Обзор Обитаемый остров: Землянин

Posted by Panko on февраля 29, 2008 - 00:00

Жанр: квест
Разработчик: Step Creative Group
Издатель: "Акелла"
Количество дисков: 1 DVD
Похожие игры: "Звездное наследие", "Culpa Innata: Презумпция невиновности", Myst 5: End of Ages
Минимальные системные требования: Intel Pentium IV/AMD Athlon 1.5 GHz, 512 Mb RAM, 128 Mb video, 2.3 Gb free space
Рекомендуемые системные требования: Intel Pentium IV/AMD Athlon 2.4 GHz, 1 Gb RAM, 256 Mb video, 2.3 Gb free space

"Обитаемый остров: Землянин" — последний проект по знаменитому роману братьев Стругацких. О разработке адвенчуры стало известно давно, причем в январе 2007-го года в ВР было опубликовано интервью со Step Creative Group — создателями интерактивной истории приключений Максима Каммерера. Несмотря на обещания сохранить атмосферу оригинального произведения и предоставить интересную игровую механику, поводов для волнений за качество квеста было предостаточно. Например, шутер "Обитаемый остров: Чужой среди чужих" обернулся форменным "волкодавом" и продемонстрировал наплевательское отношение к первоисточнику. Впрочем, не будем о грустном — явных промахов у разработчиков "Землянина" до сих пор не было, а их предыдущие работы ("Звездное наследие" и "Вечера на хуторе близ Диканьки 1-2") оставили хорошие воспоминания.

Прибытие

Завязка "Землянина" один в один копирует начало "Звездного наследия". В результате аварии главный герой истории, Максим Каммерер, совершает вынужденную посадку на неизвестной планете. Осмотр места приземления позволяет предположить о существовании на планете разумной жизни, на поиски которой вскоре приходится отправляться — поломка оказалась столь значительной, что корабль взорвался.

Дальнейшее изучение планеты Саракш отличается неспешностью — геймплей не выходит за рамки привычной квестовой механики. С первого взгляда в "Обитаемом острове" угадываются черты Myst'a — на окружающий мир игрок смотрит от первого лица, а интерфейс практически не дает о себе знать. К счастью для многих, встречающиеся задачки заметно легче "мистовских" и имеют вполне логичные решения. Часть ответов на вопросы можно почерпнуть из дневника Максима — остальные подсказки озвучиваются либо непосредственно в инвентаре, либо при попытке взаимодействия с окружающими предметами.

Сохранность атмосферы оригинала обеспечивается простыми, на первый взгляд, приемами. Во-первых, закадровым голосом, который комментирует текущую ситуацию и описывает окружающую Максима обстановку. Во-вторых, записями в дневнике главного героя — порой они откровенно цитируют первоисточник. Самое любопытное скрывается в диалогах "землянина" с местными — разработчики проделали немало "внекнижной" работы, в результате чего жители планеты разговаривают по-саракшски. Насколько сложно озвучить такой текст и сохранить при этом интонацию — можно только догадываться.

Постыдного для квеста пиксельхантинга в "Обитаемом острове" немного, большинство головоломок решается благодаря логике. Что интересно, перечитанный накануне роман Стругацких практически не помог в прохождении адвенчуры — при решении очередной задачки все игроки находятся в равных условиях. Другое дело, ключевые персонажи игры, которые узнаваемы с первого взгляда и имеют достаточно четкую жизненную позицию. Крайне неразговорчивая Нола, прирожденный вояка ротмистр Чачу, добродушный Гай и кроткая Рада — все они словно сошли со страниц книги и живут новой жизнью.

Знакомых по "Звездному наследию" экшен-сцен в "Землянине" действительно не оказалось, что, на мой взгляд, положительно сказалось на геймплее. Зато крайне интересной оказалась идея смены внешнего облика. До постоянного переодевания, которое было возведено в абсолют в RPG "Трудно быть богом", дело не доходит — необходимость поиска одежды логично объясняется текущей ситуацией и не вызывает вопросов. Обещанные экшен- вставки встречаются крайне редко, не приводят к смерти Максима и смотрятся довольно-таки органично в общем контексте. Авторы адвенчуры отказались от моды на заимствование элементов из The Sims — главному герою не надо думать о еде, отдыхе и запасе выносливости. Жалеть об этом не приходится, так как внимание не сосредотачивается на мелочах и прочей ерунде.

Есть контакт!

"Самописный" движок "Обитаемого острова" вызвал двойственные впечатления. Локации, к созданию которых приложил руку Илья Чудаков(талантливый геймдизайнер Step Creative), выглядят бесподобно — деревья, трава, какие-то наросты мха на камнях стремятся к фотореалистичности и вполне могут потягаться с тем же Myst'ом. Пожалуй, лучшим комплиментом геймдизайнерам Step Creative Group станет тот факт, что большинство экранов "Землянина" так и просится на рабочий стол в качестве фоновой картинки. Но когда дело доходит до появления в кадре одного из персонажей, то тут, что называется, полный швах. Для начала, в глаза бросается рваная анимация, из-за которой собеседники походят на деревянных болванчиков. В такие моменты вспоминаются такие образчики современной контркультуры, как "Ядерный титбит 2" — с его нескладно двигающейся главной героиней. Нехорошо получилось и с детализацией моделей — не знаю, как Максима, но направленное на меня Зефом квадратное дуло пистолета чуть не заставило свалиться со стула.

Комфортному времяпровождению также мешают "жучки", не выведенные бета-тестом. Пару раз отказывался срабатывать триггер — продвинуться дальше по сюжету не представлялось возможным и через некоторое время появлялось сообщение о критической ошибке. Явная проблема у "Обитаемого острова" и с ресурсами, которые он, как и большинство отечественных игр, использует нерационально. Как и в случае со стратегией "7.62", продолжительная игра приводит к длинным загрузкам, а то и вылету в "Окошки" с сообщением о недостатке памяти. На момент написания материала патчей к "Землянину" так и не появилось — так что пока ждем.

Наконец, последние пару замечаний. Интуитивное управление и легкость в освоении игры соседствуют с постоянными поисками выхода из локаций. Вместо решения очередного паззла приходится бешено вращать камерой в поисках следующего места назначения Максима. Есть несколько вопросов и к озвучке персонажей — в диалогах встречается переигрывание или, наоборот, полная апатия к главному герою.

Безусловно, в "Обитаемый остров: Землянин" нужно играть — хотя бы ради того, чтобы узнать, как правильно делать квесты по знаменитым произведениям. Эта адвенчура хоть и не принадлежит к категории высокотехнологичных проектов, но радует отлично переданной атмосферой, яркими персонажами и интересным сюжетом.

Радости:
Атмосферность игры
Бережное обращение с первоисточником
Оригинальный подход к некоторым головоломкам

Гадости:
Отвратительная анимация
Проскальзывающая фальшь в озвучке ключевых персонажей
Плохая оптимизация движка

Оценка: 7
Вывод: Отечественный квест по мотивам одного из лучших произведений Стругацких, который ни в коем случае нельзя отнести к категории "руссо квесто". Встречающиеся недочеты компенсируются тем, что принято называть "атмосферой". Если соскучились по традиционным адвенчурам и желаете приятно провести зимний вечер — "Обитаемый остров: Землянин" станет неплохим выбором.

Антон Борисов

квест Обзор № 98
Яндекс.Метрика