Обзор Might And Magic IX
IX пришествие Might And Magic IX. Вместе со стратегами (HMM4) 3DO решила осчастливить и CRPG-шников (по крайней мере, некоторых) — Might And Magic IX появилась в продаже одновременно (или почти одновременно) с четвертыми "Героями". Гордая циферка девять рядом с названием — это вам не хухры-мухры! Редкий компьютерный сериал может похвастаться таким долголетием и неувядающей популярностью среди играющей братии. Узнать, что же там такого напридумывали NWC-шники в M&M 9, вы сможете из этого ужасно пристрасного и абсолютно не претендующего на объективность обзора...
Не знаю как вы, друзья, а каждая новая игра серии M&M (начиная с шестой — ранние как-то "не вставляли") для меня — это пара-тройка недель вечернего монстрокрошения в ущерб работе и учебе, и что бы там ни говорили "хардкорные" RPG-шники ("курица — не птица, M&M — не RPG"), ну лежит душа у меня к этой серии, и все тут! Есть в M&M какой-то особый шарм, атмосфера, что ли... Так что рассказывать я буду, как уже упоминал, с пристрастием.
Сестра, скальпель...
...препарировать новинку;).
Расставлю сразу все точки над "i": таким же ностальгирующим фанатам, как и я, игру однозначно стоит купить/найти и поиграть. Всем остальным любителям RPG — по вкусу, многим может и не понравиться. Но тем не менее...
Итак, игра комфортно разместилась на двух дисках (на втором занято только 150 мегабайт, хе-хе), откуда норовит установиться на винчестер, откушав на нем аж гигабайт места. Посмотрев некрасивый до ужаса вступительный ролик, мы попадаем в отвратительно сделаную главную менюшку. Со словами "главное — не обертка, а содержание" лезем в опции и настраиваем игру под себя. Ах, да, забыл упомянуть одну из главных новых фишек — M&M 9 использует лицензированный 3D-движок LithTech (вместо кривого и некрасивого самописного). Кривости и глюков, правда, меньше не стало, зато красот новый "engine" прибавил достаточно:). Но о красотах чуть попозже, пока же разговор пойдет о системных требованиях. Из-за нового движка так весело заводиться и довольно шустро бегать на медленных машинах игра уже не будет;(. Так что для более-менее сносной играбельности в вашем системном блоке должны находиться, кроме всего прочего, процессор не слабее среднего Celeron-а (433-500 Mhz), мегабайтиков, эдак, под 128 памяти, да видеокарточка помоложе, пошустрее (например, GeForce2 MX200). Ну, а если у вас, как у меня, имеется что-нибудь наподобие Duron650/256MB/Radeon LE DDR 32MB, то беспокоиться не о чем — бегать все будет быстро и красиво. Интерфейс игры поменялся, по сравнению с M&M 6-7-8, самым коренным образом. Так что в случае "непоняток" не премините заглянуть в мануал, предусмотрительно положеный на второй диск в .pdf формате.
"Сила и Магия" за номером 9
Со времен M&M6 мы побывали в Энроте, Эратии, и, наконец, в Джадаме. Теперь место наших геройствований — Чедиан (Chedian), огромная и доселе неведомая игрокам страна. Из истории ее (выдержки есть в мануале) мы узнаем, что давным-давно в Сhedian-е существовала могущественная полуорковская урсанийская (Ursanian) империя. И все бы хорошо, да тут неизвестно откуда на головы урсанийцев свалился могущественный маг Верхоффин (Verhoffin), который построил себе башню прямо в центре страны и стал в ней, никого не трогая, починять примусы... Полуорковским государям такое нахальство чародея не понравилось, и поэтому, когда после нескольких неудачных военных кампаний против него мага еще попытались и отравить, терпение волшебника кончилось, и со словами "Злые вы, уйду я от вас" он могущественным заклинанием поровнял добрую половину Чедиана с землей и низвергся во тьму. После "Великого катаклизма" (так обозвали поступок Верхоффина историки) в Чедиане стали появляться и другие расы.
Кроме того, были найдены залежи доселе неизведанного металла Elemental Thjorad, который, как водится, был панацеей от всех бед: тяжелый, прочный, хорошо поддается магическому воздействию... В общем, конфетка, а не металл:). Конечно, те кланы, кто обладал "Тъерадом" (интересно, как "Бука" это слово переведет?;), отдавать его другим совсем не желали, а эти самые "другие" из кожи вон лезли, абы добыть себе пару-тройку тонн... Дрались, дрались, и потом разом вдруг перестали. Помирились они, и так бы и жили в мире и согласии, кабы не угроза, нависшая над всем Чедианом... Потомок одного из старых урсанийских императоров с ордами монстров легко может поработить страну и погрузить ее во тьму, если все кланы окончательно не забудут свои распри и не выступят против агрессора единым фронтом. Как вы уже поняли, роль дипломатической миссии придется играть вам, а точнее вашей славной четверке приключенцев.
Экран создания партии претерпел кардинальные изменения. И далеко не в лучшую сторону — все RPG-шные элементы в M&M в последнее время стремительно упрощаются и атрофируются, так что части, эдак, к двенадцатой, боюсь, мы получим обычный фентези-шутер "с элементами";(. Основных классов теперь только два — Figher и Initiate. Каждый из этих классов может развиваться аж четырьмя путями, хотя разницы между ними маловато — обычно она заключается лишь в возможности/невозможности получения Master/Grandmaster уровня какого-нибудь скилла. Итак, Fighter может стать либо Asassin-ом, либо Gladiator-ом, если выберет промежуточный класс Mercenary, и Paladin-ом или Ranger-ом, если выберет промежуточный класс Crusader. "Производные" от Crusader-а могут немного пользоваться магией, а от Mercenary — нет.
Теперь о магической системе, вернее о том, что от нее осталось;(. Всего магических школ теперь четыре: Elemental (объединяет ранее существовавшие Water, Earth, Fire и Air), Spirit (включает в себя "старые" Mind, Body и Spirit заклинания), Light и Dark. Заклинаний всего 48, по двенадцать на каждую школу. Много это или мало — судить не мне. Заклинания в M&M 9 принадлежат нескольким школам одновременно. Разграничений практически нет — Лич может кастовать Bless, Маг — Curse... Initiate-ы могут становиться либо Sholar-ами (после — Mage-ами или Lich-ами), либо Healer-ами (после — Priest-ами и Druid-ами).
Итак, первоначальный класс персонажа мы выбрали. Теперь дело за расой. Всего рас в M&M9 четыре: полуорки, люди, эльфы и гномы. Нетрудно догадаться, что люди — середняки, эльфы — хорошие маги и лучники, а полуорки — отличные файтеры. Гномы — ни рыба, ни мясо:). Отличия между расами минимальны — основное заключается в том, что, например, полуорку для повышения показателя Speed на один нужно потратить два скиллпойнта, а эльфу для повышения Accuracy на 2 понадобится лишь один... После приятных хлопот по генерации команды вы попадете в игру. Что вас ждет там — рассказывать не буду, дабы не сбивать интерес, но мне [пока?] сюжет нравится:).
Плюшки и вкусности
Первым делом хочется отметить графику. До уровня шутеров она явно не дотягивает, но по сравнению с предыдущими частями — это просто огромный шажище вперед. А какое ночью небо звездное — просто загляденье! Вторым делом упомянем интерфейс. Ругать его буду чуть позже;), пока похвалю. Приятно, что экран практически не загромождается (вспомним, какое маленькое игровое окошко было у предшественников M&M9) и все опции скомпанованы довольно грамотно.
Звук в M&M 9 — сила! Поддерживаются все новомодные рюшечки вроде EAX 2.0 и Dolby 5.1 %). Завидую обладателям таких систем — даже на моих двух колонках игра звучит замечательно, а что будет на шести...;) Музыка под стать. Перейду к попавшимся на глаза приятным нововведениям в геймплей.
Итак, теперь можно плавать под водой (только нужно следить за количеством воздуха, для этого появится соответствующая шкала) безо всяких там левых скафандров;). Возрождена старая традиция найма NPC — это есть весьма и весьма хорошо. Добавлена интересная возможность расстановки партийцев в отряде ("F"): например, вперед можно поставить файтеров, которые своими толстыми тушками будут прикрывать хиленьких магов:). Города нынче cтали большие и оживленные: люди снуют туда-сюда, собачки бегают за кошками и т.п. Можно заходить и обследовать изнутри здания, говорить с людьми "по-новому" — система разговоров стала похожа на традиционную RPG-шную (Baldur's Gate, Planescape: Torment). А вообще, мелких приятностей и вкусностей добавлено довольно много, всех сразу и не упомнишь. Но самое главное не они — самое главное это атмосфера. Играя в M&M, я снова погружаюсь в замечательный сказочный мир, и уже за это готов простить разработчикам все недостатки их детища. А ведь их хватает. Даже слишком...
Бяки и глюки
Стал бы я играть в M&M 9, если бы это была игра не из серии M&M? Не знаю. Скорее нет, чем да;(. Сериал "попсеет". Система магии и классов никуда не годится — такой ролеплей не серьезен;(. Графический движок глючит, как всегда, — народ застревает в стенах, сундуки открываются "на расстоянии" (через препятствие), а нередко проявляющиеся полигоны, на которые натянута текстура звездного неба, портят всю малину от созерцания этого самого неба;(. Процесс плавания также богат на визуальные глюки... Кроме того, максимальное (и единственно возможное) разрешение в игре, 800x600, давно уже "не котируется".
Практически ничего нового ни в плане сюжета (в M&M8 уже наобъединяли всех), ни в общеигровом плане в индустрию RPG девятая часть M&M не принесла. Увы. Все уже было, где-то и когда-то было. Зато Arcomage больше нет;(. Еду из игры тоже изъяли — теперь в тавернах можно лишь снять комнату и потрепаться с местным населением. К слову, физиономии отдельных образчиков "местного населения" вызывают что-то среднее между истерическим хохотом и сердечным приступом. Интерфейс — отдельная песня. Карта выполнена отвратительно, каждые несколько секунд приходится жать "М". Кроме того, на ней не отмечается "где кто", как это было сделано в прежних M&M — cие, несомненно, призвано развивать память играющего. Экран экипировки персонажа теперь тоже похож на Baldur's Gate (PS:T, Icewind Dale) — а значит, cтарые добрые огромные красивые картинки с персонажами канули в лету... Не увидеть нам теперь, как преображается паладин, одевающий Full Plate. Остались лишь малюсеничкие иконки, по которым и кликать-то противно. Хватит? Да, пожалуй, хватит. Хватит ругать и хвалить, пора делать выводы.
Оргвыводы
Играть ли в M&M 9? Если вы фанат серии, то несомненно. Старая добрая M&M-шная атмосфера скрасит вам все недостатки игры и не даст скучать. Если вы не фанат M&M, но любите качественные RPG, то девятую часть серии лучше даже не смотреть — лучше пройдите по N-ому разу Fallout, Planescape: Torment или Wizardry 8. Если же вы не знаете, что такое RPG %), любите ходить и стрелять (плюс немного читать), то M&M 9 может послужить неплохой отправной точкой для путешествия в мир CRPG. Мир, который интересен и многогранен, как сама жизнь.
Мда, хотел сначала соорудить обзор "с пристрастием", но с середины все-таки сбился на объективность. И, может быть, это даже к лучшему. "Думайте сами, решайте сами" — как поется в той песенке, ну, а я пошел играть. В несовершенный и глючный, все больше попсеющий M&M 9. В чертовски увлекательный M&M 9.
Итоги в цифрах
Графика: [7/10] Звук: [8/10] Оригинальность: [5/10] Игровой интерес: [8/10] Общая: [7.5/10]
Вывод: "Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус".
Николай "Nickky" Щетько
(nickky@tut.by)
Диск с этой игрой вы можете купить здесь