Обзор Medieval Total War

Жанр: Глобальная стратегия
Системные требования: Pentium-II 300, 64 Mb RAM, 8 Mb Video, 800 Mb Hard Disc Space, Sound Blaster compatible sound card
Итак, сегодня нашему вниманию предстанет новое творение от студии Assembly Creatures — глобальная стратегия Medieval: Total War. Игра, как легко догадаться по названию и имени разработчика, продолжает славные традиции Shogun: Total War. И надо сказать, что имени "Сегуна" создатели не посрамили.
Действие игры происходит в жестокие и кровавые времена Средневековья, а точнее — в период с 1086 г. по 1453 г., в Средиземноморье. Это было время глобальных изменений в мировой политике — государства создавались и рушились, целые народы уходили в неизвестность на протяжении жизни всего-то одного-двух поколений. Немалую роль в истории того времени играли известные исторические личности — Ричард Львиное Сердце, Фридрих Барбаросса, Жанна д'Арк, Вильям Воллес. Вам же предстоит стать одним из таких лидеров (либо вообще отыграть значительный период истории за целую династию) и провести свою страну через бесчисленные испытания.
Ну, что ж, с предысторией покончено, переходим непосредственно к игре.
С чего начинается игра? Риторический вопрос — конечно же, со вступительного ролика. А ролик нам покажет один из моментов истории тех времен — штурм крепости храбрым крестоносным войском. При этом мы увидим и полководца, и рядовых воинов, бросающихся в атаку, и осадные орудия — ролик выполнен добротно, хотя и несколько коротковат. А сразу после него мы попадем в игровое меню, которое дает нам выбор из нескольких режимов игры — и выбор этот достаточно богат. Во-первых, можно играть в глобальную кампанию, каковых три — в Раннее, Среднее и Позднее Средневековье. Соответственно, начинаются они в 1086 г., 1200 г. и 1320 г. Играя в кампанию, требуется выбрать одно из предложенных государств (которых, в отличие от той же "Европы", не так уж и много — порядка десяти) и взять бразды правления им в свои руки. Во-вторых, можно выбрать историческую кампанию, где вам не придется заниматься менеджментом провинций, а достаточно будет поучаствовать в качестве полководца в нескольких реальных битвах. Таких кампаний шесть: две по Столетней войне (за Англию и за Францию), три — по временам Крестовых походов (за Фридриха Барбароссу, Ричарда Львиное Сердце и Саладина) и одна — за Золотую Орду (от Калки до взятия Киева). Также есть вариант сыграть в какую-либо историческую битву, но выбор их небогат — всего три штуки, две из которых по войнам Англии и Шотландии (Вильям Воллес и Роберт Брюс к вашим услугам), а еще одна — предоставляет вам возможность разыграть битву при Гастингсе (1066 г.). Ну и, как положено, случайные карты. То есть все — и фанаты стратегического мышления, и гениальные тактики — найдут для себя дело по душе.
Посмотрим, что предложат нам авторы в глобальной кампании. Первым делом надо отметить, что Medieval: Total War просто обречена на сравнения с таким шедевром стратегической мысли, как Europa Universalis. От этого никуда не деться — так как в стратегической части обеих игр присутствует определенное сходство. Но есть и значительные отличия. Итак, как и в "Европе", мир в Medieval поделен на провинции. Да, здесь не присутствует мир целиком — территория игры ограничена Средиземноморьем (на севере она заканчивается где-то в районе Белого моря, на Востоке — чуть западнее Каспия). Но, как известно, в те времена на этой территории размещалось достаточное количество стран, чтобы не сделать наше существование в игре скучным. Осмотрев предлагаемую территорию, выбираем себе страну по вкусу (огорчает отсутствие Полоцкого княжества и Великого княжества Литовского в качестве одной из игровых сторон:(. Также выбираем стиль игры — завоевательный или по "достижениям".
При завоевательном стиле перед нами стоит простая и понятная задача — добиться к окончанию исторического периода доминирования своей страны в Средиземноморье. При выборе второго типа игры задачи будут несколько другими — перед нами изначально будет стоять несколько целей, которые и надо выполнить. Среди целей может быть захват определенных провинций, удержание своих и т.д. и т.п. Не правда ли, второй подход очень напоминает "Европу" (хотя там разнообразие задач было гораздо шире)?
Вот, получили мы в свои загребущие лапки страну, и что же дальше? А дальше надо осмотреться с тем, что нам предоставили. А предоставляют обычно некоторое количество провинций (в стране может быть и одна провинция — столичная). Также нам выдадут правителя с небольшим войском и некоторое количество других отрядов (опять же, зависит от того, какую страну вы выбрали перед началом игры). Игровой ход (приравненный к одному году) делится на две фазы: в первой вы отдаете своим войскам приказания, строите здания, занимаетесь дипломатией и т.д. и т.п., а во второй — все это выполняется. При этом бой, если вы лично собираетесь командовать атакой или обороной, происходит в режиме реального времени. То есть, как и в "Сегуне", перед нами сплав пошаговой и реалтаймовой стратегии. Причем по желанию можно выключить бой в реальном времени и предоставить подсчет результатов компьютеру (или играть в исторические миссии и кампании, если вам лень управлять страной).
В каждой провинции можно строить здания и войска. Зданий в игре превеликое множество. Здесь и Дворец правителя, и крепости разных уровней, и здания для улучшения войск, и многие другие постройки. В общем, всего хватает. Поначалу даже несколько страшно за это браться — так много всяких альтернатив. Но потихоньку привыкаешь и втягиваешься. Здесь сразу надо сказать, что не следует в каждой провинции строить все здания — вам просто не хватит денег на это, а деньги в игре являются основным ресурсом, без которого не построишь ни зданий, ни войск (а что это за страна, которая не сможет себя защитить в случае войны?:). Да, кстати, здания у различных культур выглядят по-разному, но часто схожи по своим функциям.
Сами здания можно разделить на несколько групп. Первая — оборонительные сооружения. Если в вашей провинции отсутствует крепость, то в случае поражения ваших войск им придется отступить в соседнюю вашу провинцию (а в случае отсутствия таковой, ваши храбрые воины просто погибнут). А крепость позволяет продержаться вашим войскам еще некоторое время (так как врагу придется ее осаждать или штурмовать), пока не подоспеет подкрепление с вашей стороны (или от союзников). Так что крепость хотя бы второго уровня должна быть в каждой провинции (никогда не знаешь, кто может стать твоим врагом). Также к крепости можно пристраивать башни, которые могут расстреливать наступающих стрелами, а впоследствии и из пушек. Наличие крепостей — это, конечно, хорошо, но неплохо бы построить и некоторые другие сооружения оборонительного характера. В первую очередь желательно создать в каждой провинции Сторожевую вышку, которая позволит "видеть" войска противника в соседних провинциях, а без нее вы сможете только на глаз прикинуть их численность (и не будете иметь ни малейшего понятия об их составе — согласитесь, 200 крестьян и 200 рыцарей — это две большие разницы:). Также можно обнести провинцию сетью сторожевых башен — и вы сможете отлавливать нежелательных гостей значительно чаще.
Следующая группа зданий — экономическая. Эти здания позволяют получить от провинции больший доход. Их необходимо строить, главное — чтобы это не шло во вред обороноспособности. Следует отметить, что основное предназначение всяческих там копей и шахт — приносить больше денег в казну. Ну и последняя группа зданий — те, которые дают нам доступ к различным видам юнитов и усовершенствованиям. Этих зданий в игре больше всего, а каждое из них еще и имеет несколько уровней развития. Здесь уже важно не переборщить и строить в каждой провинции только то, что жизненно необходимо для блага и процветания государства. Небольшое подспорье при этом вам может принести описание провинции. Дело в том, что войска определенного вида, построенные в какой-либо провинции, могут получить некоторый бонус, зачастую очень неплохой. Так что стоит специализировать такую провинцию на производстве именно этого вида войск.
С постройкой зданий разобрались, перейдем к юнитам. Юнитов в игре — тьма-тьмущая. Причем у каждой страны есть свои уникальные юниты, а набор таковых, например, у Альмохадов и Англии будет кардинально отличаться. Поэтому важно выяснить для себя, в чем же сила вашей нации и сконцентрироваться на производстве в первую очередь юнитов, которые дадут вам превосходство над другими. Помимо военных юнитов, можно также строить эмиссаров (то есть дипломатов), наемных убийц, священников различных религий (зависит от вашей государственной религии), инквизиторов и даже (!) Крестовый Поход или Джихад. Вариантов масса — и это есть хорошо.
Каждый юнит здесь характеризуется не числовыми характеристиками, а своими сильными и слабыми сторонами. Например, у него может быть сильная атака с ходу, но слабая защита, или большая сила выстрела, но маленькая скорострельность. Характеристик таких у юнита может быть достаточно много — смотрите и оценивайте. Еще у юнита есть количество воинов в нем (у королевских рыцарей это 20, а у рядовых копейщиков — 200). Ну и самое сладкое напоследок — у некоторых юнитов есть командиры. С определенным набором характеристик, которые мы и перечислим.
Итак, у командира есть Лояльность, Набожность, Командование, Ужас, Сообразительность.
Лояльность показывает то, насколько предан вам тот или иной правитель. Если его Лояльность невысока, то вражеский эмиссар сможет достаточно легко подкупить его — и вы получите вражескую армию в центре своих земель. Но не все так плохо — для поднятия Лояльности есть несколько способов. Во-первых, можно женить вашего генерала на своей дочери — и его Лояльность взовьется до небес. А во-вторых, можно пожаловать ему титул (а таковых как минимум один в каждой провинции), что также может поднять его верность вам (если у этого титула, конечно, есть такое свойство).
Набожность показывает, насколько сильно ваш генерал верит в Бога. Соответственно, более набожные генералы, если их сделать правителями провинций, обеспечат скорейшее внедрение вашей религии в провинциях с малым влиянием таковой и получат большую поддержку населения в ваших коренных землях.
Ужас — это тот страх, который ваш генерал внушит местному населению, получив под управление одну из провинций (а значит, люди там будут лучше работать и реже поднимать восстания).
Командование показывает, насколько хорошо ваш генерал будет управлять войсками во время боя, а если вы лично командуете сражением, то от Командования зависит степень воодушевления ваших войск. Надо ли говорить, что лучше всего посылать на войну армии под командованием генералов с наивысшим значением данной характеристики?
Ну и последняя характеристика — Сообразительность. Чем больше Сообразительность, тем лучше ваш генерал будет управлять вверенной ему провинцией. Так что выбирайте ребят поумнее — и вы не будете иметь недостатка в деньгах и довольных подданных. А при желании можно поднять их характеристики с помощью титулов.
Тут я уже вскользь упоминал о принцессах. В игре есть специальные юниты — принцессы и принцы. Наша задача — добиться процветания страны и династии. А для этого нужны наследники. И как легко догадаться, они не появляются из воздуха и их нельзя построить в какой-то провинции. Для появления наследника ваш правитель должен жениться. Лучше всего, конечно, жениться на принцессе другого правящего дома. Но если такой брак не состоится, то придется выбрать в невесты жену одного из ваших генералов. После свадьбы у правителя начнут появляться дети, но до их повзросления придется подождать. Зато потом у вас появится альтернатива. Если ребенок — девочка, то ее можно будет попробовать выдать за какого-нибудь принца из другой страны. Но при этом следует помнить, что если ваш правящий дом закончится, то тот, за кого вы выдали принцессу, станет претендовать на ваш трон. А из принцев можно сделать неплохих генералов. Так что дерзайте.
Ну и еще кое-что о провинциях — в них есть товары на продажу (от торговли можно получить некоторый доход), товары для производства (опять же, позволяют добавить денег в казну), в провинциях можно изменять уровень налогообложения (что может изменить уровень довольства населения). Также в каждой провинции есть некоторый риск восстания (но, в отличие от "Европы", всегда можно достаточно быстро свести его к нулю). Ну, и в каждой провинции вам покажут процент населения, исповедующий ту или иную религию (что можно менять, посылая туда священников, кардиналов, алимов и иже с ними).
Важную роль играет и дипломатия. Заключать союзы можно и нужно, но при этом также стоит хорошо подумать. Зачем вам союз с соседом, которого вы собрались поработить? Также можно подкупать вражеские (и нейтральные) крепости и армии, шпионить во вражеских провинциях (и наладить контршпионаж в своих) и убивать генералов и должностных лиц соперников. Но ключевой роли у дипломатии в игре нет, так как проект ориентирован прежде всего на завоевательную войну.
Есть в игре и события, влияющие на ход истории. При этом часть из них будет происходить каждый раз (например, восстание гуситов или написание "Декамерона" Бокаччо"), а часть — случайна, например, подарок в 1000 золотых от Папы Римского или голод в одной из провинций. Но элемент случайности — это всегда хорошо, так что принимаем с благодарностью.
А теперь переходим к не менее важной части игры — тактическому бою. Можно, конечно, предоставить подсчет результатов схватки компьютеру, но это не наш метод (иногда он такого насчитает!:(. Поэтому возьмем нелегкий труд полководца в свои руки. Те, кто провел долгие дни и ночи за "Сегуном", не увидят в концепции тактического боя практически ничего нового. Для остальных рассказываю. Есть карта местности, на которой и происходит сражение. Есть определенное количество отрядов, которые вы смогли на него привести, и отряды противника. Далее вам остается выбрать время боя (подождать, пока пройдет плохая погода или, наоборот, дождаться ее, если, к примеру, у вас в армии мало лучников, а у противника — много). Перегруппировываем свои отряды для атаки на позиции противника (или ждем его атаки, если он осаждает вашу твердыню или напал на наши миролюбивые силы) — и вперед!
Немного о тактике. Отряды можно объединять в группы. Группы и отряды можно построить по необходимому вам принципу (клином, в шеренгу и т.п.). Лучниками — обстреливать врагов. Осадные машины предназначены для штурма крепостей (а штурмовать, особенно в более поздние эпохи, вам придется немало), но из осадных орудий можно и обстреливать юниты врага. Но главное во время боя — правильно сочетать сильные стороны всех ваших отрядов. Так, конницей лучше атаковать клином и не стоит лезть своими храбрыми кавалеристами на копейщиков врага. Лучников надо беречь от вражеской пехоты и конницы и т.д., и т.п.
Немалую роль играет и рельеф местности. Можно укрыть за холмом свой отряд, а потом внезапно выскочить и ударить по врагу. С возвышенностей увеличивается и дальность стрельбы лучников. В лесах можно устраивать засады (к сожалению, спрятать отряд вашего главнокомандующего от глаз врага не представляется возможным, но иногда даже это помогает). Интереснее всего устраивать врагу маленькие Канны, а для этого игра предоставляет массу возможностей. Но о тактической части игры вам лучше меня расскажет обучение — там этому посвящено аж семь миссий (а стратегической части — всего одна, чего явно недостаточно). Пройти обучение перед игрой советую всем — очень помогает. А вообще, удачно разыграв тактический бой, можно нанести поражение противнику, в несколько раз превосходящему вас по численности!
Итак, пришла пора вынести игре вердикт. Medieval: Total War — достойное продолжение "Сегуна". Она не только полностью восприняла его идеи, но и придала им дополнительное развитие. Теперь у нас есть игра, в которой стратегическая часть лишь немного уступает Europa Universalis (а последняя, как известно, является эталоном в жанре глобальных стратегий). При этом в Medieval присутствует замечательная тактическая часть, которая заслуживает отдельной похвалы (а ведь именно возможности вести тактические битвы часто не хватало "Европе"). В сумме получился совершенно убойный коктейль, который произвел (и будет производить) фурор в игровом мире.
Достаточно сказать, что сайт www.gamespot.com, который является одним из самых авторитетных в мире сайтов по компьютерным и приставочным играм, присудил Medieval: Total War звание "игра августа". Так что все, у кого этой великолепной игры еще нет, быстренько ноги в руки — и бегом на рынок.
Morgul Angmarsky