Обзор Okami HD
Жанр: экшен-адвенчура
Платформы: PlayStation 2, Wii, PlayStation 3
Разработчик: Clover Studio (PlayStation 2), Ready at Dawn (Wii порт), Capcom, HexaDrive (PlayStation 3 порт)
Издатель: Capcom
Похожие игры: серия игр Legent of Zelda
Возрастной рейтинг ESRB: Teen (13+)
Официальный сайт игры: /www.okami-game.com/
В хорошее мы все-таки время живем. HD-переиздания так и норовят упасть на полки цифровых и не только магазинов, а у простых смертных появляется шанс либо перепройти былые шедевры в новом формате, либо и вовсе прикоснуться к неизведанному. Okami вышла уже в далеком 2006 году на платформе PlayStation 2, наделала много шума, собрала целую тучу наград, провалилась в продажах и была похоронена. Как водится – общественность не поняла. Clover Studio распалась, одна часть бывших ее сотрудников в данный момент работает на благо Platinum Games, выпустившей свою демоническую Bayonetta, другая – на Ignition Entertainment, отметившуюся божественным апокрифом El Shaddai: Ascension of the Metatron. И в том, и в другом проекте чувствуется огромное влияние первоисточника.
Okami можно смело называть искусством, ставить на одну полку с Ico и Shadow of the Colossus и бить коробкой неверных, осмелившихся заявить, что, мол, в играх нет души, они пустые и предназначены только для убийства свободного времени. В Японии HD-порт вышел на диске, остальные страны вынуждены довольствоваться цифровой версией. А вот добавили-то, как всегда, по мелочи: подтянули разрешение, внедрили систему трофеев (куда ж без нее) и поддержку PlayStation Move. Как оказалось, большего и не надо. Уже сам факт того, что сие чудо можно запустить на современной игровой платформе без вреда для нервов и без боли для глаз, является праздником для ценителей. В хорошее мы все-таки время живем.
Как ярко светит солнце
Давным-давно, а точнее сто лет назад, существовало величайшее зло – демон Орочи, нарушавший спокойную жизнь обитателей маленькой деревушки Камики. Воин Наги, прознав, что в жертву демону будет принесена его возлюбленная, решает положить конец веку тьмы и навсегда освободить родные земли от тирании. И вот, во время неравного боя с чудищем, когда казалось, что силы уже на исходе, к Наги присоединяется белая волчица Сирануи, и вместе им удается усмирить Орочи. Но какой ценой? Отважный зверь погибает от ядовитого укуса и навсегда остается в памяти жителей Камики как величайший герой всех времен и народов.
Прошло сто лет. Конечно же, зло вновь вырвалось на свободу. Мы, в лице богини солнца Аматэрэсу (опять белый волк?), должны остановить демона, чтобы все наконец-то жили долго и счастливо. История простая, но поучительная. Сюжет размазан по 30 часам геймплея тонким слоем и в конце откровений никаких не будет. Это милая сказка, где добро обязано победить, но вот сама подача, визуальное исполнение, весь этот японский колорит, музыка заставляют окунуться в мир игры с головой и забыть о том, что за этим огромным приключение не стоит какая-то высшая цель. Здесь действительно есть на что посмотреть и что послушать. Сеттинг очень своеобразный, чуждый нам, но от этого не менее привлекательный.
Игра под завязку наполнена очень простыми диалогами, на каждом шагу встречаются персонажи, горящие желанием поделиться своими бедами, попросить о помощи или рассказать древнюю легенду. От обилия неозвученного текста порой устаешь, смысловая нагрузка минимальна, а количество повторов и разжевываний одного и того же переходит все границы. Да, здесь не произносится ни одного членораздельного слова. Весьма странный прием, но почему-то именно в Okami он смотрится очень гармонично.
Цветут цветы
Главной особенностью геймплея является возможность простым взмахом небесной кисти призвать на помощь божественную силу и обрушить ее на своих врагов. Нарисовав на экране, например, полосу, можно разрубить несчастного на кусочки, изобразив две линии – замедлить время, или и вовсе одним мазком сменить день на ночь. Доступно 13 техник, но овладеть ими всеми получится лишь ближе к финалу. Сам процесс рисования на геймпаде в разы проигрывает ему же при помощи PlayStation Move, но ничего непроходимого нет, и в целом, отсутствие сего девайса никоем образом не испортит удовольствия от игры.
Много времени белому волку придется провести в боях. Количество видов демонов, населяющих этот мир, поистине поражает воображение. В среднем с разностью в полчаса нас будут баловать очередным уникальным монстром, и так на протяжении 30 часов! И пусть большинство их них не отличить друг от друга, а уничтожаются порой они и вовсе одинаково, это не отменяет того факта, что была проделана колоссальная работа. А ведь тут есть еще и боссы, да какие! Большие и маленькие, быстрые и неповоротливые, все одинаково интересны и бросают вызов не только нашей ловкости и сообразительности, но и фантазии. Где еще вы будете спаивать саке восьмиголовое чудовище? Или драться с самураем внутри тела человека? То-то же.
Но бои далеко не все, чем придется заниматься на просторах Ниппона. Okami – это классическая Legend of Zelda, или, если хотите, так на нее похожий Darksiders, где мы перемещаемся по псевдооткрытому миру, лазаем по пещерам, ищем сокровища, а получив в свое распоряжение новую технику для небесной кисти возвращаемся в старые локации и добираемся до мест, которые ранее были недоступны. Путешествуем от одной деревеньки до другой, общаемся с местными, выполняем их поручения, долго-долго решаем какую-нибудь глобальную проблему и наматываем круги по огромной карте. Сторонних занятий тоже хватает – и рыбалка есть, и бега, и несколько листов с именными монстрами, поймать которых можно только под покровом ночи – да чего тут только нет.
Зато чего действительно нет – так это баланса. Игра неимоверно легка, чтобы умереть нужно не то, что постараться, даже специально этого порой не добьешься. В строке «деньги» постоянно стоит цифра 999999, а в любом магазине можно купить годовой запас банок со здоровьем и пить их при любом удобном случае. Единственная сложность – последний босс. Впрочем, открыв инвентарь и увидев в нем 45 бутылок зелья, восстанавливающего всю шкалу энергии, даже он не в силах помешать увидеть финал. А он тут очень хорош – поставлен неимоверно душевно, красиво и мило.
Не требует жертв
Okami из тех редких игр, на которые нужно смотреть. И не просто смотреть, глупо, бесцельно, а получать удовольствие, находить смысл в каждом мазке кисти, каждом водопаде, каждом листке. Она просто создана для того, чтобы медитировать, радоваться солнцу, бегать за бабочками, обнимать все, что движется и улыбаться всему на свете. Уж не знаем, как это все можно было сделать при помощи cell-shading (позволяет сделать картинку будто бы нарисованной от руки), но результат просто восхитителен. Художники создали огромный мир, разнообразный, восхитительно живой, поселили в нем карикатурных персонажей, добавили воды, огня и залили все это краской. Ни один другой проект в принципе не способен передать ту красоту, тот свет, что излучает Okami – не технологичный, но такой человечный.
В свое время саундтрек для игры вышел в Японии (и только в ней) на 5 (!) дисках. Расслабляющие, радостные, а порой меланхоличные мотивы слышны там и тут, музыка расплывается в сознании и с первых же минут заставляет влюбиться во все, что происходит на экране.
Okami – огромнейшее приключение. В один прекрасный момент, ближе к концу путешествия, наш друг начинает восстанавливать в памяти то, через что с ним пришлось пройти. А помнишь, мы в пасти дракона были? И как спасли то поселение? Или побывали в подводном царстве, разгадали множество загадок и разве что на луну не улетели. Сидишь и думаешь: ведь он дело говорит. Причем вспоминаешь, и, кажется, что это было так давно, чуть ли не год назад. Мы вместе нашли ту девочку, дрались с собаками, маскировались и чуть было не умерли. Редкое чувство.
Высокое разрешение
HD-порт отличный. В этот раз действительно постарались и не опозорились, как это было, например, с Resident Evil Code: Veronica, где ролики пугали размером своих пикселей и дикими тормозами. Видно, что старались, а главное – боялись. Поддержку PlayStation Move сделали, кадры в секунду очень-очень радуют глаз, никаких зависаний или потерь сохранений. Игра сумела затормозить всего два раза, да и то только там, где с эффектами чуть перебрали. В остальном же – образцово-показательный порт, продающийся также по образцово показательной цене.
Радости:
Игра визуально божественна
Приятная музыка
Большая продолжительность, насыщенность приключения
Интересные боссы
Обилие контента
Качественное портирование
Гадости:
Откровенно слабый сюжет
Примитивные диалоги
Умереть практически нельзя
Вывод:
В 2006 году Okami просто с треском провалилась. И ладно бы там игра была плохая, но ведь нет же – просто непонятая. Никем. Исправим вселенскую несправедливость уже в высоком разрешении?
Оценка игре: 9.5
Оценка HD-переизданию: 9.0
Александр Демидов