Обзор Randal's Monday
Дата выхода: 12 ноября 2014
Разработчик: Nexus Game Studio
Издатель: Daedalic Entertainment
Платформы: PC, Mac
Жанр: Приключения, квест, инди
Похожие игры: серия Deponia
Минимальные системные требования: Двухъядерный процессор 2,2 ГГц, 2 Гб ОЗУ, GeForce 7025 или Radeon HD 3400, 8,5 Гб на жёстком диске.
Рекомендуемые системные требования: Четырехъядерный процессор 2,4 ГГц, 4 Гб ОЗУ, GeForce 7025 или Radeon HD 3400.
— Кто ты, Рэндел, без своей крутой истории?
— Клептоман, болтун, сквернослов, неряха, плохой друг.
На этом выдуманном диалоге с главным героем можно было бы и закончить рассказ о похождениях нового знакомого по имени Рэнди, но Nexus Game Studio обещают кучу веселья и забавных отсылок к гиковской культуре, что звучит как минимум интересно.
Первые пару часов игры автора не покидало чувство дежавю. Запустив игру из не самого интуитивно понятного меню, игрок попадает в шкуру Рэнди в прекрасный момент праздновании помолвки его лучшего друга Мэта. Вместе с бывшей подружкой, точнее, уже невестой Мэта, компания зависает в баре и отмечает всё это дело пивом. Философские беседы, разговоры о планах на будущее заканчиваются ровно в тот момент, когда жених решает прочистить желудок на заднем дворе бара. Рэнди, как старый закадычный друг, хочет помочь Мэту не запачкаться в собственных испражнениях и узнаёт, что друг приобрёл кольцо для своей любимой в обмен на пачку чипсов у первого встречного бомжа. Какое прелестное начало, правда ведь? Прочистившись, Мэт ковыляя, уходит в бар, по пути обронив портмоне с небольшой суммой денег и обручальным кольцом. Рэнди, долго не теряясь, забирает себе всё честно найденное имущество.
Игра в цифрах:1 клептоман |
Похмельным утром в апартаментах Рэнди первым делом становится понятно, что главный герой, мягко говоря, не процветает: живёт в грязной комнатушке в не менее запущенной квартире с гиканутым на всю голову соседом, трёхмесячной просрочкой по оплате жилья и работой курьера, которую не назовёшь мечтой всей своей жизни. Убежав через окно по пожарной лестнице от злого хозяина, требующего деньги за квартиру, главный герой оказывается в отвратительном переулке один на один с бомжом, который сыграет свою важную роль во время сюжетных перипетий. Избавившись от пьяного бреда бездомного, герой еле-еле добирается до работы, где узнаёт, что уволен за хамское поведение, вечные опоздания и порчу каталога белья Супер-детки, датированного 1972 годом. В порыве отчаяния и от безденежья Рэнди избавляется от кольца Мэта в ближайшем ломбарде. Далее игрок узнаёт, что Мэт покончил жизнь самоубийством из-за потери кольца, а сам Рэндел становится главным подозреваемым. Спустя некоторое время и кучу решённых задач, главный герой ложится спать в понедельник и просыпается… в понедельник! Оказывается, кольцо было зачарованное, время постоянно поворачивается вспять, но положение вещей остаётся прежним: то есть разбитая тарелка не соберётся к завтрашнему понедельнику. И вот тут начинается поиск кольца и, по совместительству, восстановление пространственно-временного континуума.
Игра позиционируется разработчиками как point-and-geek (от point-and-click, прим. автора), то есть от гиков и для гиков. Накопив внушительный багаж знаний, разработчики Nexus Game Studio попытались создать классический пиксел-хантинг-квест, но в необычной обстановке. По ходу игры встречается просто неимоверное количество «толстых» отсылок к тем или иным произведениям гиковского искусства, от сериалов прошлого века до игр последних лет разного жанра. И это самое количество, судя по всему, должно вызывать лёгкий восторг, когда до игрока доходит смысл той или иной отсылки или фразы. Но возникает лёгкое помешательство, когда количество шуток на тему «Звёзных войн» на один абзац текста зашкаливает, а на одной локации — минимум тонна предметов, которые могут быть знакомы игроку по различным проектам. В некоторых местах, конечно, это всё в тему. Например, на местной гик-конференции, но в целом вызывает лёгкое раздражение.
С юмором ситуация несколько схожа: только ты улыбаешься, услышав знакомую фразу из любимого фильма, а буквально через минуту её повторяют не один раз и не один человек. Странно? Несомненно. Отдельным пунктом проходят шуточки «на грани»: от юморесок про декольте до туалетного юмора и того, что ниже пояса. Казалось бы, совсем немного до предела, сценаристы, только не опускайте планку! Но планка с грохотом валится на пол и пачкается в испражнениях чувака из бара, позже валяется в рвотной массе бездомного. Приятно? Отнюдь. Просветления в диалогах бывают тоже не так часто: герой обильно матерится, вспоминает чужих мам, хамит мерзкому ребёнку… в общем, герой нашего времени.
В комнате, как и в голове, у главного персонажа бардак
Но если шутки не вызывают откровенного негодования, то собственно загадки, основа любого квеста, ставят под сомнение разумность покупки игры. Загадки представляют собой вполне классическое совмещение предметов и изнурительное хождение по локациям в поисках очередного необходимого для прохождения хлама. Вот только большинство мини-квестов не имеет под собой логической основы и решается «методом тыка». В пример можно привести такой «бриллиант». Вам нужно попасть в запертую комнату соседа, который забрал дверную ручку с собой. Логично предположить, что при наличии проволоки или молотка главный герой согласится взломать дверь. А вот как проходится квест на самом деле. Вначале нужно попасть на приём к психиатру, а для этого – довести до умопомрачения ожидающего приёма пациента с раздвоением личности. Для чего, в свою очередь, нужно менять фоновую музыку с помощью пробивания цепи регулятора музыки вилкой. У доктора, нужно пройти тест Роршаха, доведя до истерики и самого психиатра, но заблаговременно стащив у него визитку. И вот уже с помощью этой картонной визитки Рэнди откроет злополучную дверь! Причем к другой двери эта визитка уже не подойдёт: нужно искать новую.
Лишившись от подобных загадок клока волос, представляю себе вопрос от искушённого дорого читателя: а разве так не во всех квестах? Нет, нет, и ещё раз нет! Ведь в других квестах хотя бы понятно, что делать: нужно просто найти продиктованный логикой предмет. Огорчает и продолжительность игры: на всё про всё у игрока уйдёт не менее 15 часов с учётом пропуска большинства бесполезных диалогов, блужданий по локациям и встроенного (!) прохождения. Разработчики очень правильно поступили, поместив гайд в саму игру, ведь вопросы по дальнейшим действиям и прохождению в целом будут возникать очень часто.
Про графику нельзя говорить без слёз. Запустив игру, сразу вспоминается шестой класс, гвоздики на первое сентября и новая часть «Василия Ивановича и Петьки». Картинка в целом смотрится неплохо, но это чувство, будто сейчас из-за дверей выскочит высокий дядька с шикарными усами и шашкой наперевес и пустится в диалоги с Анкой. В целом неряшливый стиль Рэнди хорошо сочетается с непропорциональным и грубоватым миром игры.
Хотя чего уж тут кривить душой, похвалить игру тоже есть за что. Аляповатый, но гармонично «плохой» главный герой подходит на свою роль и к стилю всей игры в целом. Осознанно сделав его клептоманом, разработчики тонко намекнули на особенность персонажей любого квеста прихватывать с собой любые плохо лежащие предметы. Или отличные моменты «пролома четвёртой стены», например, когда Рэнди возмущается, что геймдизайнер не прописал ему возможность звонить самому, но получать звонки разрешается. Глумление над неудачными сиквелами фильмов, гиковскими темами смотрится к месту, а подколка главным героем косплеера Гордона Фримена вообще не может не вызвать улыбку. Музыкальный фон состоит преимущественно из электро-гитарных проигрышей, которые хорошо походят под общий стиль. Озвучка персонажей также заслуживает похвалы, особенно Рэнди, голосом похожий на Майкла из GTA V.
***
Подводя черту, можно сказать, что Randal's Monday – иллюстрация того, что не все хорошие идеи удается осуществить так, как это задумывалось изначально. На каждый плюс этой игры приходится несколько жирных минусов, на каждую хорошую шутку — пять ужасных. В купе с несуразной в 2014 году графикой и бесполезными отсылками ко многим играм и фильмам в виде статичных предметов на нарисованном заднике. Вопросы также вызывает и продолжительность игры: 15 часов (и столько же долларов) можно потратить на парочку игр получше. А теперь зададим себе вопрос: а может на засушье и Randal's Monday — квест? Но, к невезению студии Nexus Game Studio, прямо в этот же период появились Dreamfall Chapters и переиздание Gabriel Knight. Конкуренты самые что ни на есть серьёзные. Я искренне желаю успеха разработчикам Randal's Monday и да пребудет с вами Сила – в следующий раз.
Радости:
- Озвучка
- Несколько уместных шуток
- Ачивка «Chicken» за подсмотренное прохождение
Гадости:
- Графика из «Петьки»
- Высокая стоимость
- Мерзкие персонажи
Оценка: 5
Обзор сделан по Steam-версии игры.
Отдельная благодарность Daedalic Entertainment за предоставленный ключ.
Александр Максюта