Обзор Nier

Трудности перевода
Жанр: TPA
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Cavia
Издатель: Square Enix
Похожие игры: Darksiders: Wrath of War, Bayonetta, Monster Hunter Freedom
Официальный сайт игры: www.niergame.com
При первом же знакомстве Nier ведет себя довольно благоразумно, в качестве start-up ролика демонстрируя игроку концентрированную геймплейную нарезку из себя самой и оставляя возможность немедленно принять решение — стоит ли дальше самолично руководить невнятным парадом из бессмысленной кровищи, который словно проходит в голове level-дизайнеров, окрыленных болезненным впечатлением от заманчивой возможности скрестить миры современности и глубокой античности в очередной не-японской action-RPG, тем не менее, сделанной японцами.
Друг детей
В случае если ответ зрителя окажется положительным, и палец потянется сквозь аскетичное меню к кнопке «Start», Nier из благодарности вцепится игроку в горло мертвой хваткой, спеша еще в прологе явить себя во всей красе. За первые пять минут седой неотесанный протагонист с ошарашенным взглядом, оберегая захворавшую дочь, выкашивает в заснеженном мегаполисе волны эфемерных врагов, именуемых Тенями, набивает 30-ый уровень и экстерном разучивает все магические заклинания на последующее путешествие. Одолев в кульминации трехэтажного босса, Nier (это и есть имя главгероя), коснувшись подозрительного вида старого фолианта, спешно отбывает сквозь толщу времени на тысячу лет вперед в горный монастырь — возделывать огород и ловить телескопической удочкой волшебную рыбу для дочери в перерывах между борьбой с вселенским злом. Девочка смертельно больна, и ее диагноз — «вирус Теней» — выступает для отца главным мотиватором к поиску противоядия на всем протяжении довольно вялой сюжетной линии.
Вообще, интересная тенденция к «очеловечиванию» процессов брутального умерщвления виртуальных неприятелей прослеживается ныне в головах сценаристов. BioShock 2 со своей главной темой сквозного «бурения» по живому на благо любимой дочери; после — свежий Splinter Cell, сюжетно бесценная часть сериала о семейной стороне жизни Сэма Фишера; теперь — Nier. Учитывая, что здравая смысловая часть игры слетает с катушек после первой цивилизованной металлической трубы, торчащей в песчаном каньоне на пути к древнему храму бронзового века, тема отцовской любви придает хоть какое-то значение происходящей на экране белиберде.
Проблема даже не в том, что в мире Nier, кроме выполнения до смешного нелепых квестов и прослушивания одного из лучших игровых саундтреков, абсолютно нечем себя занять: игра соткана из настолько грубых для адекватного восприятия геймплейных лоскутов, что ассоциировать себя с протагонистом и миром для нормального погружения крайне тяжело. Сейчас вы мчитесь на буйволе размером с грузовик по зеленой равнине, восторженно сбивая стада муфлонов на пути к затерянной в вековых песках огромной фабрике, охраняемой батальоном роботов. За сворачиванием механической шеи тамошнему главарю следует письменный вызов в резиденцию юного незрячего графа. Палитра зачем-то меняется на черно-белую, из всех щелей старой усадьбы сквозит первым Resident Evil, и приключение заканчивается поколачиванием волшебной книги в потаенном зале. После, налюбовавшись в каменном городе Пирамидоголовых из Silent Hill 2 на дорожные знаки «STOP» в палатках, торгующих допотопными орудиями труда, недоуменно чешешь затылок и оглядываешься в поисках признаков вменяемости гейм-дизайнеров. Те в ответ — после сюжетного перелома ближе к середине игры — невозмутимо отправляют бедного папашу бегать по второму кругу по тем же локациям. Видимо, в качестве проверки на прочность. И, как показывают многочисленные отзывы здравомыслящей части интернет-общины, большинство от этой проверки вежливо отказываются.
На два с половиной вида врагов, не считая боссов, приходится столько же комбинаций из атак холодным оружием. Тесаки раз за год появляются в лавке местного кузнеца одиночными экземплярами, и при старательном апгрейде с любым единожды выбранным из них можно легко добраться до титров. По мере продвижения Nier обрастает разнополыми компаньонами, преимущественно душевными и физическими инвалидами, у которых в свободное от нытья время (в основном ближе к встрече с боссом) просыпаются недюжие боевые способности, — и на экране начинается очередное массовое избиение с декалитрами крови, льющейся из полупрозрачных вражеских туш.
Справедливо рассудив, что негоже лишать главгероя собственной уникальной атрибутики, умельцы из Cavia проявили изобретательность и не стали приторачивать ему очередную жестяную клешню или джет-пак. Обосновать львиную долю сюжета и выступить гидом в мире Nier призвана обыкновенного вида книжка с крайне необыкновенными способностями пронзать врагов десятком энергетических стрел и нокаутировать главарей стопудовым кулачищем. «Гримуа Вайз», — величественно придыхая, декларирует свое имя увесистый том с нелепым смайлом на переплете, и... после его уже не заткнуть. Кроме пространных рассуждений о том, как все фигово нынче в мире, играющий наслушается бородатых, но местами забавных колкостей в свой адрес и, в общем-то, чаще будет рад подобному голосовому сопровождению во время очередной скучной межлокационной перебежки за жирным квестовым маркером на миникарте. Инвентарь, журнал и статус-лист довольно аккуратно укладываются в удобное меню книги, там же хранятся «слова» — выбиваемый из противников местный аналог очков для апгрейда персонажа и оружия.
Еще удивительнее то, что подобный оригинальный ход вполне оправдал свое место в колючем синопсисе игры. Общаться с Вайзом на порядок интереснее, чем утирать диалоговые сопли остальным персонажам. Выдержанные относительной субординацией отношения книги и протагониста местами напоминают таковые из культового тандема в Planescape: Torment. Даром, что большинству это сравнение вряд ли о чем-нибудь скажет, но в общем, знайте, что получилось неплохо.
Впрочем, лучшее, что вообще есть в Nier, — это чувство такта, отсутствие кокетливого стремления понравиться на фоне довольно острых повествовательных углов и японских размеров грудей второстепенных героинь. Но честность, как известно, не всегда идет на руку. В случае с Nier — на руку разработчикам, потому как только при известной доле отрешения со стороны зрителя игра найдет своего почитателя. Даже после семи часов прохождения, когда Nier, наконец, разворачивается к зрителю не обезображенным сюжетно лицом и достает из загашника пару достойных решений в виде весьма оригинальных текстовых квестов, это походит скорее на брошенный разработчиками спасательный круг уставшему барахтаться в унынии игроку.
Со своим уставом...
Если открыть календарь релизов с начала года и сопоставить графы издателей/разработчиков с жанровыми категориями — картина напоминает период «Британского вторжения». Гиганты индустрии попеременно бьются лбом о закрытые двери желанных сегментов рынка конкурентов, на экспансию чужих сеттинговых вотчин тратятся огромные человеческие и денежные ресурсы, а общественность, пристально наблюдающая за всей этой истерией, время от времени награждается интересными и оригинальными проектами.
Здесь же Square Enix, ожидаемо бросившая основные резервы на тринадцатую часть своей дойной коровы под названием Final Fantasy, сильно дала маху, наивно полагая, что насквозь пропитанная бюджетными соображениями попытка придавить западную аудиторию прокатит, если для этого будет достаточно скормить той ее любимое слово «f*ck», выкрикиваемое пышной барышней с экрана в игре, по большей части прилежно копирующей далеко не лучших представителей жанра.
Радости:
Музыка
Комфортный интерфейс
Книга-союзник
Гадости:
Сопливый сюжет
Протяженность
Бедность окружения
Однообразие противников
Слабая боевая система
Оценка: 5.0
Вывод:
Выпад в никуда с традиционным японским букетом проблем как следствие неудачной адаптации исконно личного жанра под интересы любителей серий вроде God of War.
Обзор написан по Xbox 360-версии проекта
Антон Шидловский