Обзор Portal 2 [КГ]
Платформы: PC, Mac, Xbox 360, PlayStation 3.
Жанр: головоломка от первого лица.
Разработчик: Valve Corporation.
Издатель: Valve Corporation.
Издатель в СНГ: Бука.
Похожие игры: Portal, Narbacular Drop, TAG: The Power of Paint.
Мультиплеер: Интернет, split-screen.
Минимальные системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,0 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта уровня GeForce 7600GT или Radeon X800; 10 Гб свободного места на жестком диске; интернет-соединение.
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,5 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня GeForce GTX 280 или Radeon HD2600; 10 Гб свободного места на жестком диске; интернет-соединение.
Возрастной рейтинг ESRB: Everyone 10+.
Официальный сайт игры: www.thinkwithportals.com.
«Portal был стендом для испытаний. Portal 2 – это игра».
Даг Ломбардии
Компания Valve – это настоящий феномен. Вот уже на протяжении многих лет эти люди умудряются двигать индустрию вперед и с каждым годом удивляют все больше и больше. Гейб Ньюэлл, похоже, имеет очень полезное качество – он подмечает гениальные идеи среди тех, которые многие поспешили назвать полным бредом, и, несмотря на критику, каждый раз выходит победителем. Очередное их спорное решение, странный поступок или заявление зачастую осуждается сообществом, чтобы потом стать революционным и задать новый вектор развития для целых жанров. Названия здесь перечислять будет бессмысленно – вы, вероятно, и так их все знаете.
Portal была гениальной головоломкой: стильная, умная и красивая – она покорила многих игроков и по праву заслужила награды от большинства критиков. Самое при этом забавное – это тот факт, что она не являлась полноценной игрой в привычном понимании. Не хватало сценария, персонажей, хоть какого-то разнообразия или действа – первая часть была пробой пера, скелетом, на котором не хватало многих жизненно важных органов.
Сиквел – это действительно качественный, увлекательный и по всем параметрам выдающийся проект. Основная механика изменилась слабо, но к революционному пазлу добавились такие вещи, как сюжет и интересные герои, да и события наконец-то выползли за пределы стерильной и немного приевшейся лаборатории Aperture Science.
A торт то был!
Стартует игра спустя десятки или даже сотни лет после первой части. Торт съеден, GLaDOS мертва, а история Гордона Фримена, вероятно, уже давно подошла к своему логическому завершению. Зато главная героиня, Челл, по-прежнему живее всех живых и даже не изменилась. Пробыв долгое время в анабиозе, она очнулась все такой же красивой, скучной и безмолвной, да и цель ее осталась той же – стать свободной. Впрочем, насколько молчалива и «проста» главная героиня, настолько харизматичными и болтливыми получились остальные персонажи.
Старая знакомая GLaDOS в исполнении Элен Маклейн, презабавный и глупый (в хорошем смысле этого слова) робот Уитли, да голос давно усопшего создателя лаборатории Кейва Джонсона будут развлекать на протяжении всей игры. Каждый диалог, каждая фраза из уст этих героев гарантированно заставят вас если не смеяться, то уж точно улыбнуться. Юмора стало куда больше. Шуточки про торт ушли в прошлое, но персонажам по-прежнему есть что сказать.
Наша давняя «подруга» из первой части не пропустит повода как можно больнее уколоть главную героиню и посмеяться над ней, «голубоглазый колобок» не раз поразит вас «высоким» уровнем IQ, ну а подлый изобретатель всей научной станции, даже будучи мертвым, умудрится подпортить жизнь и рассмешить.
Сюжет прекрасен. Он неоригинален и лишен интриги – предугадать любой сюжетный поворот можно без особых проблем, но зато у истории получается главное - захватить до самых титров и растрогать игрока до слез. Финальные сцены – это вообще что-то запредельное. Уморительные диалоги, расправа над последним боссом, ставшая традиционной музыкальная композиция в конце – это, вероятно, одни из лучших игровых сцен из тех, что были в этом году. Такое не забывается.
Занимательное «рисование»
Впрочем, главным по-прежнему остается геймплей. Если вы не играли в первую часть, то вам тем более стоит «пощупать» сиквел – он перевернет представление о жанре, начиная от передвижения в пространстве и заканчивая тем, как нужно делать головоломки, опирающиеся на физику.
Игровая механика достаточно незамысловата, но, тем не менее, с помощью маленького набора инструментов разработчики умудрились собрать невероятно глубокую и увлекательную игру. Здесь нет полоски жизней, нет оружия или каких-то необычных способностей, в руках у героини имеется лишь одно устройство, на котором и строится весь Portal, - портальная пушка. С помощью этого необычного и очень полезного предмета Челл может создавать порталы и гораздо легче перемещаться в пространстве. Перемахнуть через пропасть, создав на другой стороне «окно», или запрыгнуть на площадку, на которую обычному человеку забраться не представляется возможным, теперь проще простого. Сложности начинаются лишь тогда, когда речь заходит о деталях. Дело в том, что почти все локации в игре устроены так, чтобы пройти дальше было как можно труднее: двери расположены в недоступных местах, а чтобы открыть их, нужно, как правило, положить на специальную кнопку куб, который, в свою очередь, тоже может быть запрятан где-нибудь поближе к потолку. Окончательно усложняет все тот факт, что портальная пушка имеет один изъян – открывать порталы разрешается лишь на некоторых поверхностях, вроде бетона. Стоит ли говорить, что, как правило, площадок таких мало и расположены они совсем не там, где хотелось бы?
Для пущего разнообразия разработчики добавили в этот коктейль кучу интересных моментов - стреляющих по героине турелей, какие-то странные энергетические лучи и потоки, опасные для жизни лазеры, своеобразные «катапульты», бросающие персонажей на дальние расстояния, да разноцветные краски, каждая из которых обладает своими физическими свойствами. Одна ускоряет героиню, другая при касании толкает ту вверх, ну а третья может залить любую поверхность, после чего на ней можно будет создавать порталы. Особенно интересно смотрится перекочевавшая из оригинала особенность – закон сохранения кинетической энергии. С какой скоростью героиня влетает в один портал, с такой вылетает из следующего. Какое это удовольствие - прыгать с огромной высоты в один «проход» и на огромной скорости «выстреливать» из другого, созданного где-нибудь на стене, не передать словами.
Собственно, из таких деталей и состоит вся игра – именно они делают «портальный» геймплей интересным. Когда геймер впервые входит в действительно трудную комнату, загроможденную кучей различных предметов, поначалу совершенно непонятно, как это все работает и как из нее выбраться. Однако решение находится быстро, и его гениальности порой поражаешься. Под конец и вовсе продумываешь чуть ли не каждый ход, с ужасом глядя на сложнейшую, казалось, задачку, а после разгадки удивляешься тому, насколько все было просто. Из уст в такие моменты обязательно вырывается «Вау!», а в голове крутится мысль: «Как же они такое смогли придумать?»
Science Can Be Fun
Для тех, кому однопользовательской кампании покажется мало, разработчиками был заготовлен кооперативный режим. И если изначально создатели хотели просто позволить проходить основную кампанию вдвоем, то позже было решено сделать полноценную сюжетную линию, предназначенную для прохождения вместе с друзьями. Здесь и новые главные герои – два милейших робота с именами Атлас и Пи-Боди, и новая порция шуток от старых знакомых, и вообще совершенно иной взгляд на решение головоломок.
Вся игровая механика меняется, ведь вместо двух порталов у нас теперь вдвое больше, равно как и количество кнопок, которые необходимо нажать для того, чтобы продвинуться дальше. Все комнаты рассчитаны на взаимодействие двух игроков, а устроены все головоломки куда сложнее и интереснее. Каждая задачка отныне не решается без помощи товарища, а с двумя портальными пушками, конечно, все становится куда проще и веселее.
Первое время только и делаешь, что давишь друга под прессом, «отбираешь» у него порталы и натравливаешь на приятеля турели. Кроме того, благодаря дополнительной опции, никто не мешает начать мелкую драку, поиграть в старую добрую народную забаву «камень, ножницы, бумага», потанцевать в паре или передать товарищу привет, помахав железной рукой.
Как орел. На воздушном шаре
Графически игра изменилась не очень сильно – как-никак фирменный движок Source уже давно нельзя назвать молодым. Тем не менее то, как разработчики вытягивают из старенькой технологии последние соки, заслуживает уважения: выглядит проект бодрячком, придраться попросту не к чему. Особенно хочется похвалить работу со светом и потрясающий визуальный стиль. Яркие краски, отличное сочетание цветов, выдающийся дизайн – арт-директорам и всем, кто хоть чуточку причастен к внешнему виду игры, хочется пожать руки и выдать почетные медали.
Руки пожать хочется не только художникам – аплодисментов заслуживают и люди, ответственные за озвучку. Звуки в сиквеле выполняют не просто декоративную роль, а очень сильно влияют на атмосферу и впечатление от игры в целом. В связи с этим великолепная музыка, отличная работа актеров и прекрасная песня в финальных титрах выглядят весьма кстати. Браво, Valve!
Portal 2, несмотря на порой сложные головоломки, это приятное и легкое произведение. Настоящий антидепрессант и отличная комедия. В те времена, когда в играх в основном преобладают серые да коричневые цвета, сие творение воспринимается как настоящий глоток чистого воздуха на природе после года, проведенного в задымленном шумном городе. Искренне рекомендуем всем и каждому, тем более что прийтись по душе тайтл должен людям всех полов и возрастов.
Плюсы:
· увлекательный геймплей;
· неплохой сюжет;
· интересные персонажи;
· юмор;
· прекрасный визуальный стиль;
· отличная озвучка;
· кооперативный режим.
Минусы:
· «скучная» главная героиня.
Оценка: 9.5.
Вывод:
Гейб Ньюэлл и компания в очередной раз мастерски ответили на вопрос «Где же мой Half-Life 3?» Пока будут выходить такие игры, мы готовы и потерпеть…
Обзор написан по PC-версии игры
Локализация
Об отечественном переводе можно с полной уверенностью сказать лишь одну вещь: он на любителя. Титры, как и всегда, переведены весьма добротно, а вот с озвучкой все несколько труднее. Одни игроки от российских голосов в восторге, другие, напротив, не стесняются в выражениях и всячески обругивают «отечественных» актеров. Если это имеет хоть какое-то значение, то автору этих строк локализация скорее понравилась, нежели нет. Голоса в обеих версиях достаточно приятные, а уж на каком языке играть – это дело вкуса.