Обзор Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide
Игра: Neverwinter Nights: Shadows of Undrentide
Жанр: RPG
Сайт игры: http://nwn.bioware.com/shadows/
Разработчик: BioWare
Издатель: Infogrames
Системные требования: минимальные — Windows 98/ME/2000SP2/XP, Pentium II 450 MHz or AMD K6 450 MHz, 600 MB места на жестком диске, 8X CD ROM или CD/DVD ROM Drive, DirectX version 8.1, 32 MB TNT2-class OpenGL 1.2 compliant video card, DirectX certified sound card;
рекомендуемые — Windows 98/ME/2000SP2/XP, Pentium III 800 MHz or AthlonTM 800 MHz, 600 MB места на жестком диске, 8X CD ROM или CD/DVD ROM Drive, DirectX version 8.1, NVIDIA GeForce 2/ATI Radeon, DirectX certified sound card.
Поддержка мультиплеера: IPX or TCP/IP via LAN or Internet
Не то чтобы я не спал ночами, недоедал и забывал о личной жизни, играя в Neverwinter Nights, но эта игра действительно затягивает и заставляет тратить тонны мегакредитов на Интернет (ибо расчет биоваровцев был именно на мультиплеер). Официальную кампанию проходить по пятому разу — это для истинных шизиков. Ну, не блещет она супернавороченностью, закрученными интригами, неожиданными поворотами сюжета и нелинейностью. Добротное такое приключение, правда, на троечку с плюсом, для тех, кто в РПГ-то до сего времени и не играл, а начал сразу с "Ночей Невервинтера".
И вот, устав от бесконечных "плеер против плеер" на аренах GameSpy и довольно скудной "ролевки" на российских серваках "персистент ворлдс", я стал ждать выхода официального адд-она с сингл-сюжетом и кучей новых плюшек, касающихся персонажа, его умений, навыков и заклинаний. И вот заветный компакт у меня в руках.
Великая игра и "мелкие" пираты
"Русский проект"... Все права защищены. Странно как-то. Пираты свои права защищают... Хе-хе. Не доверяю я пиратам, уж лучше бы просто "содрали" английскую версию. Так вот, первое разочарование: такого убогого оформления компакта (я не об обложке, а о внутреннем содержании) я давно не видел. Программа инсталляции просто разархивирует игру (уже с оригинальной Neverwinter Nights) на жесткий диск. И все. Как будто кто-то "зажал" установленную на своем "венике" игру и залил ее на матрицу — такое вот впечатление. По запуску сразу обнаружилось, что шрифты высокого разрешения отсутствуют, опять, значит, скачивать из Интернет... Отсутствуют и текстурные паки на 32 и 64 мегабайта (есть только на 16 Мб, но это же не дело, не у всех же старенькие TNT). "Русский языка" у "Русского проекта" дик и разнообразен. Обычные несоблюдения падежей и родов сопрягаются с такими выкрутасами доморощенного перевода, что аж в глазах темнеет. Ну да ладно, хорошо хоть можно при инсталляции выбрать английскую версию (единственная опция). Ставим снова. Уф. Не обманули, точно английская. Текстурные паки были использованы из оригинального "Невера" путем нехитрых манипуляций. Шрифты скачаны и переписаны куда следует. Но негативное впечатление все же осталось. Господа пираты, уж делаете, так делаете достойно, чтобы сразу же можно было играть без проблем. Но играть-таки можно и страшно хочется. А посему вперед, в "Тени Андерентайда".
Кто я? Где я? И зачем?
Себя мы осознаем как ученика известного приключенца и странника, мага по имени Дроган. Живем мы в деревушке Хиллтоп, на отшибе цивилизации, куда неспокойная судьба закинула наше бренное тело до вселения в него нас любимых. Итак, эльф, мужчина, вор... 123 года. Старший ученик Мастера Дрогана. Предстоит последнее испытание. Но на учителя-мага нападают (знакомо-знакомо, Асприн) дюжие кобольды. Упс. Гном положил целый полк этих "домовят", но и сам пал, получив удар отравленного кинжала в незащищенную спину. А ученики тем временим прохлаждались. Подоспев совершенно не вовремя, всем скопом отбили полутруп учителя у кобольдов. И тут обнаружились три вещи. Во-первых, Дроган жив, но еле дышит; во-вторых, в доме появился новый член семьи — "харпер" Аяла (помогла отбиться от супостатов и лечит теперь дядьку от болезней до полного выздоровления); а в-третьих, обнаружилась пропажа каких-то могущественных артефактов, за которыми, как оказалось, кобольды и приходили. Ничего не поделаешь, начнем искать, ибо никто больше на это не способен. А мы, так сказать, в очередной раз избранные (конечно, у неписей-то (неигровых персонажей) и прочих некультурных героев "сэйв гейм" нету).
Выбираем себе помощника из числа учеников мага (а это туповатый и красивый паладин, гм... паладинша, недоросль-хафлинг, по совместительству вор и дикий полуорк, вы не поверите, колдун, с харизмой 16! — просто чудо). Девочка-паладин сразу отказалась путешествовать, сославшись на несостоятельность и личные проблемы. Ну что же, мой зеленокожий харизматичный друг, собирай свои мэджик миссайлы и в путь, на поиски сокровищ. И чем только все это закончится? Что было дальше, рассказывать не буду, и не простите, а то неинтересно играть будет. Скажу только, что Биоваре не зря делали три вида местности. В пустыню мы точно попадем. На раскопки этого самого Андерентайда. Все, чур меня, чур. Молчу.
Что-то новое
Что нового принесут нам приключения на севере Забытых Земель? Сразу бросается белизна вокруг. Яркость бы поменьше сделать... А... это новый тайлсет, зимний. Снег, снег... на снегу следы, все белое и плоское. Есть еще пустынный. Тоже плоский, только желтый и с дырками в земле — логововами скорпионо-людей. Нет, тайлсеты новые мне решительно не нравятся. Ну да ладно, не графика в РПГ главное, хотя она все же на очень приличном уровне. Пришло время осмотреть себя любимого.
Любование и прощупывание
Адд-он принес нам, кроме трех новых тайлсетов, множество отличных "плюшек", касающихся профессии и умений персонажа.
Итак, мы имеем внушительный список новых "фитов". Тут вам и "бой в слепую", и "повышенная инициатива", и "быстрая перезарядка" (для увеличения количества атак из арбалета до уровня лука), и много чего другого, что-то около тридцати штук. Из новых умений выделю "кувырок" (проверка на избежание атак при возможности), "оценку" (проверка лояльности продавца в магазине) и "создание ловушек". Заклинаний так вообще до дури — пятьдесят. Перечислять все не имеет смысла, так как разбираться в этом намного интереснее, чем читать. Подробней остановлюсь на престиж-классах. Их пять. При развитии персонажа мы можем выбрать элитную профессию, не доступную по старту. Для этого персонаж должен достичь определенного умения в какой-то области и отвечать нескольким реквизитам. Например, чтобы стать "убийцей", нам следует быть исключительно злым дяденькой (или стервозной тетенькой) и иметь скилл-рейтинг в умениях "прятаться" и "бесшумной ходьбы" минимум восемь пунктов. Если это у вас есть, то выбор за вами. Итак, подробнее о престижах.
В "шэдоудансеры" пойду, пусть меня научат
Тайный Стрелок (Arcane Archer). Командир эльфийских военных отрядов, Тайный Стрелок — это воин, научившийся использовать магию для дополнения своих воинских способностей. Воины, следопыты, паладины и варвары могут становиться Тайными Стрелками и добавляют при этом немного магии к своей силе. С другой стороны, маги и колдуны выбирают этот престиж-класс, чтобы добавить бойцовские качества к своему арсеналу умений. Этот перец, как вполне понятно, специализируется на луках и магии. Создание супернавороченных стрел — вот его конек. Тут и энчанты (до +5), и стрела с самонаведением, и стрела смерти, которая убивает насмерть, и магия, конечно.
Ассассин ("Убийца") — это мастер быстрых смертоносных ударов. Он скрытен и невидим. Ассассины также мастера проникновения в запретные зоны. Их часто привлекают для работы шпионов, информаторов, убийц или мстителей. Их тренировки в скрытности, знании яда и темных искусств позволяют им выполнять миссии смерти с шокирующей, даже ужасающей точностью. Убийца славится возможностью нанести смертельную атаку, которая парализует противника, и если не добивает сразу, то дает возможность проводить скрытые атаки снова и снова. В дополнение к обычным способностям убийца обзавелся магическими. Возможность колдовать "Призрачный Вид", "Тьму", "Невидимость" и "Улучшенную Невидимость" — сильное подспорье для любого воина тени.
Blackguard ("Черный Охранник") воплощает зло. Это смертельно-опасный воин, квинтэссенция черного рыцаря. И этот злодей полностью оправдывает свою репутацию, сотрудничая с демонами и дьяволами, поклоняясь темным богам. Черного рыцаря ненавидят и боятся все. Некоторые зовут их анти-паладинами из-за их полностью злой сущности. Большое количество хитов, возможность обращать нежить, пользоваться "вредными" заклинаниями ("нанести рану", "болезнь" и т.д.) и небольшая (+3d6) скрытая атака делают его очень опасным противником добра и порядка.
Harper Scout ("Разведчик Арфистов") — это член секретного общества, предназначенного для борьбы со злом, накопления знаний и поддержания баланса между цивилизацией и природой. Арфисты изучают тайную магию и многие умения для использования в шпионаже, укрывательстве и добыче информации. Многие Арфисты — барды, но это не означает, что рейнджеры, воры, колдуны и маги не могут стать Арфистами. Все эти классы разносторонни и мобильны. И у всех есть возможности для управления другими, сопротивление ментальному воздействию, прекрасное восприятие и таланты для решения проблем. Не все Арфисты являются членами секретного общества, поскольку предпочитают свободу, чем организацию по правилам. Возможность выбрать "ненавистного врага", сверхъестественные способности (увеличение спас-бросков, создание зелий) и тайная магия (сон, кошачья грация, невидимость) позволяют Арфисту выживать в самых невероятных ситуациях.
Shadowdancer ("Танцор Тени" или "Танцующий в Тенях"). Действуя на границе света и тьмы, Танцующие в Тенях являются быстрыми мастерами обмана. И если вы их встретите, то не доверяйте им ни в коем случае. Воры, барды и монахи становятся отличными Танцорами Тени, однако воины, варвары, рэйнджеры и паладины также находят возможности этого престиж-класса очень полезными. Маги, колдуны, клирики и друиды предпочитают защитные способности Теневых Танцоров, поскольку тогда они могут колдовать в безопасности и быстро уходить в тень. Несмотря на свои связи с тенями и обманными трюками, Танцующие в Тенях чаще добрые, нежели злые. Они могут использовать свои широкие способности как пожелают. Некоторые используют свои возможности для развлечений. Другие же промышляют воровством, используя свои таланты для проникновения в стан врага и устранения противников. Все Танцоры Тени поддерживают ауру таинственности среди людей, которые никогда не знают, чего от них ждать. Набор умений и способностей впечатляет. Возможность прятаться в тень на глазах у противника, воровские фиты (улучшенное уклонение, бросок защиты, сонный разум), Теневое уклонение (маскировка, снижение урона и повышение Класса Брони) и вызов Тени в помощь — все это делает Теневого Танцора самым интересным и одним из самых сильных персонажей.
Разнообразие
Вот такие они, наши элитные воины. И что самое интересное, все новые "плюшки", включая фиты, умения, магию и, конечно же, престижы, доступны не только в адд-оне. После установки дополнения мы с таким же успехом можем увидеть все это и в первой официальной кампании, посвященной спасению города Невервинтера, и играть с этим всем, само собой, в любых созданных или фанатами, или самими биоваровцами модулях.
А вот теперь, собственно, о процессе игры и обо всех новшествах геймплея.
Гноллы в сугробах
Как я уже писал выше, в дополнении мы можем видеть три новых тайлсета. Это зимняя равнина, пустыня и руины. Их появление обусловлено сюжетом. Ведь начинаем мы на далеком севере Забытых Земель, продолжаем путешествие в жаркой пустыне, разыскивая город древней цивилизации Нетерил и, собственно, бродим по руинам этих самых городов и весей. Но тайлсеты красотой, на мой взгляд, не блещут. Они какие-то плоские, однотекстурные, что ли. Объекты навроде следов или дырок в песке смотрятся как приклеенные. В общем, тайлами я остался не доволен. Но это не портит общего впечатления от игры. Ведь, кроме графической составляющей, в адд-он добавили еще кучу всего. Новых монстров, например. Это и кобольды, которых мы видели раньше, но они еще не фигурировали нигде толком, и гноллы (вот кто мне понравился — то что надо и рожа, и доспех), и люди-скорпионы, которые возмутительно пищат и оставляют после смерти кусок жала, применение которому я, впрочем, пока не нашел. Но самое-самое это, конечно, Pit Fiend — дикий демон, гроза небесных мстителей и повелитель бесов. Это просто супер. Надо видеть. Около 20 новых монстров нам придется резать, кромсать, сжигать, отравлять и отстреливать.
Нелинейные квесты линейного сюжета
Все действо не превращается в тупой хэк'энд'слэш. Даже наоборот. Квестовая составляющая меня искренне порадовала. Практически каждое задание имеет несколько способов решения. Нелинейность в каждом отдельно взятом квесте — это то, что надо отдельно взятому ролевику. Притом решения делятся не просто по подходам и выполнению, но еще и по шкале "добро-зло". И практически после каждого совершенного вами действия будет меняться ваше мировоззрение. И не только в сторону добра или зла, как в оригинальном "Невере", а и по линейке "законник-хаотик". Покарал пленных кобольдов, напавших на деревню (перерезал как свиней), — получите 10 пунктов в сторону законника, но и 5 в сторону злой стороны. Потихоньку приучаешься отвечать за свои поступки, так как отношение к герою со стороны неигровых персонажей тоже динамично меняется. Ублажил сладкими речами торговца в магазине, спас его дочку — вот тебе и поблажка, и любят нас, и цены ниже. Лепота.
И все-таки, опять же о нелинейности квестов. Один пример, не удержусь. Но зато какой! В районе предгорьев рядом с деревней Хиллтоп один фермер (милый такой гном) просит спасти его милую дочурку из лап дикого великана, который упер ее в свое логово. И тут нам открываются интересные возможности. Во-первых, можно уговорить великана отпустить девушку (используя умение "убедить"). Можно потолковать с пленницей (или пробравшись мимо великана в невидимости, или попросив его перекинуться с девушкой парой слов) и в приготовленную ей еду подсыпать снотворное (это во-вторых). Или, в-третьих, обмануть девушку, состряпав (если есть возможность и ингредиенты) яд и опять же подсыпать в еду, но уже убив великана. Или, в-четвертых, совсем просто и банально прикончить болвана-гиганта, не заводя с ним разговора. Или замучить великана демагогией, когда выяснится, что девушка нужна ему в качестве жены и он ждет, когда она подрастет, и, соответственно, убедить его, что она мало того что не подрастет, так еще и гном в придачу, что поспособствует к безвозмездному отпущению девицы на волю. И такие квесты (или почти такие) встречаются на каждом шагу. А что до диалогов, так это вообще сказка. Все диалоги не линейны и от каждого зависит какая-либо мелочь. В общем, теперь я могу без зазрения совести сказать, что Ночи Невервинтера — Ролевая игра (именно с большой буквы).
Обаятельный полуорк с тупым искусственным интеллектом
Да уж, если вы хотели, чтобы наши помощники начали нам действительно помогать, а не просто таскаться рядом и путаться под ногами, то предлагаю закатать губы и в очередной раз ставить патчик с улучшением АI как монстров, так и хенчманов. Не все так плохо, конечно. "Хенчи" обзавелись своим характером (склочная ворюга и харизматичный надутый эгоист полуорк с манией величия), выраженным в довольно объемном количестве диалогов. Научились более или менее воевать (повторюсь, далеко не так, как хотелось бы, и не так, как обещалось разработчиками) и позволяют теперь нам шарить по своему рюкзачку, что не может не радовать. Они все так же дают ценные указания, правда довольно часто без спроса. Они встревают в разговоры с неписями. Они колдуют огненные шары и открывают замки. Они обижаются на наши подлости и уходят куда глаза глядят. Они ругаются и орут, чтобы их вылечили, но при этом кидаются от монстра к монстру, нанося им единичные удары (нет бы на одном сосредоточились). Но если поставить апдейт (а скоро, я надеюсь, ребята выпустят подходящий к "Теням Андерентайда" релиз), то они станут такими лапочками, что прямо стой в сторонке и любуйся.
В качестве заключения
Что я могу сказать? 20 часов геймплея — это слишком мало. Хочется еще. Но все новые навороты и дополнения ведь никуда не денутся. А пройти сценарий можно не один раз. По крайней мере стоит отыграть как хорошего парня, так и плохого. Да и о хаотичном нейтрале забывать нельзя. Все та же графика, та же музыка (местами новая и неплохая, заметьте), те же системные требования. Но... Это новая игра. Это роли, это квесты, это престиж-классы, это заклинания и умения. Это суперсистема D&D третьей редакции. Это новая игра на не успевшей надоесть платформе.
Знаете, а я в Интернете вычитал, что готовится супер-проект по переносу сюжета Baldur's Gate II на платформу Neverwinter Nights. Знаете, чем это нам грозит? Отвечу словами "подсказки" из BGII, которая появляется при подгрузке новых территорий или сохраненных игр: "Ваши персонажи не нуждаются в еде. В отличие от Вас. Не забывайте иногда хотя бы перекусить. Мы не хотим терять самых преданных наших игроков"...
Оценки: Графика: [6/10] (ничего нового, тайлсеты довольно корявые)
Звук:[8/10] (как обычно у Биоваре, на довольно высоком уровне)
Оригинальность: [10/10] (высший балл за нелинейность в квестах, подходах к их решению и динамичное изменения мировоззрения как по шкале "добро-зло", так и по "законник-хаотик")
Игровой интерес: [9/10] (ждали, играем с удовольствием, общественность хвалит, лучше, чем оригинальный НвН)
Общая: [8,5/10]
Макс Магляс AKA Тайлер