Обзор Oddworld: Soulstorm

Жанр: экшен-платформер.
Разработчик и издатель: Oddworld Inhabitants, Inc.
Платформы: PC, PlayStation 4, PlayStation 5.
Минимальные системные требования: Win 7 64, 4-ядерный процессор 1,7 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 670, 20 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, 4-ядерный процессор 2,3 ГГц, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 970.
Возрастной рейтинг: 13+.
Шесть лет назад вышла Oddworld: New'n'Tasty — довольно успешный ремейк совсем старой игры Oddworld: Abe’s Oddysee. Казалось бы, ничто не мешало разработчикам на волне того успеха выпустить также и ремейк Abe’s Exoddus. Вряд ли кто бы осудил за меркантильный подход. Но разработчики решили подойти к делу творчески — и как таковым фактом еще одного ремейка не довольствоваться. И действительно, Oddworld: Soulstorm по сути уже новая игра, с рядом принципиальных для всего странного мира Oddworld нововведений.
Впрочем, начинается все, как и в Abe’s Exoddus, с того самого момента, где события Oddysee заканчиваются. Эйб вместе со спасенными им рабами (мудоконами) бежали с мясокомбината, где жадные до прибылей хозяева решили отправить их на фарш – но, разумеется, побег только и мог оказаться, что самым началом. Преследуемый дирижаблем со злодеем Моллоком на борту и отрядами солдат-слигов, Эйб сотоварищи и мечтать не смеют отдохнуть. Мало того, из аудиокассеты, полученной несколько позже от умирающего товарища, Эйб узнаёт еще одну страшную тайну. Выясняется, напиток Soulstorm, который мудоконы привыкли употреблять, разработан нарочно для того, чтобы держать их в повиновении. Ведь перестав его пить, раб заболевает и погибает. Спасение есть: это антидот, который следует подмешать на производстве напитка. Но на эту фабрику еще попробуй доберись… Вдобавок Эйбу в руки попадает загадочный «камень хранителя», а значит, неплохо бы отыскать также и самого Хранителя.
Сюжет не то чтобы такой уж оригинальный, но со своим внутренним драматизмом. К тому же хватает кинематографичных роликов — пусть клипово, зато красиво и по-современному. Игра вообще смотрится: наконец-то имеем картинку, отвечающую времени. Правда, кого-то может смутить преимущественно индустриальный дизайн локаций, но тут уж надо понимать, что мир Oddworld — он вот такой. Шахты, заводы, сортировочные железнодорожные станции — на самом деле конфигурации уровней разнятся довольно сильно и задают разный темп игры. Где-то много препятствий, как в хардкорном платформере, где-то — упор на тактику, из-за большого количества охраны. Вот об этом и поговорим подробнее.
Как известно, главная особенность серии — надо спасать рабов-соплеменников, а не просто перемещаться от точки к точке, стараясь уцелеть. В Soulstorm под это даже подвели особый показатель, кварму, и от того, какой она будет, зависит, какую концовку вы увидите и даже — увидите ли последние два уровня в принципе. Рабы же тупые, и водить их приходится буквально за ручку, зачастую мизерными группами. Еще рабы тормозят, из-за чего приходится рисковать с теми же подвижными пилами, прессами и тому подобными препятствиями, подставляясь самому — чтобы у рабов было больше времени преодолеть вслед за нами препятствие. Все это было раньше — никуда не делось и теперь.
Зато теперь попытались превратить рабов из обузы в каких-никаких, а помощников. Попытка, если начистоту, скромная и неполноценная, но уже что-то. Например, без содействия рабов не откроешь многие двери, не запустишь некоторые механизмы. Понятно, всё им приходится объяснять на пальцах самому. Одних отводим удерживать платформу вот эту, другим даем свисток поработать, и так далее. Появилось даже нечто вроде «оборонительной коллаборации»: приказать вести себя агрессивно (пассивно), дав какой-нибудь предмет.
Успешно довести рабов до Птичьих порталов, помимо всевозможных смертельных механизмов, всячески мешают охранники-слиги. На некоторых уровнях их просто прорва. Причем, что самое неприятное, на наш призыв к группе рабов прекратить работать охранники реагируют незамедлительно, появляясь на своих постах. Момент стоит учитывать особо: с рабами, которые оказались близ нас, те не церемонятся.
Впрочем, часть охранников, наоборот, спящие — мимо таких можно просто передвигаться на цыпочках. Некоторые охранники патрулируют свои участки откровенно вяло — от них легко спрятаться в тех же шкафчиках, которых на заводских уровнях, особенно во внутренних помещениях, в изобилии. Передвигаемся перебежками от укрытия к укрытию — или создаем себе временное укрытие сами, кидая дымовые гранаты. Их, к слову, мы сами же и крафтим из подручных материалов, ведь теперь в Oddworld есть крафт. С одной стороны, это здорово, с другой — необходимость обшаривать всё подряд, от мусорок до шкафчиков, слегка напрягает. И дело не в одних материалах для крафта, на многих уровнях за проход дальше приходится расплачиваться валютой «мула», которую надо копить, собирательством и занимаясь. Благо, подзаработать можно, сдав на переработку бутылки в автомате определенного типа. Другие такие автоматы даже расщедриваются на бесплатный товар (газировка, леденец), правда, в ограниченном количестве. Проходить мимо не рекомендуется — как еще вы сделаете взрывную шипучку по новому рецепту, без чего не взорвать пол и не спуститься ниже.
Как ни странно, но Эйб в отдельные моменты волен отыгрывать пацифиста — просто связывая очередного слига, было бы чем. Это полезно, когда не хочется лишний раз привлекать к себе внимание, хотя, конечно, контролем разума в ходе медитации Эйб пользуется куда как чаще. Что это дает? Самое главное – возможность зачистить пост охраны силами одного из охранников же, после чего взорвать и его, прекратив медитировать. Выглядит бессовестной роскошью, и в самой этой возможности мы ограничены тем, что много где расположены особые энергошары, которые эту способность Эйба пресекают чем-то вроде удара молнии по сфере медитации. А даже если та и пройдет, эти же шары стараются вырубить уже соответствующего слига. Но, в целом, с помощью такого контроля решается ряд задач: дернуть покорным слигом за нужный рычаг, в частности. К слову, медитация также поднимает на уши всех слигов в округе, равно как и диких зверей в пещерах. Последнее стоит учесть, поскольку они часто спят недалеко от порталов.
Хотелось бы отметить и ряд эпизодов массового побега. Рабы (эти проходят по отдельной статистике) карабкаются вверх по металлоконструкциям, Эйб же последовательно, этаж за этажом, открывает им проход выше. На постах появляются все новые и новые охранники, начинают палить по рабам, вы пытаетесь закидать охранников взрывной газировкой или же взять одного под контроль, энергошары мечут молнии. Динамично и вместе с тем… затянуто. Как и многие уровни в игре. Пройдите шахту 1, потом шахту 2, потом 3, а они друг на друга так похожи! Вот и набегает часов тридцать, и это если целенаправленно не искать все секреты на локациях.
О другом недостатке игры сейчас говорить уже не приходится, и все же: какие-то непонятные баги на релизе, где-то прыгаешь на удачу, Эйб залетает в текстуры. У многих вдобавок еще и с сохранениями были проблемы. Между прочим, ручного сохранения на этот раз в игре нет. Зато много чекпоинтов, не просто перед каждой серьезной полосой препятствий, но часто и внутри такой полосы. В некотором роде компенсация.
Радости:
- Игровой ритм чередуется, геймплей довольно разнообразный
- Наметилось взаимодействие с рабами
- Возможность крафтить
- Красивая картинка, кинематографичные ролики
Гадости:
- Рабы все такие же тупые
- Уровни искусственно растянуты
Оценка: 7,5
Вывод:
Oddworld: Soulstorm — это определенно новый шаг для всей серии. Но шаг маленький, иные новые возможности ищешь под микроскопом. А в главном новый Oddworld мало чем отличается от предшественников, и это по-своему хорошо: проект все так же уникально сочетает разные механики в своем жанре экшен-платформер.
Обзор написан по ПК-версии игры
U$D