Обзор Necrobarista Final Pour
Жанр: визуальная новелла.
Разработчик: Route 59.
Издатели: Route 59, Coconut Island Games, PLAYISM.
Платформы: ПК, macOS, PlayStation 4, PlayStation 5, Nintendo Switch, Apple Arcade.
Минимальные системные требования: Win 7 64, процессор от 2,5 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon ATI 7950, 3 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 960.
Возрастной рейтинг: 17+.
Так совпало, что сразу два моих обзора в сентябрьском номере «ВР» написаны по играм, главной темой которых является смерть. Где-то на страницах журнала найдете неплохую пародию на «Зельду» под названием Death’s Door, а ниже рассмотрим визуальную новеллу от команды Route 59, ранее релизов не имевшей. Очередной дебютант в игровой индустрии оказался неоднозначным, хотя Necrobarista: Final Pour и пытается косить под нечто уникальное.
Во многих культурах, мифологиях и религиях душа после смерти не сразу улетает в Ад или Рай. Всегда есть промежуточный этап, своеобразное чистилище или лимб. У древних греков перевозчиком через реку Стикс выступал Харон, аналогичные персонажи присутствовали у майя, римлян, дотракийцев и не только. У умершего было ограниченное время, чтобы оставаться в мире живых до безвозвратной переправы, а само путешествие обязательно стоило символических денег. Их по традиции клали в гроб во время похорон.
В мире Necrobarista таким переходным местом является Терминал в австралийском кафе, куда заходят как живые, так и мертвые посетители. У таких сущностей есть всего 24 часа на отдых, после чего начнется путешествие в загробный мир. Весь этот период видит их исключительно персонал кафе. Часы можно продлить, выиграв в карты (в подвале даже организован игорный клуб) или выменяв у администрации каким-либо способом.
Нынешняя владелица кафе по имени Мэдди – добрая и веселая девушка, которая с радостью продлевала часики всем желающим. Без корысти и сугубо из альтруистических побуждений. Однако подобные действия негативно отражались на балансе сил во вселенной, поэтому должок записывался на счет кафе. К началу истории долгов набралось аж на 600 часов. Вскоре из Совета Смерти, регулирующего баланс, в заведение прибил консул-коллектор, желающий любыми способами выбить долг.
Вся постановка разбита на два акта по пять глав в каждом. Плюс интерлюдия и эпилог, эксклюзивные для издания на Nintendo Switch. Концепция кинетической визуальной новеллы предполагает минимальное вмешательство в ход событий. Так оно и получается: одной кнопкой перелистываем сценки и читаем реплики. Диалоги поставлены неплохо, фразы всплывают не внизу экрана (как обычно бывает в таких произведениях), а могут появляться у рта персонажа, мелькать над головой (если это мысли), резко увеличиваться в размерах для подчеркивания накала событий и т. д.
Умершие посетители сохраняют в памяти отдельные факты из жизни, но не знают о причине своей смерти. Ими движет желание поскорее докопаться до сути, восстановив в памяти главное. Кто-то из несчастных получил травму на футбольном поле, ударившись о перекладину ворот головой, а другой попал в автомобильную аварию, не сумев вписаться в поворот после бурного застолья. Но причина гибели отражается и на восприятии этого загадочного лимба в виде кафе. Для кого-то здесь наступает временный уют и покой, а другим постоянно мерещатся зловещие тени, не сулящие ничего хорошего в дальнейшем путешествии. Догадайтесь сами, как эти люди уходили из жизни. Каждому выпало персональное чистилище. Идея отличная, но ее почти не развивают.
Воспоминания открываются необычным способом. В диалогах периодически возникает термин, подсвеченный желтым цветом. По нажатию на ZR мы читаем пояснение, а само слово сохраняется в памяти. В конце главы ими и разблокируются скетчи: забавные и нудные, короткие и растянутые на добрые 20 страниц. Общую атмосферу проще описать словом «меланхолия». Основной сюжет развивается неспешно, персонажи часто дискутируют на сторонние темы и вообще забывают о происходящем. Владелица кафе перестает думать о долге, а посетитель, собирающийся покинуть Терминал и двинуться дальше в мир мертвых, тратит последние часы на бессмысленные дискуссии.
Правила кафе Мэдди для персонала:
|
Отдельно хочется отметить девочку Эшли, помогающую Мэдди в повседневной рутине и обладающую талантом Энакина Скайуокера из «Скрытой угрозы». Малышка смастерила троих роботов-официантов, оживив их путем… помещения душ умерших в пивные бутылки и пакеты из-под молока. Не ищите в этом логики. Ближе к финалу первого акта открывается «Режим рисования», в котором можно раскрасить этих роботов. Все нарисованные на них линии останутся и будут воспроизведены в последующих кат-сценках. Фича бесполезная (как и сами персонажи), но забавная.
По скриншотам может показаться, что Necrobarista выполнена в формате последовательных слайдов и нарисована в 2D, вроде заставок из Catherine: Full Body. На деле же она полностью трехмерная, поскольку на грибки Joy-Con можно слегка смещать камеру, а порой и рассматривать сцену под углом. Озвучка отсутствует полностью, анимация включается лишь в отдельных эпизодах. Поэтому чаще любуемся на статистов с изменяющимися при перемотке слайдов позами и выражениями лиц. Почему так? Полагаю, что дело в скудном бюджете.
Хождение по локациям с видом от первого лица открывается в перерывах между главами. Можно подходить к персонажам, читать их дополнительные истории, а также осматривать предметы. В теории это должно вносить разнообразие, а на деле записки пестрят графоманией. Изредка подобные мини-сюжеты действительно интригуют или предлагают отменный черный юморок. Вспоминаются отзывы о заведении из Интернета, распечатанные и повешенные на стенку у барной стойки. В них один посетитель заметил призрак женщины с ножом и наделал в штаны, а другой жаловался на странный запах разложения, исходящий из подсобки.
Для кого же создана эта визуальная новелла? Любители Danganronpa и ей подобных произведений разочаруются отсутствием вариативности и единственной концовкой, изменить которую нельзя. Если же хочется погружения в милую и неспешно развивающуюся историю, от происходящего действительно можно получить удовольствие. Графический стиль подкупает, а производительность должны улучшить в будущем. Жать на одну кнопку каждые две секунды утомляет, не помешал бы автоматический режим повествования. Чувствуются ошибки новичков в жанре, но на ошибках учатся.
Техническая составляющая вызывает вопросы, самопальный трехмерный движок плохо оптимизирован под гибридную платформу. В закрытом помещении кафе это почти не бросается в глаза, там FPS стабильный. Но стоит героям выйти на улицу, как кадровая частота резко падает. Причем происходит это именно в бонусном контенте для Nintendo Switch, отсутствовавшем в версии для Steam. Патчами огрехи подправят, но на релизе осадок неприятный. |
Радости:
- Завязка и сеттинг
- Визуальный стиль
- Постановка диалогов
- Приятная музыка
Гадости:
- Минимум звуковых эффектов и нет озвучки
- Обилие реплик, не влияющих на сюжет
- Отсутствие автоматического скроллинга
- Плохая оптимизация.
Оценка: 7,0
Вывод:
Необычный подход к жанру визуальной новеллы, минимум взаимодействия с окружением и интересные бонусы в версии для гибридной консоли. Специфическое развлечение для тех, кому хочется философских размышлений на тему жизни и смерти.
Обзор написан по версии игры для Nintendo Switch
Альберт Сипов