Обзор Mass Effect: Legendary Edition

Жанр: action-RPG.
Разработчик: BioWare.
Издатель: Electronic Arts.
Платформы: ПК, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5 3570 или FX-8350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 760 с 2 ГБ или Radeon 7970, 120 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i7 7700 или Ryzen 7 3700X, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1070 с 4 ГБ или Radeon Vega 56.
Возрастной рейтинг: 17+.
Релиз Mass Effect в 2007 году ознаменовал отход BioWare от классических ролевых игр в сторону action-RPG. Да, в дальнейшем выходила великолепная Dragon Age: Origins, однако глобальный тренд наметился. Отсюда и критика со стороны матерых ролевиков. Но если воспринимать ролевую игру как произведение с мощной сюжетной составляющей, где присутствует вариативность, свобода выбора и мощный отыгрыш роли, то перед нами один из лучших представителей жанра.
Я проходил всю трилогию в 2013-м, когда уже вышла третья часть и все дополнения к ней. Это позволило с головой погрузиться в космическую сагу на 100+ часов. Вспоминается необычная атмосфера оригинала с постоянным чувством тревоги и непредсказуемым развитием событий. Сиквел же – просто лучшая action-RPG на космическую тематику в истории! Знаменитая миссия в финале, где учитывались ваши предыдущие взаимоотношения с командой, могла развиваться по десяткам сценариев. От внимательности игрока действительно зависело, кто в итоге останется жив.
Триквел же был неоднозначно принят игроками. Сама Mass Effect 3 получилась добротной, с интересными квестами и колоритными персонажами. В ней мы наглядно видели, как действия отражались на событиях при переносе сохранений. Например, если в первой части освободить царицу расы рахни, в третьей она окажет вам помощь. В противном случае наши враги выведут ее клона, который предаст капитана Шепарда. Спойлер несущественный, а таких эпизодов множество. Поэтому при первом прохождении приготовьтесь к непредсказуемым последствиям и старайтесь выполнять персональные квесты соратников.
Главная же претензия касалась сумбурной и скомканной концовки, не соответствующей первоначальному видению сценариста Дрю Карпишина. Финалы различались цветовым фильтром, что стало сетевым мемом. Позднее BioWare извинилась перед фанатами, выпустив бесплатное дополнение Extended Cut. В нем добавили множество срежиссированных сценок, лучше раскрывавших судьбы героев и всей галактики в целом. Появился и четвертый финал, однако общий осадок остался. Авторов можно понять: свести воедино сотни сюжетных нитей было практически невозможно. Но в Dragon Age с этим справились лучше.
Знаменитое колесо диалогов, в дальнейшем использовавшееся во всех RPG от BioWare, впервые появилось именно здесь. Общаться предстоит много, ролевая составляющая проработана с умом, а отыгрыш «доброго или злого полицейского» мотивирует к повторному прохождению. И неоднократному! Разработчики с нуля создали потрясающей глубины вселенную, масштабностью сопоставимую со Star Trek, «Звездными войнами» или Battlestar Galactica. Если вы играли только в «Андромеду», теперь сможете понять, почему фанаты трилогии от души ее ненавидят. Что же получилось в «Легендарном издании»?
Наибольшие изменения затронули оригинал, устаревший сильнее всего. Интерфейс в него перекочевал из второй части, как и баллистика стрельбы. Переработали управление планетарным вездеходом «Мако», который ранее вел себя непредсказуемым образом. Теперь управлять транспортом (а геймплей на нем занимает добрую треть хронометража) стало в разы комфортнее. Разрешение текстур с помощью нейросетей увеличили до 4K, а многие из них взяли из триквела. Особенно разительные изменения наблюдаем на стартовой планете Иден Прайм. Мне правки понравились, поскольку новая цветокоррекция лучше соответствует современным стандартам кинематографа и игровых AAA-блокбастеров. Переработали карту освещения, добавили шейдеры, отражения от поверхностей, эффекты частиц.
С другой стороны, анимацию не трогали вообще, поэтому дергающиеся персонажи отсылают к эпохе седьмого поколения консолей. Первая Mass Effect создавалась для Xbox 360, затем ее портировали на PS3 и ПК. Приходилось идти на компромиссы, дабы уложиться в скромные технические возможности третьей «Плойки» на базе процессора Cell. Теперь же плавный фреймрейт в 60 FPS есть на всех платформах, да и надоедливые поездки на лифте Цитадели, маскировавшие загрузку локаций, остались в прошлом. Их можно пропускать, однако тогда вы не услышите забавные новостные сводки, крутящиеся в фоне. Упомяну и достойный фоторежим с разнообразными фильтрами и простейшим инструментарием для редактирования снимков.
Игры запускаются через единый лаунчер, да и перенос сохранений теперь упрощается. К сожалению, без танцев с бубном невозможно запустить оригинал с английской озвучкой и русскими субтитрами: переключение языка влияет сразу и на голосовые реплики, и на текст. В итоге получаем, что при выборе RU-версии Mass Effect 1 запускается в «Золотом издании», где актеры вообще не попадают ни в характер персонажей, ни в контекст, а фразы изобилуют избыточной ерундой. На ПК проблема решается закидыванием в директорию с игрой специального файла. Увы, консольные геймеры вынуждены страдать либо играть на английском. Благо сиквел и триквел переведены исключительно субтитрами.
Несомненный плюс Mass Effect: Legendary Edition в наличии всех дополнений для трех частей, за исключением Pinnacle Station, исходники которого безвозвратно утеряны. Новичкам можно лишь позавидовать, поскольку в аддонах полно важных сюжетных эпизодов. Особенно это касается третьей части, где появляются новые герои и локации. Вспоминается контент в DLC «Левиафан» и «Цитадель», существенно расширяющий вселенную. Он лучше раскрывает персонажей и позволяет проникнуться их историями перед финальным сражением со Жнецами. Чего стоит хотя бы масштабная вечеринка с участием выживших героев, где мы целый час наслаждаемся миролюбивым общением, распиваем напитки в корпоративной квартире Шепарда, отмачиваем шутки и делаем совместное фото перед драматичной развязкой событий. Нигде больше в играх не встречал столь душевных и запоминающихся сценок.
Противоречивым выглядит переделанный дизайн отдельных персонажей. Например, капитан Андерсон скорее похож на тряпичную куклу, а не живого человека. А Эшли Уильямс теперь напоминает актрису из фильмов для взрослых, но никак не талантливого бойца Альянса. Но все это скорее придирки, о которых новички не догадаются, а ветераны серии вспомнят лишь при прямом сравнении. Мультиплеера нет, но разработчики подтвердили, что могут его вернуть в будущем. Все зависит от того, окупится ли переиздание.
Радости:
- Поддержка разрешения 4K при 60 FPS
- Весь контент в одном месте
- Пропускаемые поездки на лифте
- Переработанный интерфейс в ME1
- Комфортная езда на M35 «Мако»
- Фоторежим и редактор протагониста
- Процент готовности галактики в ME3 не привязан к сетевой игре (ее вырезали)
Гадости:
- В ME1 нельзя поставить русские субтитры и английскую озвучку
- Кривоватую анимацию не прокачали
- Спорная переработка дизайна героев
- Отсутствие мультиплеера
Оценка переиздания: 7,0
Вывод:
Ремастер Mass Effect: Legendary Edition вышел неоднозначным, но лучшей космической трилогии, сочетающей RPG и экшен, попросту не найти. На ПК даже с фанатскими модификациями не получится достичь такого результата, поскольку первая часть изменилась существенно. Во второй и третьей же все ограничивается ленивыми косметическими правками. Завидую тем, кто пройдет феерическую по своему размаху историю впервые. Галактика ждет, капитан!
Обзор написан по версии игры для ПК
Альберт Сипов