Обзор Rainbow Six 3: Raven Shield
Игра: Tom Clancy's Rainbow Six: Raven Shield (2 CD)
Жанр: тактический шутер
Сайт игры: www.raven-shield.com
Разработчики: Red Storm ( www.redstorm.com ) и Ubi Soft Montreal ( www.ubi.com )
Издатель: Ubi Soft
Минимальные системные требования: P3-800 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb DirectX 8.1 Compatible Video
Card (nVidia GeForce 2 MX Class), 2 Gb HDD Free Space, DirectX 8.1 Compatible Sound Card, 4x CD-ROM, Keyboard, Mouse.
Рекомендуемые системные требования: P4-1400 MHz, 256 Mb RAM, 64 Mb DirectX 8.1 Compatible Video Card (nVidia GeForce 3 Recommended), 2.5 Gb HDD Free Space.
Поддержка мультиплеер: LAN, Internet
Оценки: Графика: [9/10] Звук: [9/10] Оригинальность: [8/10]
Игровой интерес: [10/10]
Общая: [9/10]
"Хорошая игра не должна быть долгостроем!" — именно с таким лозунгом подходят к своей работе ребята из Ubi Soft Montreal. Третья часть "Радуги" разрабатывалась около полутора лет, однако объем проделанной работы колоссален. Я не берусь судить, что было бы, если бы третью часть разрабатывала домашняя компания Тома Клэнси — Red Storm, но, похоже, "новые родители" заботились о своем детище как минимум не хуже старых, а в чем-то, наверное, даже лучше. Впрочем, вы сами сейчас обо всем узнаете.
Single player
Нашему вниманию представлено пятнадцать сложнейших миссий, объединенных реалистичным (разумеется, по версии Клэнси) сюжетом. Каждое задание состоит из двух частей: планирование тактических действий и собственно тактические действия. Перед началом миссии вы изучаете карту местности (полезно, кстати, нарисовать ее на бумаге) и решаете, как лучше расположить свои силы. Всего на карте может находиться до четырех спецгрупп, укомплектованных по вашему усмотрению. Для тех, кто не желает себя утруждать, и для тех, у кого не развито тактическое мышление, разработчики предусмотрели уже готовые тактические схемы. В Raven Shield имеется два готовых плана на каждую миссию. Первый — это всего-навсего одна группа бойцов, расположенная в не самом удачном месте. Кстати, этот план полезно использовать для тренировки. Второй — это уже более сложная схема, где вся карта изрисована цветными векторами, показывающими передвижения каждой группы. Это, согласитесь, уже не ново, однако не обошлось и без нововведений.
Например, так называемые go-codes. Что это такое? Сейчас попробую объяснить. В новой "Радуге" на экране планирования можно расставлять точки ожидания. То есть, группа, добравшаяся да такой точки, останавливается и, пока не последует команда, маршрут продолжать не будет. Эти команды и называются go-codes.
Когда, наконец, члены команды расставлены, можно приступать к самой операции. Понятно, что если вы из числа тех, кто выбрал легчайший путь, т.е. разместили одну группу в одном месте, то ваши помощники-оперативники лишь играют роль дополнительных жизней, в то время как только вы решаете исход сражения. Зря!.. Ребята значительно поумнели по сравнению с предыдущими частями серии. Теперь дверной проем — далеко не самое страшное препятствие на их пути. В девяноста пяти случаев из ста они ведут себя, как подобает: исправно реагируют на ваши команды, не лезут на рожон, умеют ждать. Иногда, правда, случаются нелепые казусы, о которых я, дабы не портить сложившееся у вас впечатление, промолчу. Что до наших виртуальных врагов? Теперь они иногда промахиваются! Помните первую "Радугу" и Rogue Spear, где террористов нужно было "ложить" до того, как они вас заметят? Здесь вас может пронести. Зато во всем остальном они поумнели, это очевидно. Теперь они больше похожи на террористов, а не на детей, играющих в "войнушку". Если всем отрядом залетите в помещение, где будет всего один террорист, он не попытается отстреливаться, он просто убежит. Правда, еще ни одному от меня уйти не удалось;). Если же группа террористов удерживает заложников и ваша группа откроет двери этого помещения, то через мгновение заложники получают по пуле и вас оповещают о провале миссии. В таких ситуациях нужно приоткрыть дверь, закинуть туда Flash-ку, и только после этого быстро вбегать в комнату и так же быстро отправлять террористов к создателю. Лишь в этом случае заложники скажут вам спасибо.
Миссии в игре достаточно разнообразны — как сами задания, так и предложенные для этого карты. Здесь вам и огромные открытые пространства, посреди которых стоит небольшой домик, и узкие длинные коридоры, в темных углах которых очень любят прятаться местные террористы, и джунгли — в общем, чего только нет. Однако вдоволь набегаться по этим картам в сетевой игре не дадут до тех пор, пока вы не пройдете их в одиночной. Зато потом... впрочем, погодите: мы еще до этого не дошли.
Raven Shield обладает еще одним неоспоримым достоинством — в игре доступен практически любой образец реально существующего огнестрельного оружия. Пистолеты всех мастей: от девятимиллиметровой Беретты, до любимого массами Desert Eagle. Пистолеты-пулеметы: Micro Uzi, Mac 11/9, SR-2; Submachine Guns: MP-5, MTAR-21, UMP. "Радости" снайпера: СВД, SSG-3000, M82A1, WA-2000, нечто с устрашающим названием Vintorez и многое другое. Штурмовики тоже не будут разочарованы: почти родной AK-47, AK-74, M4A1, M16A2, M14, Steyr AUG. Есть еще дробовики: M1, SPAS-12 и USAS-12; и пулеметы, среди которых мне более всех приглянулся РПД (Ручной Пулемет Дегтярева). Каждый ствол, разумеется, обладает собственными характеристиками (дальность поражения, разброс и т.д.). Неплохо сделана система прицеливания. Если, находясь в лежачем положении, вы будете стрелять одиночными выстрелами, то вероятность попадания будет намного выше, чем при очередях, да еще при ходьбе. Во время бега перекрестье прицела вообще расползается к самым границам экрана.
Каждую пушку можно оснастить дополнительно: кому-то необходим глушитель, кто-то жить не может без большого количества патронов, а кто-то захочет поставить оптику... Снайперские винтовки можно укомплектовать прицелом ночного видения. Стоит ли говорить, что для каждого оружия существует несколько типов патронов?..
Это далеко не все, поэтому заставьте ваши глаза принять нормальную форму. Еще разработчики внесли в игру умопомрачительное количество всяких гаджетов и... гм... антигаджетов... Ну ладно, пока передохните, о них я расскажу ниже.
Multiplayer
Многопользовательской игре Raven Shield в равной степени могут позавидовать и Counter-Strike, и Global Operations. Такого разнообразия режимов я не встречал уже давно. Среди оных был замечены: Terrorist Hunt, Lone Wolf, Hostage Rescue, Bombing Run, Deathmatch, Team Deathmatch, а также очень симпатичная многопользовательская опция Hunted.
Terrorist Hunt — один из самых веселых режимов. Задача вашей группы предельно проста: нейтрализовать всех случайно располагающихся на карте террористов.
Lone Wolf — практически то же самое, только в вашем распоряжении находится один оперативник, которого нужно невредимым доставить в указанное место.
Hostage Rescue — аналог игры в Counter Strike на cs-картах.
Bombing Run — как Counter Strike на de-картах.
Deathmatch и Team Deathmatch, надеюсь, разжевывать не надо.
В режиме Hunted одной команде нужно доставить в безопасное место одного из членов группы, а второй, понятно, мешать первой.
Почти все игровые карты предлагают равные условия для противоборствующих сторон, да и сами по себе довольно разнообразны и красивы. Для любителей статистики: еще демо-версия Raven Shield собирала на просторах игросерверов в три раза больше игроков, чем все предыдущие творения вместе взятые. В чем причина?
Дело в том, что Raven Shield это НАСТОЯЩАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Примеры? Пожалуйста! В игру, как я уже упоминал, внесено огромное количество всяких прибамбасов. Чего только стоит детектор сердцебиения. Удивлены? А ведь есть еще глушители сердцебиения, как переносные, так и стационарные, плюс еще постановщики фальшивых сердцебиений. Тактические возможности открываются бескрайние! Многие начинающие игроки поначалу не обращают на них внимания, думают, что запасная обойма пригодится больше — и непростительно ошибаются. Raven Shield это не Q3 и даже не CS: здесь все решает умение думать. Однажды я был свидетелем, как команда из двух человек просто рвала команду из восьми. Секрет в том, что ребята использовали те самые детекторы сердцебиений, обнаруживая противника задолго до визуального контакта.
В целом от игры по Интернету остается очень приятное впечатление. Противники очень вежливы: gg и gl — как должное. Однокомандники строги: если вы случайно "пришьете" кого-нибудь из своих, то получите замечание. Если ситуация повторится, то никто уже предупреждать не будет — кик безо всякого предупреждения. Делайте выводы.
Единственное, что не позволит большинству из вас попробовать себя в многопользовательской игре, это скорость соединения. 56.6 Kbps минимум, как ни печально.
Технические подробности
Графический движок, Unreal Warfare, пребывает здесь не в самом лучшем состоянии. Тем не менее, графика в Raven Shield достойна длительных аплодисментов как минимум. Пусть реализация интерьеров помещений в игре стоит далеко позади от SoF2, пусть нет так горячо нами любимой интерактивности, пусть местный физический движок Karma, являющийся неотъемлемой частью Unreal-технологии, порой выкидывает ужасные "фокусы", зато все остальное заслуживает максимальной оценки. Странно, но больше всего удивляет не качество текстур и не количество-полигонов-в-кадре, а проработка всяких мелочей. Так, например, если кто-нибудь из оперативников получил указание кинуть гранату, то можно рассмотреть, какую именно гранату он срывает с пояса. Вообще, все оружие, которым в данное время располагает тот или иной спецназовец, достоверно отображается на его модели: и пистолет в кобуре, и винтовка за спиной, и вышеупомянутые гранаты. Поднимающийся по лестнице спецназовец прячет оружие, хватается за перекладину и начинает перебирать руками и ногами. Взобравшись, он снова достает из кобуры пистолет...
Потрясающе реализовано действие гранат со слезоточивым газом. Вы должны это видеть! При малейшем движении картинка на экране размывается кошмарным blur-ом. Практически то же самое наблюдается и при использовании ослепляющих взрывпакетов, с единственным отличием, что на экране на некоторое время остается картинка, стоящая перед глазами в момент вспышки, которая постепенно исчезает, а не размывается, — и игрок вновь начинает видеть.
Но я забыл сказать о главном. Теперь модели оружия отображаются на экране. Причем над этим разработчики неплохо поработали: модели сделаны весьма качественно и, если верить "экспертам", очень похожи на реальные. Поначалу вам может показаться, что занимающая 3/4 экрана модель вас отвлекает, на самом деле это не так — просто вы не привыкли.
Звук тоже хорош. По звуку вы без труда сможете определить, как далеко от вас прошел противник. Звуки выстрелов оружия, по заверениям разработчиков, соответствуют реальным. Озвучка средняя. Если голоса оперативников, доносящиеся по рации, еще можно назвать приятными, то голос актера, озвучивавшего брифинги, следовало бы заменить, — очень занудный.
Итого
В целом игра оставляет приятное впечатление. Возросшая сложность, тысячи вариантов тактических действий, обилие оружия и, конечно же, мультиплеер возносят это игру на недосягаемую высоту. Нет, разумеется, "Радуга" не убила Counter-Strike, как многие пророчили, и даже не покалечила — игра далека от определения киберспорта, она больше похожа на симулятор спецназа. Тем не менее, это самый яркий пример того, как надо делать тактические шутеры.
Тренируйтесь, ребята! Заходите на игровые серверы Ubi — может, встретимся.
Roll