Обзор Penumbra: Black Plague
Название локализованной версии: "Пенумбра 2: Дневники мертвецов"
Жанр: horror-adventure
Разработчик: Frictional Games
Издатель: Paradox Interactive
Издатель в СНГ: "1С"
Локализатор: Snowball.ru
Похожие игры: Penumbra: Overture, Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, Scratches, Half-Life 2.
Количество дисков: 1 DVD/2CD
Минимальные требования: процессор IntelAMD IV 1,5 ГГц, 512 Mb RAM, 128 Mb VRAM, 1,3 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые требования: процессор IntelAMD IV 2 ГГц, 1 Gb RAM, 128 Mb VRAM, 1,3 Гб на жестком диске.
Весьма приятно, когда полюбившееся обретает продолжение. Penumbra: Overture заявила о себе очень даже громко в прошлом году и стала тогда главным событием для узкого круга поклонников приключенческого хоррора. Неординарная — насколько нужно. Пугающая — насколько можно. Атмосферная — насколько невозможно. Кроме высокой технологичности, игра показала себя достаточно "умной" и проработанной адвенчурой. Ей не хватало самой малости — щепотки гениальности, некой мелочи, делающей из просто добротного продукта нетленку. Тем не менее, сиквел ждали с нетерпением.
По закону подлости или из-за чьего-то проклятья у создателей знаковых проектов этой ниши игропрома всегда возникали и возникают проблемы финансового характера, так или иначе отражавшиеся и отражающиеся до сих пор на этих самых знаковых. Маленькая кучка девелоперов Scratches работала чуть ли не на коленке и, только когда удалось подзаработать, выпустила улучшенную "Режиссерскую версию". Авторы великолепнейшей адаптации творчества Говарда Лавкрафта, ваяя Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, загнали себя в финансовый кризис, обернувшийся банкротством и преждевременной смертью студии — они даже полную прибыль от проекта получить не смогли. Стремный Недуг Хорроров не обошел и Frictional Games, чей небольшой кошелек за последнее время сильно облегчал, а отношения с издателем разладились. В итоге Penumbra из задумывавшейся трилогии сжалась до дилогии. Не так приятно, когда продолжение полюбившегося неожиданно оказывается заключением.
Благо, студенты-энтузиасты и сценарий переписали, и Black Plague отправили на золото, так что история отправившегося на таинственную заброшенную научную станцию в снегах Гренладии Филиппа побежала дальше своей довольно прямолинейной дорожкой.
В финале первой части, покончив с Рыжим, мы пошли к двери, через окошко которой пробивался яркий белый свет. Казалось, вот он — свежий морозный воздух, вот оно — дыхание свободы. Но стоило открыть эту дверь — и показалась горящая лампа и грязная лестница, винтом уходящая куда-то вниз. Реальный факт и одновременно метафора. Удивительным образом это похоже на сюжет "Пенумбры" в общем: вроде как он есть, искрится с надеждой, а толкнешь невидимую дверь — его нет. Есть идея, есть во многом вторичная предыстория, много лет как источившаяся под стуком клавиатуры десятков игро- и киносценаристов, про вырвавшийся вирус.
Чтобы уж как-то поправить положение, когда-то нам подсунули параноика Рыжего. Он был в единственном числе собеседником и порой развлекал. В Black Plague по этой части поживее. Все же психопат с суицидальными наклонностями — на деле скучновато, а вот молодая дамочка с приятным голосом и хорошим чувством юмора, запертая в не самом безопасном месте — это уже чертовски привлекательно. И даже больше — серьезный стимул! Пускай супермены бродят по научной базе, где вокруг только трупы и какие-то мутанты, чтобы только-то разузнать причины произошедшего, а наш герой идет спасать запертую леди.
Кроме девушки появляется еще один стимул — заставить исчезнуть новую личность в сознании Филиппа по имени Кевин, появившуюся вследствие усугубляющегося раздвоения личности. Конечно, очень забавно слушать ироничные, иногда наполненные черным юмором реплики второго "я", в то время как рядом бродят патрули, неторопливые, но нормальных и безоружных людей забивающие до смерти, в дырах стен прячутся клыкастые твари, алчущие мяса и крови. (Ничего не напоминает? А Dark Messiah of Might and Magic?) А вторая личность внутри не спит — она роется в памяти, систематизирует и классифицирует воспоминания и развлекается, как может. Почему бы враз да не лишить нас способности видеть! Это же так забавно — сразу исчезают все проблемы! А почему бы еще не поиграть со зрением, устраивая галлюцинации? "Если ты не будешь пытаться меня уничтожить, я... я дам тебе пирожок", — говорят в мозгу.
Раздвоение личности, однако, особого психологизма не привносит. Дедушка Фрейд может спать спокойно. Даже экзистенциальные кошмары, эти небольшие зарисовочки на тему Silent Hill, не создают того шизофренического духа, который вроде бы должен быть. Но его нет. Как и чувства тоски и одиночества. В Frictional Games будто боятся довести до слез или паранойи, заставить зловещие шорохи и боязнь темных углов перебраться по другую сторону экрана, боятся показать трагизм утраты. Филипп ползает в полумраке почти как Гордон Фримен, но в разработчиках не Valve, и местным Аликс и Элаю сопереживать не удается.
Единственное, что оживает в душе — ужас, страх перед темнотой, непонятным скрежетом за стеной и неопределенностью. Глубокий, пронизывающий звук, как и раньше подобно Scratches, делает всю черновую работу по доставлению острых ощущений и поднятию уровня адреналина. Выражение "зловещая тишина" обретает собственную игроизацию. Тишина оказывается страшнее металлического грохота и барабанов, а странные то ли рычания, то ли вои, раздающиеся в ней, пробирают, отбивая охоту двигаться вперед. Почти идеальное погружение благодаря чуткому эмбиенту и едва уловимым, незаметно облекающим депрессивным темам. Отключить звук — игра превратится в череду завязанных на логике и физике паззлов, скрепленных сомнительной субстанцией, некоторыми прозванной "сценарием".
Все те же паззлы "пробегай из одного конца карты в другую, потом обратно, чтобы открыть проход дальше", игры в "лего" с ящиками и дергания множества рычажков. Решение проблем чаще всего заключается в обычном логическом подходе. Ничего сверхоригинального не требуется — только внимательность и житейский опыт.
Помимо здешних задачек часто приходится побегать от погонь — и никаких боевых искусств. Дружная жалоба масс в контору разработчиков, что, мол, "киркой махать не удобно, что вы из нас консольщиков делаете и вообще экшен у вас, ребятки, ерундовенький", возымели успех. Больше не избавиться от назойливых патрулей парой-тройкой крепких ударов между глаз. Впредь - красться, прятаться за ящики и удирать со всех ног в потемках с противогазом на башке, у которого к тому же стекла грязные! С потерей самой спорной черты Overture вполне ожидаемо наладился игровой баланс и одновременно поблекла известная неформальность и вторая часть "Пенумбры" приблизилась на большущий шаг к типичным адвенчурам от первого лица. Нонконформизм вновь уступил голосу народа. Ну, или хрустящим бумажкам в его карманах.
Очень жаль, что конец оказывается так скор — едва успеваешь разогнаться. В Overture постоянно всплывал вопрос "когда же, наконец, это закончится?", здесь — "а что, кино уже финита?". Да, говорит наш внутренний голос, было хорошо, но мало. Не так часто натыкаешься на столь талантливый малобюджетный креатив, своими техническими особенностями готовый напряженно подискутировать с дорогими игровыми бомбами. Но как всякая малобюджетка, чтобы оных переплюнуть и с ликованием сбросить вниз с Олимпа, не хватает силенок, то бишь соответствующих размаха и глубины.
Впрочем, остается надеяться, что Frictional Games попадется чемоданчик, набитый зелеными портретами Беджамина Франклина, и тогда они раскроют свой потенциал полностью и, кто знает, возможно, таки совершат революцию. Пока же — лишь полутень. Ей и насладимся.
Радости:
Атмосферность
Великолепная физическая модель
Адекватные задачки
Отличные диалоги
Гадости:
Посредственность сюжета
Скоротечность
Отсутствие реиграбельности
Оценка: 7.5
Вывод: Второе погружение в мрачную реальность затерянной гренландской базы мало чем отличается от первого. И если по части баланса делишки у Black Plague обстоят еще неплохо в связи с усечением возможности подраться, да и сценарий явно поинтересней, хотя и далек от идеала, то по части запутанности головоломок и оригинальности она значительно проигрывает первому эпизоду. "Пенумбра" так и остается любопытным развлечением для юлиев цезарей, предпочитающих щекотать нервы и строить логические цепочки одновременно.
Берлинский Gosha