Обзор Метро-2
Жанр: FPS
Разработчик: G5 Software, Orion
Издатель: Бука
Похожие игры: Чистильщик, Medal of Honor: Allied Assault
Количество дисков в оригинальной версии: 3 CD / 1 DVD
Минимальные требования: 2 GHz, 256 Mb RAM, 64 Mb VRAM, 4 Gb free drive space
Рекомендуемые системные требования: 3 GHz, 1024 Mb RAM, 128 Mb (GeForce 6800/ Radeon X800), VRAM, 4 Gb free drive space
Нечасто в отечественной гейминдустрии встретишь ситуацию, когда практически уже готовую игру, с обоюдного согласия разработчика и непосредственно самого издателя, передают в руки другой, не имевшей до этого момента никакого отношения к проекту, студии. Подобного рода кооперация, как понимаете, в первую очередь может ударить по качеству исполняемого продукта. Ну, а если "приемный ребенок" носит, стараниями вездесущих пиарщиков, еще и ореол потенциального хита, то о результатах проделанной работы можно лишь только догадываться... Впрочем, именно по такому сценарию (сначала в стенах G5 Software, а затем — воронежской Orion) шла подготовка к релизу нового российского шутера под загадочным названием Метро-2.
Back to USSR
Извилистый путь к прилавкам Метро-2 — далеко еще не самое главное в его биографии. Сюжет, а точнее, его подоплека вызовет у игрока куда больший интерес, ведь действие разворачивается на просторах советского союза, а это в нашу эпоху убер-техно триллеров и прочих набивших немалых размеров оскомину WW-экшенов, само собой уже выглядит интригующе. При всем желании довольно сложно назвать хотя бы один проект аналогичный детищу Ориона и G5 Software: на ум разве что приходит "антисоветский" Freedom Fighters от IO interactive и украинский You are Empty, еще только готовящийся удивить всех своим нестандартным видением той самой эпохи. Последний, кстати, так и вовсе пародия, трэш в самом что ни на есть хорошем (будем надеяться) смысле этого слова. Ситуация же с Метро-2 совсем иная. Разработчики решили привнести в проект толику так называемого документализма, что на первых порах, несомненно, импонирует игроку, решившему обуздать коварные планы врагов народа.
Перед глазами проносятся такие реальные московские места, как бункер Сталина, Кремль, стройка МГУ, здание на Лубянке, подземные убежища и т.д. Интересно, что большинство из них воссозданы на основе архивных данных — чертежей и фотографий, придающих предложенным локациям наиболее правдоподобный и живой вид. Так, повсюду развешены плакаты и транспаранты, вещающие со своих "красных" полотен всем известные соц. речевки, из радио доносятся знакомые мотивы в духе тех времен, ну а каждый встречный болванчик-стахановец так и норовит обозвать вас "товарищем" или чего хуже... впрочем, об этом лучше умолчим.
"Наша цель — коммунизм!"
По сюжету нам предстоит в лице рядового советского лейтенанта КГБ Глеба Суворова спасать, как вы уже, наверное, догадались, такую же советскую власть образца 1952 года и весь народ в целом от страшного заговора безнравственных военных чиновников, еще и заграбаставших в плен отца нашего Альтер эго. Понятное дело, что Глеб не согласен с таким положением дел. Преисполненный патриотизма и кровной мести, он в миг пускается во все тяжкие, дабы указать наглым путчистам их истинное место возле надгробного камня и заодно отвлечь угрозу от жизни самого Генералиссимуса. Долго думать не приходится. Уже с самых первых моментов на нас снисходят длинные свинцовые очереди, приправленные блаженной руганью супостатов в погонах. Сжав зубы и волю в кулак, быстро ретируемся с места происшествия к ближайшему лифту, дабы затем уже по коридорам секретных "архивов" уйти вглубь, под землю. Да-да, добрая половина игры происходит в антуражах станций московского метрополитена. Перед взором игрока откроются как доподлинно известные, так и секретные правительственные его "ветки". Собственно уже за названием самой игры кроется немало интересных вещей и фактов, ведь "Метро-2" — это лишь служебный псевдоним системы секретных тоннелей "Д6" (по приблизительным данным в Москве было построено более 150(!) км линий "метро-2", соединяющих между собой важные государственные объекты и несущих военно-оборонительную функцию).
От станции к станции нам предстоит нелегкое путешествие с решением знакомых головоломок по поиску злополучных ключей, тотального отстрела на вынужденных остановках представителей местного "соцзоопарка" и драйвовых забегов по платформам подвижных составов внутри (кто бы мог подумать!) тоннелей "метро-2". Так, в одном из эпизодов будет миссия по обезвреживанию бомбы, таящейся, усилиями солдат сопротивления, в одном из последних вагонов несущегося, кстати, на огромной скорости поезда. Чем-то смахивает на Soldiers of Fortune, не правда ли? Зато как весело с радостным гиканьем и табельным кортиком за пазухой методично отправлять под чеканящие такт колеса всех этих офицеров и капитанов в фуражках. Интересно, что и здесь авторы отнеслись к обмундированию своих персонажей со всей ответственностью. Каждый из них, будь то сюжетный друг или же бесхозный NPC, детально прорисован в отношении формы и знаков различия, так что определить служебный статус вашего обидчика — офицер он ГО или того же ГРУ — будет довольно просто.
Средства для умерщвления супостатов, впрочем, тоже не подкачали. В арсенале нашего героя теплятся "стволы" на любой вкус: от отечественного Пистолета Макарова (ПМ) и всем изестного АК-47 (куда же без него), до трофейного Стэн Мк-II, состоящего на вооружении английской армии и по сей день. Не обошлось и без "тяжелой артиллерии". Ближе к середине игры в арсенале Глеба появится такие весомые (в прямом смысле этого слова) "агрегаты", как ПТРС-41 (разящее в реале своей огневой мощью даже танковую броню), ДП-27 с дисковым магазином и прекрасной скорострельностью, РПГ-2, пара винтовок (СВТ-38 и СКС-45) да ручная граната в придачу. На одном из уровней приготовьтесь помахать факелом, ну, и, конечно же, предварительно смахнув скупую слезу с лица, взять в руки тот самый ППШ-41 (пистолет-пулемет Шпагина) для своих праведных целей.
Угадай кто
Горькая правда жизни состоит в том, что за всей этой казалось бы аутентичностью и документализмом скрывается еще один идейный приемник "славных" российских традиций экшенстроения. Разработчиков явно не хватило для того, чтобы избавить свое детище от большинства присущих отечественным шутерам болезней, и потому смотрятся отдельные его элементы не сказать чтобы блестяще. Так, интеллект кремниевых статистов в большинстве своем ничем не уступает развитию среднестатистического ребенка дошкольного возраста. Вражины, к сожалению, обучены лишь базовым навыкам ведения боя — увидеть что-либо оригинальное кроме неожиданных выныриваний из-за углов и монотонных перебежек от стенки к стенке (что тоже не всегда наблюдается) вряд ли на протяжении 8 часов представится возможным. Более того, некоторые из них так и вовсе "радуют" своим неувядающим чувством юмора. Каково было мое удивление увидеть в одной из комнат несколько окровавленных трупов, распластавшихся подле ног двух ученых с нордическим выражением лица, твердящих мне не отвлекать их. От чего бы это вдруг? Лишь несколько предупредительных очередей вывели их из состояния прострации, заставив занять "исходное положение". Не радует и периодическое застревание Глеба в местах, где это, казалось бы, просто невозможно. Так что, чем зря любопытствовать, лучше почаще сохраняйте свой прогресс, в противном же случае даже спасательная бригада не сможет извлечь вас из-под днища злополучного состава.
Дизайн большинства уровней (за исключением станций метрополитена) выглядит несколько однообразным. Редко в здешних интерьерах комнат и путаных коридоров можно повстречать что-либо кроме пары заурядных бочек, опостылевших ящиков и прочих известных предметов народного хозяйства. Честно говоря, скучновато было припечатывать к стенке завсегдатаев Лубянки, впервые окинув взором ее неубедительные, лишенные всякой "жизни" камеры и помещения. В принципе, не спасает ситуацию и наличие в Метро-2 всеми любимой интерактивности. А все потому, что ни о каком Hawok-веселье, виденном нами в Half-Life 2, здесь не идет и речи: создается впечатление, что все тутошние предметы, будь то оставленный на столе чайник или же взрывоопасный газовый болон, имеют идентичную массу и плотность, увлекая наш взор после пары в них выстрелов неуклюжим верчением вокруг своей оси. Единственное, что по-настоящему радует, так это прикрученная к каркасу игры rag-doll анимация. После взрывов тела супостатов смачно раскидывает в разные стороны; нашпигованные свинцом, они плавно сползают по стене, оставляя позади себя кровавые подтеки.
Выводимая на экран картинка оставляет после себя довольно-таки двойственное впечатление. С одной стороны, движок на полную катушку использует практически все новейшие технологические достижения. Тут вам и мягкие тени с детальными текстурами высокого разрешения, шейдеры (как пиксельные, так и вертексные) версии 2.0, зеркальные отражения и сдобренные великолепным бампом модели оружия. С другой же — всю эту феерию портит повсеместное засилье багов и глюков: то и дело мы являемся свидетелями необъяснимых вылетов на рабочий стол, еще более вопиющих тормозов, уж не говорю о банальных "провалах" в текстуры тушек усопших.
Тем не менее, откинув на секунду все перечисленные минусы и недостатки, играть в Метро-2 можно и, не побоюсь этого слова, нужно, хотя бы для общего ознакомления. Ведь за невнятным дизайном уровней и малость подгулявшим AI кроется крепко сбитый шутер способный отнять у вас целый вечер или два.
Оценка 7
Хит у тандема G5 Software и родителей "Чистильщика" к сожалению так и не состоялся. Зато теперь мы имеем реальный шанс с головой окунуться в ту самую, "красную" эпоху, пусть и не надолго.
Magot