Обзор Mercenaries
Платформа: PS2, Xbox
Жанр: Action
Разработчик: Pandemic Studios
Издатель: Activision
Темное, дождливое корейское небо бесстрастно наблюдало за наемником, бегущим по изуродованной бомбардировками земле. Крис поднялся на холм, достал военный бинокль и начал осматривать расположенную внизу базу. Убедившись, что его цель находится именно там, он вынул купленный на черном рынке лазерный целеуказатель и навел луч на примостившийся у самого края базы ангар. Как только голос из передатчика подтвердил наводку, Крис заскользил вниз по пологому склону, отсчитывая про себя секунды, оставшиеся до авиаудара. Едва его ноги коснулись земли, прозвучал взрыв.
Скосив очередью из автомата патрульных солдат, наемник рванул за фигуркой, бегущей от развалин ангара к вертолету. Беглец практически добежал, но Крис нажал на спусковой крючок, превратив вертолет в горящую груду металла. Затем, выкинув из подкатившей машины солдата, наемник сел за руль. Подъехав к человеку, он быстро оглушил его и, связав руки, зажег сигнальную шашку. Теперь оставалось лишь дождаться своего вертолета — и можно считать, что тридцать тысяч портретов американского президента у него в кармане. Через полсекунды сзади раздался звук разрывающих воздух лопастей, но чуткое ухо наемника сразу уловило разницу. И правда: над базой неторопливо кружили два "Каманча"...
Похоже на пересказ сцены из дорогого американского блокбастера, не так ли? А на самом деле это лишь рядовое задание из обозреваемого сегодня произведения.
Жил да был в Корее злой генерал Сонг, не человек, а, судя по имени и поступкам, просто песня. Хотелось ему только одного — объединить под своим светлым именем Северную и Южную Корею. Сказано — сделано. Организовал он свою банду, названную Deck of 52, поднял вооруженный мятеж, сместил своего отца с президентского кресла и установил в стране военную диктатуру. А от скуки стал с террористами оружием приторговывать. Но не долго такая малина длилась: поняли американцы, кто врагам мира во всем мире пушки продает, и направили свои вооруженные силы в Корею. Но и Сонг не дурак — к войне он основательно подготовился: и армию нанял, и туннелей нарыл, и баз понастроил, и даже коды к корейскому атомному оружию раздобыл. Так как дело происходит недалеко от китайских границ, добрые китайцы не могли не почтить Сонга своим присутствием, затем южные корейцы за оружие взялись, а под шумок и русская мафия в страну пробралась. В общем, начался в стране тотальный хаос и полнейшая анархия с феодальной раздробленностью впридачу. Тут бы и сбросить на них Солида Снейка или, на худой конец, Джеймса Бонда, но не судьба. Один еще из джунглей не вернулся, а второй с Доктором Ноу разбирается. Нашли тогда американцы трех отважных наемников, любезно предоставленных специализирующейся на найме организацией: один силен как T-34 и черен как ночь в Южном Централе, вторая быстра как тигр и узкоглаза как истинный самурай, а третий в оружии массового поражения искушен. С нелегкого выбора между ними и начинается игра.
Выбрав понравившегося героя и просмотрев заставку-брифинг, мы попадаем в небольшую тренировку, обучающую использовать объекты, брать оружие и прочее. Кроме пушек, мы получаем переносной компьютер, с помощью которого можем сверяться с картой, получать различные письма и торговать. Здесь же знакомимся с нашей радио-советчицей — Фионой Тейлор. Кстати, этот и все последующие диалоги различаются для каждого из героев. Далее следует еще один красивый мультик — и вот мы в игре, стоим на негостеприимной для нас корейской земле.
Графика первой бросается в глаза: сочные, хорошо анимированные модельки, погода, эффекты огня и дыма, дома, машины и все остальное превосходит даже GTA: San Andreas. И заметьте, это при практически полной разрушаемости зданий и огромной, не разделенной загрузками карте, почти не уступающей пространствам все того же San Andreas.
Столь частые сравнения с детищем Rockstar не случайны. Как и в "автоугонной" саге, мы вольны свободно перемещаться по всему театру боевых действий, лишь при желании выполняя многочисленные задания. Чтобы нам не приходилось рисковать своей жизнью, топая от одного работодателя к другому, разработчики разрешили нам экспроприировать и просто угонять военный и гражданский транспорт. Причем если, скажем, при угоне вражеского танка герой лихо запрыгивает на дуло и, пробежав по башне, угощает водителей сброшенной в люк гранатой, то при захвате аналогичной боевой единицы дружеской "организации" протагонист просто аккуратно влезает внутрь и просит водителя уступить место за рычагами. А если вам удалось незаметно пробраться в машину негативно настроенной к вам "организации", то, пока вы не покинете водительское сиденье, вас будут считать за своего, и лишь генералы смогут вас "раскусить". Правда, эта фишка работает и против вас, так что не стоит лететь к американцам на северокорейском вертолете — вместо хлеба с солью вас могут встретить салютом из "стингеров". Практически в каждой машине присутствует место для стрелка, которое может занять как сам наемник, так и подозванный с помощью гудка союзник. Позже по ходу игры в ваше распоряжение поступят не только машины, танки и БТРы, но и упомянутые выше вертолеты. В общей сложности автопарк включает более тридцати средств передвижения, так что с "колесами" проблем не возникает.
Как и с прочими припасами. Как самый предприимчивый и расчетливый народ, русские наладили целый сайт, на котором со временем и за разумные деньги можно будет купить практически все, начиная от тактического авиаудара и заканчивая боевым вертолетом с полным боезапасом и командой. Игра становится сущим раем — с деньгами проблем практически не возникает, а возможность полечиться, восполнить боезапас и вызвать нужный транспорт всегда пригодится. Конечно, чтобы жизнь медом не казалась, разработчики расставили кое-где машинки, блокирующие сигнал. При ссоре с русскими приходится платить за доступ к сайту, а вертолет, подвозящий технику и припасы, так же как и самолеты, наносящие авиаудары, иногда взрывают без всякого "money back", но особых неприятностей это не доставляет.
Пришло время поговорить о доверяемых нам миссиях. Наша основная цель — это арестовать или убить как можно больше террористов, попутно собирая информацию о местонахождении генерала Сонга. Террористы разделены на четыре подгруппы (по масти). Задача каждого из четырех эпизодов игры — нейтрализовав три именные "карты" (Король, Дама, Валет), собрать информацию о Тузе и, разобравшись с ним в специальной миссии, отбыть в следующий эпизод. Заканчиваете четыре эпизода и "договариваетесь" с Сонгом, являющимся по совместительству Тузом Пик, — конец игре. Одну из "именных" карт можно заменить "числовыми", информацию о которых вы получите после каждой выполненной миссии. При аресте жертвы можно получить больше денег, чем при убийстве, но и сделать это сложнее. Убитого террориста легко сфотографировать, а для транспортировки заключенного в места не столь отдаленные надо вызвать специальный вертолет, дотащить до него жертву и лишь после этого получить деньги. Если вызвать вертушку не получается, а денег хочется побольше, то придется кинуть заключенного в машину и отвезти его к одной из дружественных "штаб-квартир". В теории все просто, но на практике гораздо более завернуто. Чтобы получить информацию о каждой "именной" карте, необходимо выполнить весь цикл заданий (как правило, 3-4 миссии) для одной из "организаций": Южной Кореи, русской мафии, Китая или американцев. Миссии в большинстве случаев направлены против других участников конфликта. А если отношения с одной из сторон станут плохими, будьте готовы к вооруженному возмездию с их стороны. С помощью денег отношения можно улучшить, но чтобы сделать это, необходимо добраться до самого вражеского штаба и под ураганным огнем вручить деньги личному охраннику генерала.
Да и сами миссии далеко не так просты. Задания по полному уничтожению базы, защищенной танками, вооруженной до зубов охраной и парочкой вертолетов, встречаются очень часто, но это не вызывает зубовного скрежета и желания выкинуть приставку вместе со злосчастным диском в окно. Частично из–за выдающихся возможностей нашего альтер эго, без проблем принимающего на грудь два танковых залпа, частично из-за практически постоянной возможности получить необходимую поддержку, а частично из–за исключительной кинематографичности происходящего. В игре часто происходят такие ситуации, как в "Бондиане", "Матрице" и сразу всех военных фильмах, сделанных в стране вечнозеленых долларов. Главный герой способен на ходу запрыгнуть на броню падающего в пропасть танка, пробежать по ней несколько метров и, закинув в люк гранату, занять место незадачливого водителя за секунду до приземления. Или, может, вам больше по душе ловля удирающего к вертолету генерала за пару секунд до взрыва ядерного реактора, возле которого вам повезло этого генерала повстречать? В другой раз вы оказываетесь загнанным в сеть узких городских улиц и, уклонившись от очередной ракеты, слышите, как за спиной рушится высотное здание. Хотя — и это самое интересное — из–за общей нелинейности игры вы вполне можете и не увидеть большей части описанных мной событий, написав свою собственную военную хронику. Привносят дополнительную атмосферу и вставки между миссиями, оформленные в виде выпусков новостей и показывающие произошедшее с точки зрения простых обывателей.
Правда, всю эту экшен-красоту очень легко испортить, если вместо задуманной дизайнерами кровавой битвы на подступах к вражеской базе тихонько подлететь к генералу и, оглушив его, с помощью все того же вертолета отвезти к ближайшему пункту сдачи. Кстати говоря, подобных лазеек в прохождении — миллион, но к чему портить удовольствие и лишать себя изрядной доли полезного для здоровья адреналина?
Есть и дополнительные задания, получаемые при посадке в определенный транспорт или от некоторых участников конфликта. Кроме того, по карте в изобилии разбросаны разные секретные ящички, военные планы и прочее. При нахождении каждой такой радости вы получаете или возможность вызова нового вида транспорта, или щедрый денежный приз.
Чтобы вышеописанные подвиги доставили вам еще больше удовольствия, разработчики сумели написать прекрасную звуковую дорожку, состоящую в основном из красивейших симфонических композиций. Когда вы едете по изрытой траками техники земле, подернутой серой дымкой тумана или дождя, а из колонок звучит чуть печальная скрипичная мелодия, хочется на время забыть о полученном задании и, выйдя из видавшего виды пикапа, поразмышлять о вечном. Если вы помните, сходный эффект мы наблюдали во все том же GTA: San Andreas.
Конечно, есть в Mercenaries и недостатки. Несколько сюжетных неточностей, некоторая алогичность в поведении персонажей (например, они признают в вас врага только после того, как вы вычистили пару десятков вражеских солдат и взорвали несколько вражеских же зданий) и... все.
Так что если в эти весенние деньки вы еще не определились с претендентом на ваше время и деньги, то стоит обратить внимание на этот довольно интересный продукт. А мне пора, ведь над миром еще висит ядерная угроза, и без меня — никак.
Оценка: 9.
Резюме: Тот случай, когда в одной игре соединилась превосходная по меркам PS2 графика, красивая звуковая дорожка, нелинейность и интересный геймплей. Так что эту игру стоит если уж не пройти, то по крайней мере посмотреть.
Евгений Баканович