив огромные усилия, схватки можно выигрывать, ни разу не поранившись, — просто быстро жмете на нужную кнопку и стараетесь не повернуть героя в противоположную сторону. Со временем вы научитесь пользоваться огнестрелом — тогда любая битва превратится в «кто быстрее спустил курок». Жаль, ведь в Risen 2 есть потенциально неплохая ролевая система; способностей и умений множество, вот только половина из них приносит пользу лишь в теории.
На начальных уровнях довольно проблематично отбиваться от кабанов. Приходится подолгу махать саблей, потому что изначальная подготовка Безымянного (который вообще-то герой Фаранги и пережил больше, чем персонажи летних боевиков) не позволяет красться и воровать. Парень будто заново родился — и первые десять часов мы учим его тому, что в нормальных играх делается за стартовую тридцатиминутку.
Квесты, аккуратно перенесенные из оригинальной Gothic, в 2012 году смотрятся даже не дико, а невероятно — если б не дубовая самоуверенность Risen, можно было бы принять это за постмодернизм. Как вам губернатор, отправляющий персонажа на другой конец острова убить трех рабов за 300 золотых (копейки, в общем-то)?
И не обманывайтесь антуражем. Risen 2 хоть и сменил декорации, но, по сути, остался прежней игрой, пиратская тематика влияет лишь на внешний вид. Здесь нет загадок, тайн и зарытых сундуков со скелетами — острова пусты, а в редких поселениях можно найти только скучающих NPC, хлещущих текилу. Возможность снарядить свой корабль оказалась напускной ерундой — просто нанимаете команду, которую даже с собой в город нельзя взять. В итоге от пиратской тематики остается упомянутая повязка и дурацкий сусальный фон — маловато, не находите?
К тому же Risen 2 банально устарел. Идеи, кочующие из игры в игру, приобрели затасканный вид и давно не актуальны. Например, здесь чудовищные диалоги. Персонажи с одинаковыми лицами активно машут конечностями, кривляются и давят натужные эмоции — ощущение, будто попал на отборочный тур «Минуты славы». Вариативные диалоги, вроде бы сотню лет назад ставшие обязательным стандартом для любой уважающей себя RPG, в Risen 2 просто отсутствуют. Нет, конечно, вы можете по-разному начать беседу, но конец будет всегда одинаковый. Да какая вариативность — речи персонажей даже нельзя пропустить: видимо, разработчики посчитали демонстрируемую анимацию настолько прекрасной, что и не задумались о желании игрока ее проигнорировать.
А еще Risen 2 умудряется жутко тормозить там, где Mass Effect 3 идет преспокойно. С немецкими ПК-играми всегда так, конечно, но раньше у «пираний» хоть было на что посмотреть. Здесь же все размыто дешевым блюром пополам с кислотным солнечным светом — если посмотреть вверх, глаза слезятся.
А теперь про оксюморон и финальную оценку. Штука в том, что, несмотря на все вышесказанное, Risen 2 затягивает. Невозможно, нелогично и неправильно — но это так. Хочется пройти все миссии, найти (и убить!) всех сбежавших рабов, перепить всех заседающих в таверне бездельников и собрать всю команду. В недрах Piranha Bytes варится какой-то запретный эликсир, который они щедро льют в свои проекты — он, видимо, и заставляет на протяжении десяти лет играть почти в одну игру. А если серьезно, то немцы смогли захватить какую-то важную часть души и довольно длительный срок успешно играть на ее струнах.
Радости:
Затягивающий геймплей
Интересная тематика
Гадости
Управление, графика, оптимизация
Боевая система
Пустой мир
Затяжное самокопирование
Примитивные квесты и миссии
Оценка: 7.0
Вывод: Risen 2 не содержит ничего нового, вчистую проигрывает всем важным RPG этого (и прошлого) года, что, однако, не мешает ему занимать свою нишу видеоигровой селенной. Другое цело, что когда-нибудь это закончится — людям надоест играть в одно и то же с разными декорациями, и тогда Piranha Bytes окажется в неловкой ситуации.
Илья Божко