Обзор Resident Evil 4

Posted by Anuriel on марта 31, 2007 - 00:00

Жанр: survival action
Разработчик: Capcom/Sourcenext
Издатель/ в СНГ: Ubisoft/"Новый диск"
Количество дисков в локализованной версии: 1 DVD
Похожие игры: Resident Evil 2, Resident Evil 3: Nemesis, Cold Fear
Минимальные системные требования: Intel Pentium III/AMD Duron 1.4 GHz, 256 RAM, 128 Mb video, 5.5 Gb free space
Рекомендуемые системные требования: Intel Pentium IV/AMD Athlon XP 2.4 GHz, 512 Mb RAM, 256 Mb video, 5.5 Gb free space
Сайт игры: www.capcom.com/resevil4
Дата официального релиза: 4 февраля 2007 г.

Resident Evil 4Перерастающий в спор разговор был неожиданно перебит отчаянным криком, который доносился с моста. Инстинктивно отодвинув Эшли за спину, Леон с беспокойством выглянул в окно. Худшие предположения подтвердились — к окутанному туманом дому начинали подтягиваться полуразложившиеся обитатели поселка. "Луис, поднимайтесь на второй этаж, я их задержу!" - успел выкрикнуть Кеннеди и прицельно выстрелил в голову влезавшему в окно крестьянину. Минутной паузы хватило на то, чтобы перегородить проемы в стенах удачно стоявшими рядом шкафами. Впрочем, штурм был неминуем: спустя некоторое время мебель оказалась искромсана в клочья сельскохозяйственным инвентарем, а прущие десятками зомби вынудили Леона сдвинуть рубеж обороны наверх. Там ситуация была ненамного лучше — у испанского товарища заканчивалась последняя обойма, а приставленные к проклятым окнам лестницы красноречиво намекали на успешное завершение вторжения. Откинув пару лестниц с ходячими мертвецами, агент национальной безопасности приготовился к самому худшему: собственной смерти и повторному похищению только что спасенной девочки. Страх... Отчаяние... Все это были мелочи по сравнению с проваленным заданием и горечью поражения. Выжить в Раккун Сити, выбраться из того кошмара — и все это ради того, чтобы бесславно закончить жизнь в чуждой ему Европе? Давешний возглас одного из старост поселка прервал мысли Леона. Что за чертовщина? Куда они уходят? На улице тем временем занимался рассвет, который пролил на старый дом несколько скупых лучей света...

Долгая дорога в дюны
Получив в начале 2005-го года звонкую оплеуху от Capcom, PC-сообщество махнуло рукой на четвертую часть Resident Evil, погоревало после сообщения об отсутствии планов портировать проект и не без удовольствия приготовилось к скорому появлению Call of Ctulhu: Dark Corners of the Earth и находящемуся в стадии глубокой разработки "Анабиозу". Шут с ними, с этими японцами, которые, конечно, умеют делать атмосферные ужастики (Silent Hill и Alone in the Dark тому яркие подтверждения), но начисто игнорируют столь популярную в наших палестинах платформу. Лабораторные опыты в виде Onimusha 3 и Devil May Cry 3 показали — "что приставкам радость, то горе для PC".

Весна 2006-го заставила нас вновь встрепенуться, ведь слухи относительно портирования Resident Evil 4 были официально подтверждены. "Продинамив" почти год, что очень в стиле Capcom, новинка легла-таки на прилавки магазинов. К счастью, "Новый диск" оказался на удивление пунктуальным и в срок издал локализацию экшена с русскими субтитрами (иначе и быть не могло, ведь японцы строго-настрого приказали оставить "родной" собственную озвучку).

Рассвет в багровых тонах
Resident Evil 4Сразу скажем — знакомый зомби-сериал подвергся серьезному ребрендингу, радует своей непохожестью на предыдущие части и до зубовного скрежета раздражает своим внешним видом. Оно и неудивительно, так как Resident Evil 4 (обозванный в стране Восходящего Солнца чуждым нам словом Biohazard) еще два года назад представлял собой жалкое зрелище с позиций PC-технологий. А долгий процесс портирования нещадно обрезал и те графические элементы, которыми хвасталась версия для GameCube. Отсутствие теней и динамического освещения для жанра "хоррор" подобно смерти — как без этого создать нужную атмосферу? Прибавим к вышеописанному мутные текстуры, которыми сплошь покрыт игровой мир, а также пережатые до невозможности cut-сцены... Впору взять в руки лопату и подготовиться к погребению консольного хита, получившего от рецензентов мировых СМИ очень неплохие оценки. Торопиться, впрочем, не стоит — в рукаве Resident Evil 4 припас немало контраргументов.

Что же особенного в новой "Обители зла" и чем "возьмет" аудиторию игра? Сделав умные лица, мы тут можем бесконечно долго говорить о совершенно инновационном геймплее, удачных авторских находках и незримом следовании традициям. Но давайте будем откровенны и абсолютно конкретны в своих высказываниях — в Resident Evil 4 интересно играть. Играть "запоем" (как в старые добрые времена), не откладывать очередной уровень на завтра, пытаться найти компромисс между свободным временем и фразой типа "Ну вот еще чуть-чуть — и спать". Поверьте, "чуть-чуть" тут закончится только с финалом, что в переводе на общепринятые единицы измерения оказывается 16-часовым отрезком.

События игры с порядковым номером "4" разворачиваются в Испании, куда прибывает знакомый нам по Resident Evil 2 полицейский Леон Кеннеди. Чудом оставшись в живых после трагедии в Ракун Сити, он вступает в службу национальной безопасности при президенте США. Вскоре дочку главы государства похищают, а спустя какое-то время следы преступления проявляются в старушке-Европе — похожую девочку видели в окрестностях испанского поселка. Приехавший с благой целью "пробить адресок", Кеннеди оказывается чуть не зарублен топором — встреченный фермер явно не имел при себе документов и прибег к крайним средствам. После убийства местных полицейских предполагаемая версия подвергается существенным изменениям: оказывается, все тутошние обитатели похожи на людей лишь внешним видом — на самом деле они мало отличаются от зомби. Плюнуть на все и оставить устранение национальных проблем местным властям Леону мешает лишь одно обстоятельство: разыскиваемая дочурка президента здесь, поэтому ее надо найти и только после этого убраться восвояси.

Сестра, сделай погромче...
Resident Evil 4Resident Evil 4 начинает сближение с игроком уже с первого кадра, когда управление переходит в наши руки. Оригинальная находка режиссера в виде камеры, "подвешенной" над правым плечом персонажа, отрабатывает на все сто — проникновение во внутренний мир экшена происходит мгновенно, даже чихнуть не успеете.

К сожалению, в остальном действия Леона заставляют вспомнить о традиционных "трудностях перевода": ограниченном обзоре, невозможности стрельбы навскидку и отсутствии клавиши прыжка. Хотя стоит отдать должное Capcom, которая превратила чувство клаустрофобии в одно из достоинств проекта — поединок с головорезом в тесной клетке и ставшая классической благодаря кино сцена с вторжением зомби в дом заставляют снять шляпу перед сценаристами и дизайнерами Resident Evil 4. Там, где Ромеро для создания страха нужен был супермаркет, японцам достаточно чуть ли не носового платка. Талант проявляется и в видеороликах, плохое качество которых ни в коем случае не может отнять их стильность.

Вхождению в роль способствует и боезапас — даже на минимальном уровне сложности патронов хватает "от точки до точки". В попытках хоть как- нибудь их сэкономить в ход идет даже практически бесполезный нож. С ярким примером подобного утверждения я столкнулся в случае, когда пришлось отбиваться от двух разъяренных Эль Гигантос — обделенных, в общем-то, умом монстров, но невероятно живучих. Израсходовав все средства и приготовившись к загрузке чекпоинта, я небезуспешно воспользовался холодным оружием и довершил начатое.

Resident Evil 4

Кровь... О, ее тут много — она хлещет из обезглавленных тел фонтанами, заливая экран темно-вишневым цветом и заставляя нервно содрогаться особо чувствительных особей. Считать ворон времени не хватает, так как Леон вполне может погибнуть от одного крепкого удара. Чтобы максимально разнообразить геймплей, разработчики обратились к идее нежно любимого многими Fahrenheit: мини-игры под общим названием "успей нажать нужные клавиши" здесь появляются довольно часто. Не обделенным геймпадом игрокам такое нововведение Resident Evil 4 наверняка придется по вкусу, а вот про клавиатуру лучше забыть вовсе — портирование начисто пренебрегло мышью, предложило невменяемую раскладку и определенно заставит "клавишников" удалить "это убожество" с винчестера.

Игровой процесс, несмотря на его схожесть с ранними "Резидентами", выглядит вполне современно и даже претендует на звание "интерактивного кино". Цели у игры остались прежние — нужно методично отстрелить супостатов вокруг и пройти в следующую комнату (открытых пространств, кстати, заметно поприбавилось), но благодаря постоянным видеовставкам и диалогам между персонажами это не кажется утомительным. По ходу сюжета нам предстоит "побегать" не только за Леона, но и за представительниц женского пола, что, конечно, добавляет интереса общему геймплею. Многие могут справедливо заметить, что играть стало легче, от давешнего ужаса остались только рожки да ножки, а серия окончательно скатилась к экшену. Это действительно имеет место, но взгляните хотя бы на "боссов" - каждый выписан в неповторимом стиле и заставляет искать особый подход к его ликвидации.

Фирменная черта Resident Evil, звук, исполнен в высочайшем качестве. Выключите свет, сделайте погромче колонки и уже через несколько минут вы будете всей душой в игре, где среди ночного кладбища доносится зловещее бормотание движущихся на героя бездушных крестьян или неровное дыхание очередного исчадия ада над ухом.

What you want?
Идея постоянного собирательства и всевозможные бонусы не прошли мимо Resident Evil 4. Учитывая, что с трупов врагов можно брать только патроны и аптечки, приходится постоянно обращаться к услугам торговца, который встречается достаточно часто. Поприветствовав Леона хриплым басом, он распахивает свой плащ, показывает его содержимое и предлагает сделку. В принципе, чтобы успешно пройти игру до конца, вовсе не обязательно покупать новое оружие — достаточно своевременно улучшать свои стволы и докупать к ним всякого рода "примочки". К примеру, точность стрельбы из миниавтомата TMP повышается покупкой приклада, который забирает на себя возможную отдачу и уменьшает разброс пуль. Кроме того, любое оружие имеет несколько стандартных параметров (мощность, скорость перезарядки, боезапас и пр.) — по мере своего продвижения мы вольны их повышать.

Capcom не удержалась от соблазна впихнуть в четвертую часть замечательную мини-игру "Скоростной отстрел зомби". Примерно раз в час встречается тир, в котором можно попрактиковаться на движущихся мишенях. Развлечение абсолютно бесплатное — нужно лишь определиться с типом используемого оружия (инвентарь, к счастью, за счет заведения). Получение в качестве приза пробочек от бутылок и последующее открытие коллекционных статуэток с главными персонажами заставляет вспомнить о той мании к собирательству, которая имела место быть в Lego Star Wars 2: The Original Trilogy. Прохождение же всей игры, помимо традиционного пополнения гардероба, предлагает несколько часов дополнительного гемплея за... кого бы вы думали? Аду Вонг, нашу старую знакомую, слишком рано забытую даже верными поклонниками Resident-сериала.

Радости:
Атмосферность игры, граничащая с жанром "интерактивного кино".
Харизматичные и запоминающиеся персонажи.
Реиграбельность — если понравилось, то одним прохождением дело не ограничится.

Гадости:
Графика образца 2005-го года, со всеми вытекающими.
Преобладание экшена над хоррором — довольно-таки спорный минус.
Традиционное игнорирование удобного управления — мышь отсутствует как класс, а использование клавиатуры категорически противопоказано.

Оценка: 7.5

Вывод:

Resident Evil 4 оставляет после себя исключительно приятные впечатления. Без всякого рода "но", конечно, не обошлось — для комфортной игры как минимум нужен многокнопочный геймпад, хорошая акустика и терпимость к откровенно устаревшей картинке. Выполнив все условия, можете не беспокоиться по поводу излишка свободного времени. Признайтесь, ведь результат портирования превзошел ожидания — не идеал, но определенно выше среднего.

Возможно также, компьютерный стеб от Гоблина в локализации понравится далеко не всем, но если к ханжам, высококультурным и серьезным личностям вы себя не относите, то добро пожаловать в мир стеба и отвязного юмора!

Resident Evil 4Леон Кеннеди - наше альтер-эго, бывший офицер полиции Раккун Сити, которому удалось выжить после античеловеческих опытов корпорации Umbrella. В данный момент работает в секретной службе безопасности президента США. Имеет хорошие физические данные, ненавидит зомбиподобных существ и обладает здоровым чувством юмора. Симпатичный собой, Кеннеди питает теплые чувства к знакомой Аде Вонг, но не решается ей об этом сказать.

Resident Evil 4Эшли Грэхем — дочурка первого лица США. Была похищена религиозной сектой по дороге в колледж. Впоследствии увезена в Европу и заточена в церкви.

Resident Evil 4Луис Сера — представившийся испанским полицейским, этот парень немало знает о творящейся вокруг ситуации. Немного промедления — и запертый в шкафу весельчак пошел бы на корм озверевшим крестьянам. Постоянно отлучается "по делам", но успевает выполнить важную миссию.

Resident Evil 4Ада Вонг — роковая женщина для сериала. Появляется в кадре нечасто, зато очень вовремя. Являясь двойным агентом, миссис Вонг не слишком многословна и порождает скорее загадки, нежели открытия.

Resident Evil 4Староста деревни — один из самых харизматичных и "обаятельных" врагов. Завернутый в длинный плащ "перец" больше всего напоминает Распутина. Смерть его, кстати, тоже была не из легких.

Resident Evil 4Джек Краузер — старый знакомый главного героя. Умудрился выжить после катастрофы с разбитым вертолетом и теперь намерен поквитаться с напарником.

Resident Evil 4Рамон Салазар — один из самых потешных персонажей. Карлик любит театральное искусство, выглядит гораздо старше своих лет и щеголяет черным юмором. Явно недооценил мистера Кеннеди.

Resident Evil 4Осмунд Саддлер — главный бука всей истории, который своими планами попросту смешон. Загибаем пальцы и вспоминаем аналогии: хочет править всем миром, ненавидит американцев, пытается во что бы то ни стало сохранить ценный артефакт. Фанатик, потому перевоспитанию не подлежит.

Resident Evil 4Resident Evil 4Resident Evil 4
А вот так, по мнению компании Nuby Tech, должен выглядеть геймпад настоящего поклонника сериала Resident Evil. Chainsaw Controller пока разработан только для консолей GameCube и Sony PlayStation 2. Может, это и к лучшему — играть на такой бандуре неудобно, да и руки устают. Хотя дизайнерам стоит отдать наш "респект", ведь вещица обладает стилем и буквально приковывает к себе восторженные взгляды. Кстати, стоимость контроллера "по мотивам" в популярном интернет-магазине Amazon.com чуть превышает десять евро, что сущие копейки.

Антон Борисов

survival, экшен Обзор № 87
Упоминаемые игры и серии: 
Resident Evil
Яндекс.Метрика