Обзор Помни… (Know By Heart)
Жанр: приключение.
Разработчик и издатель: Ice-Pick Lodge.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, One S, Series X/S.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5-6300U 2,5 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 560, 3 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 7 64, Core i5-7400 3,0 ГГц, 6 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 960.
Писать обзоры на игры таких студий, как Ice-Pick Lodge, — дело в известном смысле неблагодарное. Дыбовский изначально продвигал идею «игр как искусства», а куда ж в искусстве без субъективного мнения? Тем не менее, объективность по возможности постараемся сохранить — главным образом, сделав вид, что мы не знаем, кто разработчик «Помни…», и что эта игра просто еще один внежанровый и кое в чем экспериментальный проект.
Прежде всего, обращает на себя картинка игры — так сказать, «макетная»: дома-макеты, люди-манекены, нечто подобное было в антиутопической Mosaic. И эта наглядная стандартизированность оправдана, ведь место действия «Помни…» — безымянный постсоветский городок 90-х, к тому же закрытый. Застыл будто вне времени и пространства — вроде и не в прошлом, но и без заделов на будущее, вечное сегодня. И то же самое можно сказать про главного героя игры, парня Мишу: он работает на местной железнодорожной станции, хотя потенциала у него достает явно на большее, чем подобная работа. Но он плывет по течению, уверяя сам себя, что привязан к городку. Вот и очередной день начинается буднично: у соседа по пьяни отшибло память, и милиционер по кличке Монгол просит Мишу зайти к соседу посоветоваться по поводу детей последнего. Монгол — школьный приятель Миши, а все остальные из их компании еще после школы разъехались кто куда. Но именно в этот день все изменится.
Миша узнаёт, что в городок возвращаются былые школьные приятели, поздравить маму одного из них с днем рождения. Главное же — приезжает Ася, в которую Миша в школе тайно был влюблен. Размеренное повествование длится еще часа два (а всего «Помни…» проходится часов за пять), потом случается непредвиденное, сюжетный кульбит. Жители городка начинают массово забывать своих близких, причем не всех сразу, а избирательно. Власти врут об эпидемии неизвестного гриппа, Мишу же волнует только то, как бы Ася его не забыла. Концовка вызывает щемящие чувства, грустные и в то же время светлые. «Что ж, по крайней мере у нас, у всех нас было наше детство, когда мы все знали друг друга», — говорит Мише Ася… пока еще помнит.
Собственно, о возможности помнить и отпустить когда-то совместно прожитое — вся игра. Ее следует назвать бродилкой, разбавляемой время от времени разными активностями и одной мини-игрой, навязчиво повторяемой: число эпизодов со сбором фотографий превышает все возможные пределы. При этом реализована она сама по себе толково: сначала из кусочков фото собираем кусочек побольше, раза так в четыре, а потом из этих кусочков побольше собираем уже всю фотографию целиком. Изображения на кусочках переливаются, они не статичные — смотрится отлично. Но уже на пятой фотографии это надоедает, хочется чего-нибудь нового, какой-нибудь новой активности, пусть даже она и будет самой нелепой. Для игр жанровых, разумеется, нелепой — в «Помни…» все эти «будничные» активности высосанными из пальца не кажутся.
Например, донести чемодан соседки до лифта или на рабочем месте печатать (реально, с клавиатуры) пропуска, или толкать с приятелями заглохшую машину. Разливать чай в соответствии с пожеланиями каждого или тушить пожар в детском доме, помогая спасать детей. Хотя последнее реализовано не очень из-за особенностей здешней камеры: в «Помни…» в помещениях она вообще ведет себя топорно, здесь уже вопрос неудачного исполнения. А еще в игре придется ловить разбежавшихся детей и таскать грузы. И карту города собирать — не то пойдете не туда.
Но все же основная активность в «Помни…» — это погружаться в воспоминания. Те разбросаны по городу в виде скоплений опавшей листвы. По мере продвижения сюжета появляются новые такие скопления, и это не только воспоминания Миши, в какой-то момент играем за того же Монгола. Замедляешься посреди этой листвы — и на картинку будто накладывают фильтр, вокруг же появляются несколько пузырей. Это фрагменты воспоминаний, и как обойдешь их все, воспоминание «дорисуется». Все без излишнего пафоса, но со вкусом.
В игре есть и моменты выбора: выдал Миша, например, неприятную для Аси реплику — и она надулась – назавтра придется заглаживать вину. Важнейший выбор предстоит и в самой концовке — уже после того, как наступит то, что можно назвать развязкой, «новой реальностью». А перед этим будет еще и сюрреалистический эпизод, когда прошлое буквально тонет. «Помни…» представляется игрой линейной, и по большей части это так — но ближе к финалу какие-то эпизоды будут, так сказать, факультативными, что-то по невнимательности кто-нибудь, вероятно, и пропустит. К слову, диалоги в игре многим показались ненатуральными, наивно-сентиментальными. Но тон этот, думается, взят все же верно. То же и озвучка: некоторое переигрывание только работает на атмосферу.
Лучше или хуже эта игра других проектов от Ice-Pick Lodge? Это неправильная постановка вопроса. «Помни…» еще раз доказывает: студию не интересует поиск некой «золотой жилы», не интересует даже, отчего-то так кажется, конечный результат — во всяком случае, интересует меньше, чем сам процесс. Поэтому и игры у «Ледорубов» такие разные. Конкретно же «Помни…» — это хорошая бродилка с рядом активностей, которые не позволяют геймплею свестись единственно к блужданию по городку от точки к точке. Возможно, этих активностей даже чересчур. Но суть еще и в том, что именно атмосферно «Помни…» будет очень близка многим нынешним тридцати-сорокалетним. Они ведь жили в таких же дворах, проходили мимо таких же гаражей и изумлялись, какое отношение к действительности имеет бюст одного исторического персонажа. С прищуром, характерным, на прошлое — «Помни…»
Радости:
- Атмосфера
- «Макетная» картинка
- Сама тема и ее разработка
- «Нелепые» игровые активности
Гадости:
- Избыток паззлов на сбор фотографий
- Поведение камеры в помещениях
Оценка: 8,0
Вывод:
«Помни» смотрится как непритязательная бродилка, но на поверку игра оказывается глубоким высказыванием на одну из вечных тем искусства. А еще восприятие «Помни…» во многом будет определяться отношением к другим играм Ice-Pick Lodge — точнее, к самим тем принципам, которыми студия при создании своих «не-совсем-игр» вдохновляется.
Обзор написан по ПК-версии игры
U$D