Обзор Resident Evil 4 [КГ]
Жанр: TPS/Horror.
Разработчик: Capcom/Sourcenext.
Издатель: Ubisoft Entertainment.
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD.
Похожие игры: Cold Fear, Silent Hill 4: The Room.
Минимальные системные требования: Pentium 4/Athlon XP 1,4 ГГц, 256 Мб памяти, 3D-ускоритель со 128 Мб памяти, 7 Гб на винчестере, Windows 2000/XP SP1.
Рекомендуемые системные требования: Pentium 4/Athlon XP 2,4 ГГц, 512 Мб памяти, 3D-ускоритель с 256 Мб памяти, 7 Гб на винчестере, Windows XP SP2, 12-кнопочный аналоговый геймпад.
Компания-локализатор: "Новый Диск".
Полное название официальной локализации игры: Resident Evil 4.
Дата выхода локализованной версии: 22 февраля 2007 г.
Первая часть "Неистребимого Зла" некогда сотворила эффект сродни взрыву водородной бомбы в Антарктике... 1996-й год. В небогатом стане хорроров прослеживается полнейший штиль: поклонники жанра в сотый раз перепроходят Alone in the Dark, а Silent Hill еще находится на стадии глубокой разработки. И тут... ка-а-ак шарахнуло! Удар Resident Evil пришелся аккурат в цель, без труда зацепив потаенные струнки души игрока... Чем? Рецепт успеха оказался, в принципе, прост: практически идеальный синтез классического хоррора, умеренного экшена, задатков нелинейности и увлекательного сюжета. С таким "джентльменским набором" серия RE без особого труда завоевала всеобщую любовь — в знак народного признания по игре даже экранизировали пару-тройку посредственных боевиков-ужастиков с голливудской дивой Милой Йовович в главной роли.
Однако, к горькому сожалению всех PC-гроков, Resident Evil являлся брэндом в первую очередь приставочным, а посему сиквелы показывались на PC-платформе с немалым запозданием. Первая, вторая, третья части вышли на PC с задержкой практически в год. Но четвертая побила все рекорды: целых два года спустя после релиза на PS2 и GameCube Resident Evil за номером четыре не спеша, хромоногой походкой пересекла и PC-рубежи...
Viva el Los Illuminados!
Встречаем по уму... Завязка Resident Evil 4 не блещет оригинальностью, треща по швам от заскорузлых, давным-давно приевшихся штампов. Антигуманные генетические эксперименты корпорации Umbrella бесславно захлебнулись в потоках сознания сценариста, уступив место сектам, заговорам национального масштаба и телесным паразитам из X-files... К чему такие резкие перемены после, казалось бы, уже наметившегося консервативного противостояния Umbrell'ы и отряда S.T.A.R.S., остается загадкой. Вполне возможно, разработчики проявили сознательность, посчитав, что для всеобщего блага будет лучше разнообразить застоявшуюся идейную часть. Увы, прогадали: революции не вышло. А все чаяния привнести в серию прогрессивных свежих красок оказались загублены на корню сценаристом-бездарем. Вместо того, чтобы изобрести что-нибудь оригинальное, ответственный за "сторилайн" "гений" нагло и бессовестно скомпилировал пресную, безвкусную солянку из второсортных триллеров и дешевой научной фантастики.
...Наш протеже в нуар-мире Resident Evil 4 — сотрудник секретных служб США Леон (экс-полицейский из 2-й части RE) — получает задание разыскать пропавшую без вести дочь президента (чувствуете "размах"?). Нелегкая забрасывает Леона в Европу — на родину корриды и широкополых сомбреро — жаркую Испанию. Но вместо того, чтобы, удобно устроившись в шезлонге, миролюбиво поцеживать текиллу и напевать под нос "Бессаме муччо...", лихой спецназовец отправляется в глухую деревушку, где предположительно видели президентское чадо совсем недавно. И понеслось... Попытки наладить контакт со странного вида местными жителями заканчиваются плачевно: автомобиль эскорта стражей порядка оказывается в ближайшем овраге, а первый же подвернувшийся под руку "Дон Педро" норовит проделать в спецагенте пару-тройку лишних дыр... Вот нам-то в лице Леона и предстоит выяснить причину агрессии местных "амигос", высвободить из плена пропавшую девицу и мимоходом спасти мир (раз, наверное, уже в "-надцатый") от экспансии тварей, сбежавших из фильма "The Thing".
Шутер вульгарис?
Помните, как в предшествующих частях RE львиную долю времени вы проводили в поисках ключей либо за решением небезынтересных "квестообразных" "задачек"? Вспомнили? Ну, а теперь забудьте... В Resident Evil 4 "эксплоринг" скорее мертв, чем жив, ибо в театре, зовущемся "очумелый экшен", оному Capcom выделила лишь эпизодическую роль. Ключи теперь покоятся в сундуках размером метр на два, а "паззлы", так гармонично вплетавшиеся в геймплей Resident Evil 1, 2 и 3, без труда пересчитываются по пальцам одной руки (да и качество их упало до ясельного уровня). Однако, как гласит закон сохранения энергии: если уж одно убывает, то другое неизбежно прибывает. Что же получили взамен? А взамен нам навязали прямолинейный, методичный и бескомпромиссный отстрел всего, что движется, шевелится либо имеет неосторожность говорить по-испански. Геймплей неизменно ассоциируется с многочасовым забегом: оперативно перемещаемся из одной точки карты в другую, ликвидируя опрометчиво попадающих в поле зрения Леона недругов. Изредка марафон прерывается, и игра подсовывает нехитрую забаву в виде какого-нибудь ужасного "мегабосса". Из хладных трупов разношерстных злодеев, кроме мишуры в виде боеприпасов, лечебных трав (являющихся местным аналогом аптечек), выпадает и испанская валюта — песеты, накопив достаточную сумму которых, можно прикупить у встречающихся на уровнях спекулянтов массу полезных вещиц либо же улучшить имеющееся оружие. По численности противников на квадратный сантиметр RE4 может чувствовать себя вполне комфортно, разместившись даже рядом с Painkiller. С количеством постарались на славу, а вот качеством (то бишь серым веществом) наделить забыли. Неоригинальная "отмазка" на все времена: мол, какой у полузомбированных граждан/чудовищ может быть интеллект? — безотказно работает и здесь. Как результат — примитивнейшие алгоритмы поведения врага свободно умещаются в схему: видим игрока, мычим нечто нечленораздельное и с проворством самосвала штурмуем "амбразуру". Повадки homo sapiens, вооруженных арбалетами/пулеметами, и монстров чуть отличаются (увы, не в лучшую сторону): первые стоят на месте, постреливая и ленясь сделать даже шаг; вторые прут так же бездумно, как и их гуманоидные собратья (разве что только не мычат).
Как ни печально, но благодаря подобным жанровым рокировкам былой дух хоррора выветрился напрочь. Ибо, как гласит простая хрестоматийная истина, известная еще со времен Doom 3: "холодный пот" и "брутальное мясо" — элементы, по сути, полярные, и сочетаются они ну очень плохо. Вследствие того, что отпускать гашетку практически не приходится, времени на страх просто-напросто не остается. Хотя что касается сухой экшен-части, то здесь все смотрится сравнительно прилично — если не злоупотреблять и поглощать "блюдо" не спеша, умеренно, по несколько часов в сутки... В противном же случае пустой одноклеточный тир рискует в скором времени наскучить, обернувшись жуткой рутиной. Кстати, еще одно "en garde" сценаристу — на этот раз в сторону диалогов. Уж не знаю, что послужило источником вдохновения к написанию оных, но беседы Леона с местными злодеями по общему уровню содержательности могут запросто посостязаться с перлами Остина Пауэрса и Доктора Зло: те же реки патетики, угрозы скорой и неминуемой расправы да зловещий демонический хохот...
Кошмары эпохи кубизма...
Ответственность портации Resident Evil 4 была возложена на компанию Sourecenext — кстати, ту самую, которая "перебрасывала" Devil May Cry 3. Чем контора занималась целых два года (!), навеки останется тайной за семью замками. Ибо мало того, что из двух существующих версий (GameCube и PS2) основой для PC-варианта явилась менее технологичная PS2, так в довесок еще и качество порта вышло отвратнейшим. Вследствие кустарной работы, кроме врожденных консольных недугов а-ля хронический дефицит полигонов в кадре, размытые текстуры или из рук вон плохо "нарисованные" статисты, счастливые PC-игроки получили еще с дюжину бонусных "плюшек" в виде абсолютного отсутствия динамических теней и пережатых до качества пиратского CD-видео внедвижковых вставок. Счастливцы, имевшие возможность сравнить облик PC-вариации и PS2, приходят к единому выводу: это небо и земля... Что уж говорить о GameCube. Левел-дизайн неплох, однако звезд с неба не хватает. Казалось бы, многообразие локаций на месте: тут и полузаброшенная деревушка, и лаборатории, и готического вида замок, и развалины военной базы, — но выполнено все до такой степени стандартно, без души, "самокопированно", что сливается в однотонное серое марево. В итоге каждый новый уровень воспринимаешь не как уникальное место, а с вопросами вроде: "ну че, очередной замок в очередной игре?" или "сколько еще предстоит повидать этих полузабошенных деревушек?"
Что стоит в хорроре на втором месте после визуальной составляющей? Правильно, звук... Но это в хорроре. А в Resident Evil 4 с девяностопроцентной консистенцией спинномозгового экшена на эмбиент отвлекаться некогда. Впрочем, здесь все более-менее на уровне: потустороннее "Ыыэээ" полузомбированных мексиканцев, нелепое бормотание монахов-культистов, заунывный вой ветра... Все на своих местах.
Клавиатура превращается... в элегантное пианино
..."Если у вас нет геймпада, то это не наши проблемы!" — с таким производственным лозунгом ударники из Sourcenext принялись за адаптацию управления под PC-платформу. Поддержка мыши? Какой еще мыши? Счастливые времена ностальгии по Devil May Cry 3 возвращаются. Правда, в удобстве управления до непокоримых, практически монблановских, вершин великого и ужасного DMC3, слава богу, взлететь не удалось. Но справедливости ради замечу: это не заслуга "портировщиков" — дело в банальной принадлежности к разным жанрам. RE4 — не файтинг — клавиш здесь задействовано поменьше, да и всяких "комбо", разумеется, нет. Однако в необычайно жаркие моменты умельцев из Sourсenext придется помянуть добрым словом не раз. Пока пальцы отплясывают на клавиатуре немыслимую чечетку, лихой спецназовец Леон, точно насмехаясь над игроком, поливает ураганным огнем все что угодно, только не... стоящего в трех метрах зомби. Игра без геймпада — чистейшей воды мазохизм, поэтому, если вы настроились получить хоть малую толику удовольствия от игры, вариантов не много. Первый — разориться на аналоговый геймпад. Второй — после двух часов игры окончательно добить неприспособленную к таким вакханалиям клавиатуру (и все равно разориться на геймпад). Третий — промежуточный — отыскать на просторах Сети самопальную чудо-программку Mouse Aim, вынуждающую игру думать, что ваш "грызун" — это и есть геймпад. Управление в последнем случае становится гораздо удобнее, но строптивый прицел так и норовит, вырвавшись из-под контроля игрока, убежать по своим делам...
К слову, управление персонажем и прицеливание — это еще что, это еще цветочки... Отдельная песня — интерактивные ролики, во время которых необходимо зажать определенную комбинацию клавиш, тем самым спровоцировав протагониста на действие (например, уклониться от летящего булыжника). В таких ситуациях игра предлагает использовать кнопки, например, "3", "5" — не цифровые клавиши, как наивно подумает PC-игрок, а метки на геймпаде. Вот поди в суматохе разбери, какая кнопка клавиатуры соответствует "баттону" №4... Альтернативный вариант — при необходимости экстренно высвободиться из цепких объятий какой-нибудь тварюги на экране объявляется значок в виде "дергающегося" аналога. Скажите, пожалуйста, что игрок должен "дергать" на клавиатуре? В результате эдакой сумятицы Леон периодически оказывается то на дне озера, то со свернутой шеей.
Плюсы:
·Относительно неплохая экшен-часть.
·Динамичный геймплей.
·Богатый "зверинец".
Минусы:
·Убогое управление.
·Штампованный сюжет.
·Устаревшая графика.
·"Эксплоринг" приказал долго жить.
Оценка: 6,5.
Вывод:
То, что когда-то сверкало новизной, два года спустя вылиняло, поблекло и покрылось слоем ржавчины. Resident Evil 4 — не швейцарский сыр, и выдержка ей не пошла впрок. Стоило бы разработчикам постараться получше, а "портировщикам" проявить больше ответственности, и, возможно, на PC стало бы одной отличной игрой или даже, чем черт не шутит, хитом больше. Но, увы, не судьба...
Макс 'MXX' Коштерек