Обзор Metro: Last Light
Жанр: FPS
Платформы: РС, Xbox 360, Playstation 3
Разработчик: 4A Games
Издатель в СНГ: Бука
Издатель на западе: Deep Silver
Похожие игры: серия S.T.A.L.K.E.R., Анабиоз: Сон разума, Half-Life 2
Мультиплеер: нет
Минимальные системные требования: 2.2 GHz Dual Core - Intel Core 2 Duo, 2 GB RAM, видеокарта NVIDIA GTS 250 (или AMD HD Radeon 4000 series) и лучше
Рекомендуемые системные требования: 3.4 GHz Multi-Core - Intel Core i7, 8 GB RAM, видеокарта NVIDIA GTX 690 или NVIDIA Titan (или AMD HD 7970)
Возрастной рейтинг ESRB: M (от 18 лет)
Дата выхода: 17 мая 2013 года
Официальный сайт: http://enterthemetro.com/ru/
Простите нас за слабость душ,
За то, что глубока
Печаль кровавых луж,
За облака...
Дельфин, 6:30 AM
Человечество за время своего существования нажило кучу страхов. Боязнь высоты, боли, крови и перелетов – это лишь капля в море тысяч классифицированных фобий. Но все началось с одного – боязни темноты. Будучи еще первобытными людьми, наши предки с помощью костров и факелов отбирали крохи жизненного пространства у враждебной тьмы, в которой любой неверный шаг мог оказаться фатальным. Время прошло, люди поменяли пещеры на квартиры, факелы и костры заменились лампочками, но вот страх перед неизведанным в виде темного угла, пусть даже своей квартиры, так и остался у человека, теперь уже разумного.
И наряду с тьмой физической, в каждом из нас есть тьма душевная, которую не разгонишь светом фонарика. Социализация, общепринятые нормы c правилами и, в конце концов, человеческая мораль загоняют внутреннюю тьму глубоко в подвал подсознания. Люди остаются людьми – слабыми и подвластными соблазнам. В школе нам лукавили. История не учит нас не повторять своих ошибок. Она лишь скромно предостерегает, пытаясь остановить локомотив из человеческого тщеславия, желания отхватить теплое место под солнцем и безмерной тяги к деструкции. Новая игра по вселенной «Метро» не пытается отобрать у Истории ее тяжкую ношу. Она лишь быстро прорезается сквозь потемки человеческой души как поезд метро сквозь темноту тоннеля. Интересно? Тогда просьба отойти от двери вагона, следующая станция – небытие.
Сбегаем с Павлом из фашистского плена в еще большую переделку
Пешком по шпалам до Кремля
Поездка будет непредсказуемой, ведь сиквел презентовался как самостоятельная история в мире «Метро» с компанией ключевых лиц, во главе с Артемом, главным героем первой части. Идея интересная, но вот реализацию оценят не все. Взяв за основу «плохую» сюжетную концовку первой части (где Артем уничтожает логово Черных), авторы не стали придумывать велосипед, а вновь пустили игрока по знакомым фракциям – фашистам с коммунистами. В процессе экскурсии мы посетим концлагерь Четвертого Рейха, буквально прочувствуем на своей шкуре застенки Красной Линии, проползем по жутким и неуютным катакомбам и, конечно же, пробежимся по беспощадной и непостоянной поверхности. Оно и правильно – старый конь борозды не портит, а проверенная первой частью концепция сработает еще раз. Да и сюжет из триллера о безысходности поменялся больше в сторону приключенческого детектива, в конце которого мы обязательно узнаем страшную тайну. Куда ж без нее? Открытого мира вновь не завезли, но этой игре он и не нужен. Помня мучения разработчиков S.T.A.L.K.E.R. и внезапное закрытие студии GSC, понимаешь, что лучше небольшой, но насыщенный на события шутер, нежели затянутый и забагованный по самое «не балуй» долгострой.
Дух Half-Life 2 витает где-то рядом
А соскучиться тут не дадут. Повествование грамотно тасует игровые ситуации: только вы недавно прогуливались по станции и рассматривали ассортимент оружия, как через несколько минут уже ползете по какой-то дыре, забитой под завязку гоповатыми субъектами, еще мгновение – и вы под проливным дождем, вспоминая нехорошими словами всех разработчиков, несетесь сквозь толпу монстров под неумолимый отсчет циферблата. Такая частая смена окружения просто не дает заскучать, и только вам кажется, что все, хватит, как игра закидывает вас в новую локацию, и вы продолжаете идти до победного. Немалую роль в повышении интереса к игре сыграли кат-сцены. Их количество заметно увеличилось в сравнении с оригиналом, возросло и качество постановки.
Но все же основной упор сделан на атмосферу и дизайн. Особенно хорошо это видно на станциях. На первый взгляд, делать там нечего, кроме как покупать и улучшать снаряжение. А стоит немного побродить и поглядеть по сторонам, как вашему взору откроется множество мизансцен – отец с дочкой ловят рыбу, где-то вдалеке неудачливого рыбака утягивает под воду какой-то карась-мутант, кто-то рассказывает байки у костра, спектакль на сцене «большого театра», старик показывает детям голубя из тени. Даже в таком гиблом месте жизнь может бить ключом, да вот только сама она пропитана всепоглощающей тоской. Тоской по старому миру. Смотря спектакль на сцене «Большого», понимаешь, насколько деградировало искусство, что люди готовы аплодировать стоя дешевым сценкам, лишь бы почувствовать себя частью великого прошлого и забыть о голодном настоящем. Дети, смотрящие на голубя из тени, никогда не увидят его вживую, они думают, что это какой-то мутант. Добро пожаловать в старый новый мир. Мир с исковерканным будущим, а может быть, даже и без него. На поверхности царит совсем другая атмосфера. Пришла весна, цветовая гамма поменялась из сине-серой в желто-зеленую. В какой-то момент даже начинаешь верить, что все не так уж плохо, но небо очень быстро закрывается тучами, и на вас обрушивается сильный ливень с грозой. Уж лучше было бы сидеть в тепле метро. Невольно сам содрогаешься при виде бушующей стихии на экране.
Мелочи жизни
Подобное вживание в персонажа Артема не было бы возможным без запредельного количества деталей и мелочей, на первый взгляд просто незаметных. Например, часы, которые теперь не только показывают оставшееся количество кислорода на поверхности и степень вашей незаметности, но и реальное время. А противогаз не только запотевает при недостатке кислорода и трескается при ударах, но еще собирает на стекле капли воды, грязи и крови, которые можно стереть рукой. С той же тщательностью проработано оружие – количество пушек увеличили, и вместе с тем завезли систему улучшений в виде разнообразных прицелов, глушителей, прикладов и увеличенных магазинов. Лишних стволов, по сути, нет, и каждый найдет оружие под свой стиль игры. Плюс кастомизация позволяет еще больше подогнать ствол под предстоящее приключение. Например, сделать из пистолета беcшумную «бабаху» c прицелом ночного видения для скрытных миссий. Подходить к выбору и улучшению оружия следует ответственно – носить можно только три ствола. Главное, чтобы на все денег хватило, ведь валютой тут выступают армейские патроны, имеющие больший урон, но встречающиеся редко и быстро тратящиеся. Так что лучше лишний раз обыскать углы в надежде найти простой патрон, нежели буквально стрелять деньгами.
Ваша боевая подруга, в игре мелькает мало
Но использовать по назначению «золотые» патроны придется не так уж и часто. Даже на тяжелом уровне сложности, при определенной сноровке и должном внимании, можно вполне спокойно обходиться стандартным боезапасом. Про то, что творится на пресловутом «Ranger Mode» (максимальном уровне сложности) даже и говорить не хочется. Удовольствие, скажем так, на любителя – два слота под оружие, нельзя даже посмотреть количество патронов, тотальная смертность от любого вражеского чиха делают этот аттракцион за пять долларов сомнительным приобретением. Да-да, это не опечатка – впервые на памяти автора в игру впихнули режим сложности, который продается за деньги. Все-таки опыт Dead Space 3 на этом поприще не прошел мимо издателей. В общем, если хотите и удовольствие получить, и какой-то вызов, то играйте на «hard».
Стелс по сравнению с первой частью упростили. По сути, появилось четкое разграничение на свет и тень. На свету вас увидит любой, а в темноте можно хоть джигу перед носом противника танцевать. Он и глазом не моргнет. Порой это выливается в ситуации, когда «снимаешь» часового, а напарник, стоящий напротив в метре от него, продолжает как ни в чем не бывало курить в ожидании своей участи. Даже если героя заметят, то у него будет пара секунд, чтобы шмыгнуть в ближайший угол или пустить врагу пулю в лоб. Можно, конечно, вообще никого не убивать – архитектура некоторых уровней позволяет зайти противнику в тыл или аккуратно проползти над ними сверху. Но это удовольствие совсем уж для искушенных игроков – привычной системы сохранений нет, а чекпоинты расставлены непонятно как. И время, проведенное в прятках от противников, может быть потрачено впустую благодаря незамеченной «растяжке» в проходе.
Искусственный интеллект остался таким, как и прежде, а где-то даже и упростился. Вражеская солдатня все так же массово дохнет под вашими пулями, пытаясь изобразить подобие тактики и хоть какое-то стремление прожить дольше пяти секунд в перестрелке. Использование гранат, маневрирование, грамотное укрытие – ничего из вышеперечисленного местный ИИ толком не умеет. Проще же числом задавить. Мутировавшее зверье и подавно не проявляет сообразительности, волнами прет напролом, хорошо хоть иногда сюжет позволяет в них не стрелять. Время от времени нас сталкивают с боссами – большими и крепкими зверюгами. Весь смысл стычки сводится к немедленному определению слабых точек врага и постоянному маневрированию, иначе герой очень быстро уходит на корм. Примечательный момент: схватка с одним из боссов, медведем-мутантом, происходит на руинах Красной Площади. Градус «клюквы» зашкаливает, только еще аккомпанемента из балалаек не хватает.
Графическая начинка тоже оказалась спорной. С одной стороны, имеем великолепные уровни, с другой – модели людей продолжают напоминать сбежавшие восковые фигуры музея мадам Тюссо. Проработанная лицевая мимика, плавная анимация движений, натуральная физика падения тел сюда не захаживали. Статисты и персонажи ходят как буратинки и играют свои роли ненатурально. Особенно это касается женских персонажей. Уважаемые разработчики, сам факт наличия в игре эротических сцен еще не гарантирует того, что их можно смотреть без ладони на лице. В этом аспекте даже «Мафия» образца 2002 года смотрится естественнее. Забавно вышло, но само метро получилось живее обитающих в нем людей. Добавила дегтя русская локализация. Складывается впечатление, что актеры работали по принципу «отчитал и ушел», в особенности это касается главных персонажей. Неужели оказалось сложно найти более подходящую команду для такого проекта, а не опостылевших актеров, озвучивавших три части S.T.A.L.K.E.R.? Английская локализация хоть и грешит коверканием английских слов под «русский акцент» и пестрит крепкими выражениями, но зато воспринимается в разы лучше. Прибавить к вышесказанному повторяющиеся реплики врагов во время боя – и получим ситуацию, когда в отечественную игру лучше играть на иностранном языке. Звучит как абсурд, но все так и есть. В свое оправдание игра преподносит великолепные звуки окружающего пространства. Постоянные шумы, шорохи, скрипы, стук дождя и раскаты грома создают симфонию непрекращающегося круговорота жизни и смерти.
Демотивирует лучше любых знаков
Metro: Last Light – редкий образчик отечественной игры, которую не стыдно ставить в пример мастистым проектам. Это уникальное видение постапокалиптической тематики сквозь призму советского прошлого и нынешнего не самого светлого настоящего. Это прежде всего шоу. С кучей клюквы, пафоса и посредственным сюжетом. Но шоу эффектное, стилистически выверенное и грамотно поставленное. Даже заставляет задуматься – если не о судьбах миллионов, то хотя бы о самом себе. Побольше бы таких «Лучей Надежды» в отечественной индустрии. Эх, мечты-мечты…
Радости:
Великолепный сеттинг и атмосфера постапокалиптической Москвы
Щепетильный дизайн локаций
Отличное звуковое сопровождение
Хорошее соотношение наполнения и продолжительности
Гадости:
Посредственный сюжет
Топорная анимация персонажей
Упрощенный стелс
Платный «Ranger Mode»
Плохая русская локализация
Баги и отсутствие оптимизации для видеокарт серии Radeon
Вывод:
Лучший на данный момент отечественный постапокалипсис по ту сторону Fallout. Достойная работа над ошибками, не лишенная собственных недочетов. Разработчикам точно будет чем заняться до выхода новой части.
Оценка: 8.2
Paranoid