Обзор Prince of Persia [КГ]

on февраля 28, 2009 - 00:00

Жанр: TPA, adventure
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft Entertainment
Издатель в СНГ: "Акелла"
Похожие игры: серия Prince of Persia, Assassin's Creed
Платформы: PC, Xbox 360, PS3
Минимальные системные требования: процессор уровня Pentium 4 2,4 ГГц или Athlon 64 X2 3800+; 1 Гб (для Windows XP) или 2 Гб (для Windows Vista) ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ и поддержкой Shader Model 3.0; 9 Гб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Core 2 Duo 2,2 ГГц или Athlon 64 X2 4400+; 2 Гб ОЗУ; видеокарта с 512 Мб ОЗУ и поддержкой Shader Model 3.0; 9 Гб свободного места на жестком диске.

"Он взлетел, как взлетала она,
Но не вверх, а вниз..."
"Машина времени"

Prince of PersiaДва десятка лет назад появился на свет обычный такой, ничем особо не выделяющийся аркадный платформер. Страшненький на первый взгляд, как и все остальные игры 1989 года выпуска, с кривоватыми драками на мечах, шестидесятиминутным ограничением по времени и нехитрым сюжетом про спасение дочки султана. В итоге этот проект стал родоначальником одной из известнейших серий, а словосочетание Prince of Persia уже давно имеет для всех людей, соприкасавшихся с гейминдустрией, вполне однозначное толкование. Что послужило причиной этому? Вероятно, особая атмосфера, дух игры, который был в определенном смысле уникальным, что и выделило ее среди остальных.

С тех пор серия неоднократно меняла концепцию, главного героя и даже создателей. Вновь пришло время перемен — и вот перед нами очередной "Принц Персии". Достоин ли он своих именитых предков?

Стильное бессмертие
Последняя трилогия о похождениях мужчины в шароварах вышла весьма достойной, но к третьей части стала слегка напоминать самокопирование. В Ubisoft было решено завязать с ежегодным выпуском Prince of Persia и серьезно изменить концепцию игры. Что и было сделано.

Прежде всего, конечно, бросается в глаза необычное графическое оформление нового "Принца Персии". Игра выглядит как ожившая акварельная картина, как великолепно проработанный анимационный фильм. Стиль при этом все тот же, что и раньше — древневосточная мистическая фантастика. Но о том, насколько вырос уровень арт-дизайна, можно судить по любому скриншоту из проекта. Как и о графике в целом. А в динамике это выглядит еще восхитительнее. Право слово, этот тайтл можно полюбить за одну лишь картинку. Если же прибавить к этому еще и отличные фоновые мелодии, и архитектуру локаций, и невероятную атмосферу сказочного Востока — получится просто идеальная оболочка.
Но не стилем единым радует "Принц Персии". Внедрив в Prince of Persia: The Sands of Time фокусы с временем, разработчики сами же их и убрали, мотивируя это все той же сменой концепции. Вместо Кинжала Времени нам была предложена... девушка. Да-да, девушка-компаньонка по имени Элика, сопровождающая Принца в его нелегких странствиях и помогающая в акробатических этюдах и боях. Общественность скептически отнеслась к такого рода замене: "Как же так, у нас замедление и обратную перемотку забрали!" На практике же спутница оказывается едва ли не жанровым свершением и уж точно равноценной заменой поднадоевшим забавам с четвертым измерением.

Вся ее прелесть как напарницы заключается в том, что никаких приказов для нее не требуется: Элика практически полностью "автономна", не мешается под ногами, не теряется, не умирает и подсобляет в боях по нажатию специальной кнопки. В остальных же критических ситуациях она помогает автоматически. Представьте: вы совершаете сложную цепь прыжков и в самом конце ошибаетесь. В любой другой игре это карается перезагрузкой, но только не здесь. Когда Принц, под вашим нечутким руководством, истошно вопя срывается в пропасть, Элика внезапно возникает рядом и протягивает ему руку помощи, закидывая горе-акробата на ближайшую балку. Поскольку девушка управляет магической энергией и даже способна на недолгие полеты, она может вытянуть вас из любой передряги. Любая ваша ошибка отныне означает лишь возврат к ближайшей стабильной, твердой поверхности, но никак не крах всех надежд и перепрохождение четверти уровня. Идея под названием "смерти нет", преподнесенная в BioShock, продолжает развиваться.

Prince of Persia

Также к новшествам в игровом процессе можно отнести особую перчатку Принца, годную и для боев, и для акробатики. С ее помощью вы можете, высекая искры, скользить вниз по отвесной стене, подкидывать врагов в воздух и далее по списку. А еще наличие перчатки теперь хоть частично оправдывает способность протагониста бегать по вертикальным стенам: он цепляется за них своей металлической рукавицей. Ну и, наконец, этот аксессуар весьма стильный и просто прекрасно выглядит.

В целом же геймплей знаком любому, кто играл хоть в одну из частей франшизы или, на худой конец, гонял по гробницам незабвенную Лару Крофт. Правда, в новом проекте акценты сильно сместились в сторону зрелищной акробатики и преодоления препятствий. Поединки теперь — явление редкое, и проходят они не с толпой тварей, а с одиночным противником-боссом, чем напоминают дуэль: здесь точно так же надо мгновенно реагировать на действия соперника и проводить атаки и контратаки. Вместо бездумного рубилова — вдумчивая, чуть ли не тактическая боевка, зависящая, к тому же, от контекстного окружения. Если прижали противника к стене — вы скрестите мечи и будете стараться перебороть один другого. Если подтолкнули к пропасти — есть шанс отправить монстра в долгий полет. Такой подход к экшен-части отлично вписывается в переработанную концепцию тайтла.

Искажение нереальности
Главного героя, естественно, сменили. Теперь он авантюрист и пройдоха с лицом типичного жулика. Самое забавное, что принцем по факту он не является и похож на славного наследника персидского престола только лишь выдающимися акробатическими и боевыми навыками. Сюжет также окончательно лишен какой-либо связи с предыдущими частями и с осточертевшими "Песками времени". Вместо песка тут правит балом черная липкая дрянь под названием Corruption, она же Скверна. Прозвали так эту субстанцию неспроста: она действительно искажает и портит все, к чему прикасается, причем как внешне, так и внутренне: люди от нее превращаются в жестоких монстров, а цветущие сады — в рассадник гнили. Появлением же своим эта гадость обязана злому богу Ариману, вырвавшемуся из векового заточения и строящему козни против доброго божества Ормазда, носительницей силы которого, кстати, является Элика. Противостоянию этой парочки и посвящен сюжет игры.

История не то чтобы поражает воображение — довольно обыденно, хоть и неплохо проработано, — но ее оформление вызывает восхищение. Дело вот в чем: вы вольны пройти всю игру, так и не выслушав ни одного диалога, кроме совсем уж обязательных. Но для тех, кто хочет поглубже вникнуть в сюжет, периодически сбоку экрана вспыхивает специальный символ, мотивирующий поговорить с Эликой. Это ни в коей мере не обязательно, но такая возможность наличествует и напоминает о себе. Сами диалоги делятся на информативно-серьезные — о вышеупомянутых богах, о мире игры, об истории этого мира, о прошлой жизни самих персонажей и т.п. — и романтично-веселые, наполненные иронией, шутками, развитием взаимоотношений Принца и Элики. Хотя бы ради последних пропускать беседы крайне не рекомендуется: мы же не в брутальный экшен играем.

Prince of Persia

Собственно, продвижение по сюжету оформлено как постепенное очищение двух дюжин регионов от Скверны. Все они связаны между собой: мир проекта цельный и бесшовный, но получить доступ к большинству из "очищающих кругов" можно, лишь открыв каждую область в особом храме. Чтобы открывать новые районы, нужно собирать специальные сферы света, появляющиеся после уничтожения Corruption в конкретном регионе. Несколько локаций будут доступны для очищения изначально, чтобы накопить "стартовый капитал". Такая вот взаимосвязанная, логичная и отчасти нелинейная механика...

...из которой вытекает и главная проблема игры — монотонное повторение одних и тех же действий. Прибегаем в новый район, добегаем до "места силы", деремся с боссом, очищаем локацию от Скверны, повторно бегаем по уровню для сбора сфер. Повторив это раза три-четыре, бежим в храм и открываем свежие области для очищения. А теперь помножьте все это на количество уровней и возрастающую сложность (независимо от пути прохождения) — и получите однообразие в абсолюте с примесью уныния. Несомненно, разработчики изо всех сил пытались замаскировать и сгладить этот недостаток: разнообразный дизайн уровней, постоянное движение по сюжету, качественные диалоги, выдающееся построение акробатических этапов... Но проблему сродни этой замаскировать все равно невозможно.

И вот здесь начинается самое главное. Если вы восхищенно глазеете на чудесную картинку, без ума от прекрасной атмосферы, радуетесь наличию напарницы и совместным трюкам, предпочитаете обдумывать свои действия, а не бездумно кликать в скоростном режиме — эта игра станет для вас одной из лучших 2008 года. Если же вы скучаете по временам Warrior Within с ее жестокостью, мрачностью, кровавостью, обнаженными женщинами и зрелищными драками с десятками противников одновременно — вы скорее воспримете Prince of Persia образца 2008-го как сказку для детей или неудачный эксперимент. Но вторая точка зрения все же, как ни крути, дальше от истины.

Невзирая на однообразие и повторение одних и тех же действий, игра берет совсем другим. Хотя бы атмосферой, стилем и уникальной напарницей. И поэтому взглянуть на нового "Принца Персии" нужно всем, хоть и далеко не всем он придется по вкусу. Просто потому, что эта игра во многом уникальная. Мы не зря указали в первом абзаце на атмосферу и особый дух самого первого Prince of Persia: в его современном потомке эти сложновербализуемые понятия также присутствуют в полной мере. И хочется верить, что новая инкарнация известного героя окажется не менее успешной, нежели предыдущие. Ведь все предпосылки для этого у нее есть. А что до однообразия — ну, у всех игр есть недостатки. Но не у всех — достоинства.

Prince of Persia

Радости:
Уникальный визуальный стиль и сказочная атмосфера.
Привычный, но во многом переработанный геймплей.
Проработанные персонажи и диалоги.
Оригинальные нововведения в игровом процессе.

Гадости:
Удручающая монотонность.
Многократное повторение практически одинаковых действий.

Оценка: 8,5.

Вывод:

Новый "Принц Персии" — это действительно переосмысление всей серии, исполненное на новом уровне. Разочаровывающее однообразие не должно помешать насладиться великолепной игрой и неповторимой атмосферой восточной сказки.

Алексей "L!Nk" Млынчик

adventure, экшен Обзор №110
Упоминаемые игры и серии: 
Prince of Persia

Яндекс.Метрика