Обзор Pro Evolution Soccer 2009

Posted by Panko on января 31, 2009 - 00:00

Жанр: футбольный симулятор
Разработчик: Konami Digital Entertainment
Издатель: Konami Digital Entertainment
Похожие игры: серия FIFA, серия Pro Evolution Soccer
Минимальные системные требования: процессор уровня Pentium 4 1,4ГГц; 1Гб ОЗУ; видеокарта с 128Мб ОЗУ; 6Гб свободного места на жестком диске.

Прошлогодний прорыв Pro Evolution Soccer наконец-то убедил EA Canada в необходимости серьезных изменений в серии FIFA. Из основных отличий от предыдущих проектов линейки стоит отметить сильно похорошевшую графику и свежий взгляд на способы управления виртуальными игроками. Но в главном аспекте любого тайтла — геймплее — никаких серьезных нововведений обнаружено не было. Поэтому для того, чтобы остаться "на коне" и в этом году, разработчикам из Konami достаточно было не испортить свои наработки и грамотно перенести их в Pro Evolution Soccer 2009. Но они пошли дальше.

Один в поле не воин

Заметив, что режим Be A Pro, несмотря на сырость и непродуманность, получил довольно теплый прием среди любителей футбола, в Konami решили воспользоваться наработкой конкурентов, чтобы окончательно заткнуть их за пояс. Так на свет появился Become A Legend — главное достоинство PES 2009. Концепция мало отличается от таковой в FIFA: создаем футболиста и постепенно превращаем его из неопытного мальчишки в закаленного тяжелыми боями ветерана. Но вот реализация различается колоссально.

Свою карьеру мы начинаем в стане грозного клуба Babilayna CF, готовящегося к матчу с не менее могучим Athletic Club Salsabie. На эту игру пожаловали скауты из множества различных европейских и американских команд, готовые сразу же "подписать" перспективного юношу. На самом деле, от вашего выступления мало что зависит: даже при отсутствии малейших намеков на полезные действия с вашей стороны контракт вам готовы предложить и Manchester City, и Genoa, и другие крепкие команды, что в реальной жизни маловероятно. Выбирай — не хочу.

Но даже в самом захудалом Chievo Verona вас никто и близко не подпустит к основе сразу же после того, как вы поставили свою подпись в документе. Сначала надо доказать тренеру, что вы этого достойны. Вспомните, как в FIFA вас сразу ставили в первую "одиннадцатку" любой команды и через пару игр с радостью давали капитанскую повязку. Ну не бред ли? Здесь таким и не пахнет: хотите играть — зарабатывайте в поте лица уважение и шанс открыть счет официальным матчам в тренировочных спаррингах. В случае удачного выступления вы переводитесь в группу игроков, которые могут реально претендовать на попадание в заявку на ближайший поединок. Отличитесь и на этом этапе — тренер выделит вам место на скамейке и со временем выпустит на замену. Вот он, тот самый шанс закрепиться в составе! Воспользуетесь им — и задача минимум выполнена. А уж как будет развиваться ваша карьера дальше, зависит только от ваших амбиций и старания. Можете попытаться достичь мировых высот: завоевать титул лучшего игрока чемпионата или даже планеты, перебраться в топ-клуб, стать капитаном национальной сборной (да-да, тут вызывают защищать честь родины, выбранной вами при создании Альтер эго). А можете так и остаться не реализовавшим свой потенциал малоизвестным полузащитником или нападающим (другого не дано) и уйти на пенсию в 35 лет безо всяких достижений: никто вас силой тащить на "вершину" не собирается.

Само собой, навыки вашего подопечного не статичные, а постоянно развиваются, и вы властны над путями их развития. Хотите — "слепите" мощного и выносливого "опорника", хотите — быстрого и техничного нападающего. Система роста умений куда более логичная и реалистичная по сравнению с аналогом из FIFA. Тут мы не просто раскидываем очки опыта по нужным скиллам, а прокачиваем их все, но с разной скоростью. У пользователя есть двенадцать очков, которые можно распределить по шести разным направлениям, объединяющим схожие навыки: техника удара, техника владения мячом, скорость, сила, баланс и выносливость. В зависимости от выбора, те или иные характеристики будут улучшаться в соответствующем темпе. На развитие неслабо влияет и то, насколько ваше место на поле совпадает с номинальным амплуа, то есть фланговый полузащитник будет развиваться медленнее, выступая на позиции оттянутого форварда, нежели если бы он играл у кромки поля. Вот почему следует внимательно выбирать клуб — благо, место, на котором вы будете играть, указано в контракте. Однако не ждите, что через два сезона будете управлять суперменом, забивающим как и откуда угодно: таких способностей не будет и в 30 лет. Все предельно реалистично.

Такими же словами можно описать и взаимодействие вашего подопечного с партнерами на поле. О цирке, что творился во время матча в FIFA, забудьте. Ваши одноклубники достаточно адекватны, чтобы не отдавать пас в неперспективные позиции по первому требованию: они порой и сами не прочь пробежаться десяток метров с мячом и взять игру на себя. Да и когда кожаный снаряд таки доберется до вас, особо не погеройствуешь, потому что соперники мяч отбирают "на раз-два": глазом не успеешь моргнуть, особенно в первое время. Есть, правда, один нехитрый приемчик: оппоненты наивны и легко ведутся на ложные замахи, спеша броситься под удар, что порой позволяет укладывать их на газон штабелями безо всякого физического воздействия. Но без хорошо прокачанной скорости этот способ нередко бесполезен, потому что настигают вас довольно быстро. В итоге, самая лучшая тактика — играть в пас, тем более что партнеры не гнушаются открываться и создавать себе пространство для маневра.

Без недоработок и нереализованных идей не обошлось. Например, ваш подопечный никогда не остается свободным агентом: если вы не переходите в другую команду, ваш нынешний клуб вне зависимости от вашего мнения продлевает контракт. Непонятно и предназначение зарплаты, которую решительно некуда потратить — зато можно гордиться, что она выше, чем у какого-нибудь Тотти. Но это все довольно несущественно — просто надо же было хоть к чему-то придраться...

Сочетание всех указанных выше элементов делает одну очень важную вещь, выгодно отличающую Become A Legend от Be A Pro: оно вызывает сильные эмоции. Здесь чувствуешь себя именно винтиком в командном механизме, от которого зависит многое, но далеко не все, и понимаешь, что команда, в принципе, может обойтись и без тебя. Именно поэтому стараешься проявить себя как можно лучше, а каждый локальный успех или роковую ошибку принимаешь близко к сердцу. Каждый гол хочется отмечать не менее эмоционально, чем игрок по ту сторону экрана, а от случайного нарушения в собственной штрафной площади хочется рвать волосы на голове, ибо чувствуешь, что подвел команду. Игра не оставляет равнодушным — и за это Konami огромное спасибо.

А вот главное вложение денег японцев в этом сезоне — лицензированная Лига Чемпионов УЕФА — осталось в тени режима "Стань легендой". С момента анонса разработчики выпячивали грудь колесом и гордо заявляли, что сделают большой подарок всем любителям футбола, но на деле все несколько скромнее. За громкой афишей скрываются: гимн и видеозаставка турнира — раз, соответствующим образом оформленное меню — два, новые команды — три. Но даже в таком скромном наборе есть немало халтуры: появились отнюдь не все участники нынешнего розыгрыша. Нет ни главных ньюсмейкеров осени — БАТЭ и Anorthosis, ни немецких команд, да и английские дружины лицензированы лишь наполовину. Хорошо хоть про питерский "Зенит" не забыли. Таким хитрым способом разработчики из Konami пытались отвести внимание геймеров от факта монополии FIFA на рынке лицензий, тем более что ситуация стала еще более удручающей. Помимо уже указанного отсутствия немецкой Бундеслиги и традиционно неправильно названных английских клубов (в этом году сия бесславная участь минула только Manchester United и Liverpool), PES отныне не может похвастаться полноценной испанской Примерой, в которой теперь лишь несколько клубов на сто процентов реальные. В общем, приверженцы серии от EA получили еще один повод позлорадствовать над бедными конкурентами.

Остальные режимы похвастаться изменениями не могут. Разве что в Master League появилась такая полезная функция, как скаутинг, позволяющая отслеживать состояние интересующих игроков и вовремя переманивать их в свою команду. Поработали разработчики и над мультиплеером, так что не упустите возможность засветиться на просторах Сети с собственноручно выращенным в Become A Legend игроком.

Оружие к бою!

Спросите любого фаната Pro Evolution Soccer, в чем их любимица никогда не уступала и не будет уступать конкурентам, и наверняка получите ответ: "В реалистичности происходящего на поле". Konami из года в год приближается по этому показателю к реальному футболу. Не стал исключением и 2008- ой. Основное геймплейное нововведение, как никогда сильно повлиявшее на игровой процесс, — пониженная скорость игры, особенно по сравнению со "сверхзвуковым" PES 2008. Отныне события на поле не превращаются в расстрел вратарей, а выглядят именно как упорная борьба. Игра сдала в динамике, но прибавила в реалистичности. Однозначно сказать, хорошо это или плохо, нельзя: общая скорость упала, но на фоне сравнительно неторопливых защитников сильно выделяются не растерявшие своих навыков Месси, Криштиано Роналдо и несколько других спринтеров. Такие спортсмены — козырные тузы в любой колоде, и противостоять им крайне непросто. Но вот остальным, более медленным, игрокам придется несладко. Обороняющиеся без особого труда отбирают мяч, блокируют удары и спуску оппонентам не дают, так что на первый план выходит грамотное взаимодействие с партнерами.

Pro Evolution Soccer 2009
Искусственный интеллект прибавил по сравнению с прошлогодним PES и в плане тактики, поэтому большинство зон для атаки просто перекрыты, так что приходится напрягать извилины в поисках необычных путей в чужую штрафную. Осложняет задачу и то обстоятельство, что на флангах одноклубники играть не хотят: не делают забеганий вдоль бровки, да и в защите фланги обычно — больное место, куда ИИ постоянно дальними передачами забрасывает мяч и всячески треплет нервы. Для местных вратарей год тренировок прошел не зря: теперь они "тянут" почти все удары, порой вытворяя совершенно немыслимые вещи. Зато совершенно разучились выходить из ворот и теперь редко высовываются дальше вратарской площади. Словом, забить стало тяжело.

Но и в случае, если вы откроете счет, не спешите расслабляться. Компьютер научился жульничать, причем порой весьма нахально. Бывает, терзаешь- терзаешь защиту соперника, забиваешь-таки с энной попытки гол, а вражеский нападающий самым подлым образом в конце матча с лету в касание положит мяч в "девятку" — и все, плакали ваши три очка. К счастью, это происходит не слишком часто, но все равно раздражает.

Подливает масла в огонь и рефери, заучивший правила наизусть и педантично отслеживающий каждое ваше действие. Высунулись на ноготок ближе к чужим воротам, чем защитники соперника, — офсайд. Сыграли в мяч, но после этого зацепили и несущегося по инерции оппонента — штрафной и желтая карточка. Порой как раз такие штрафные, которые ни один нормальный судья в реальной жизни не назначит, и решают исход матча, потому что удары со "стандартов" все так же точно приходятся в "девятки" даже в исполнении средних игроков. Зато рефери уже не так часто становится на пути бегущего с мячом игрока, что радует.

Физическая модель изменений практически не претерпела, разве что был немного подкорректирован вес футбольного снаряда. Да и нечего тут подправлять: и так все как нельзя лучше. А вот визуально игра изменилась. Первое, что бросалось в глаза еще в ранних скриншотах и что стало бросаться в глаза еще сильнее после выхода FIFA 09, — отсутствие ярких красок, общая тусклость и мягкость света. Опять-таки, прибавление в реалистичности в ущерб зрелищности. Модели игроков, как водится, поднабрали в полигонах и стали еще больше похожи на свои прототипы. Не подкачала и анимация, на сто процентов отражающая индивидуальные особенности бега знаменитых игроков, например, Недведa и Пирло, и еще менее дерганая, чем раньше.

Со звуком у PES как были проблемы, так и остались. В очередной части в лучшую сторону поменялась только музыка в меню. А слишком громкие "хлопки" при пасах и ударах, тихие и неактивные болельщики — все перекочевало прямиком из PES 2008. Ну и комментарии, само собой. Скучно, банально, неадекватно. Представляете: пик эмоциональности у местных комментаторов приходится на фразу об окончании первого тайма! Плюс, они часто повторяются и совсем не в состоянии оценить действия игроков. А их аналитические способности и вовсе курам на смех. После великолепных комментаторов в FIFA 09 озвучку PES 2009 хочется просто отключить. Впрочем, делать этого не понадобится: она мало того, что убогая, так еще и жутко глючит. Парни у микрофона порой пол-игры могут молчать, а когда они что-то пытаются нам поведать, у них нередко "заедает пластинку" — и одна и та же фраза повторяется по сто раз. Цирк, да и только! Продолжая тему технической незавершенности игры, нельзя не отметить постоянные вылеты, сопровождающиеся скоропостижной гибелью сохранений при игре с высоким разрешением экрана. Впрочем, это легко лечится.

Pro Evolution Soccer 2009

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет

Достигнув такого же успеха, как Konami с PES 2008, сотрудники EA наверняка ушли бы в многолетний отпуск, оставив в студии нескольких человек для ежегодного выпуска одной и той же игры с обновленными составами команд и новой обложкой. Но в этом-то и разница между канадскими и японскими разработчиками: азиаты не только не забросили свою серию, но легко переиграли "электроников" на их же поле.

Радости:
Шикарный режим Become A Legend
Отличная графика
Реалистичный, с оговорками, геймплей
Хорошая анимация
Замечательная физика
Сильный ИИ

Гадости:
Мало лицензий
Убогий звук
Некоторые технические недоработки
Излишне строгий судья

Оценка: 8.5

Вывод: Несмотря на наличие отнюдь не мелких недостатков, это все еще лучший футбольный симулятор на Земле. А режим Become A Legend — главный и очень весомый аргумент в пользу столь высокой оценки.

Top

Симулятор, спорт Обзор №109
Упоминаемые игры и серии: 
Pro Evolution Soccer
Яндекс.Метрика