Обзор Mars Horizon
Жанр: стратегия.
Разработчик: Auroch Digital.
Издатель: The Irregular Corporation.
Платформа: ПК, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch.
Минимальные системные требования: Win 7 64, двуядерный процессор AMD или Intel с частотой от 2 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GT 740 с 2 ГБ или Radeon HD 5770, 4 ГБ на жестком диске.
Возрастной рейтинг: 10+.
До пилотируемых полетов SpaceX на Марс (хотя бы в рамках доставки грузов) остается 2–3 года минимум, ну а вероятность слетать туда самостоятельно еще долго будет фантастической. К счастью, видеоигры помогают почувствовать себя Илоном Маском как в шлеме виртуальной реальности, так и без него. Симуляторов инженера космических ракет за последние годы выходило немало. Самым известным остается Kerbal Space Program, вторая часть которого сейчас находится в разработке. Однако студия Auroch Digital пошла дальше, сделав в Mars Horizon ставку не на конструирование, а на менеджмент. Проект создавался при участии Европейского космического агентства, что должно было гарантировать более-менее достоверный процесс запуска спутников и пилотируемых аппаратов.
Само ЕКА в игре присутствует в качестве играбельной фракции, но на выбор представлены и другие: NASA, СССР (объединена с Россией), национальные агентства Китая и Японии. Концепция космической гонки и непрерывного соперничества между державами добавляет интриги. В отличие от KSP, где ставка делалась именно на конструирование ракет с учетом законов физики, здесь вы именно глава корпорации, взявший бразды правления в 1957 году и сохраняющий пост десятилетиями.
Непосредственным конструированием занимается ИИ, а игрок подбирает параметры, отслеживает шансы на успешный запуск, утверждает его в благоприятную погоду и анализирует результаты. Можно установить обычный модуль связи или заменить его на улучшенный, однако досконально просчитывать изменение веса конструкции в граммах не нужно. Строим космодромы, исследуем новые технологии, запускаем искусственные спутники, животных и человека, выводим на орбиту огромные станции, сажаем лунные модули… Конечная цель – это пилотируемый полет на Марс. На действие уходит от одного внутриигрового месяца, за который конкуренты способны развиться либо отстать. На общем графике удобно отслеживать, чем именно занимаются остальные фракции, поскольку ваши цели не всегда совпадают. Например, китайцы отправляют в космос собак, японцы лезут на Луну, а наш космонавт жестко приземлился в капсуле и теперь пролежит в госпитале три месяца.
Если мы играем за Советский Союз, то логично, что враждебные отношения сохраняются с США, дружеские с Китаем, нейтральные с Европой и Японией. В остальном различия определяются стартовыми бонусами, а геймплей идентичен. Периодически нам предлагают заключать соглашения об использовании технологий и распределении околоземного пространства во благо интересов человечества. Или журналисты решат снять документальный фильм о нашей работе, что может раскрыть часть технологий противнику, но улучшит имидж организации.
Кампания делится на этапы (основные миссии) и запросы (побочные задания). В первом случае мы последовательно осваиваем эпохи от запуска искусственного спутника Земли до полноценной экспедиции на Марс. В дополнительных же квестах, например, Политбюро потребует довести определенные статистические показатели до нужного уровня. Вряд ли в 50-е такие поручения были опциональными, но расстреливать конструктора-неудачника, бездарно растратившего бюджет, в игре уж точно никто не станет. Допустить фатальные ошибки тяжело, да и быть первым в гонке не обязательная цель. Если неправильно распределять средства, на их восполнение уйдет больше времени. Придется долго перематывать месяцы. Параллельно в СМИ появятся негативные публикации о вашей деятельности, но это не критично.
Условно прохождение делится на три стадии: раннюю (до пилотируемого полета на Луну), среднюю (четвертая эпоха с отправкой Вояджеров на Марс) и эндгейм (гонка за первенство в освоении Красной планеты). Суммарно на это уйдет часов 30. В середине геймплей проседает из-за обилия рутинных действий, но ближе к финалу вновь становится интересно. Интерфейс требует привыкания и не слишком интуитивен, а обучающие тексты вываливают пачкой. В результате через час или два забываешь, где именно находится нужная опция. Дойдя до пилотируемых полетов, мы начинаем рекрутировать космонавтов. У них есть собственные характеристики, влияющие на успешность полета. Однако я не заметил, чтобы по мере набора опыта эти ребята лучше выполняли работу.
Искусственный интеллект безбожно читерит. Вначале одна из конкурирующих фракций может отставать от вас, а затем резко вырывается вперед. Эксперименты сообщества показали, что и финансирование у ИИ безграничное, поэтому выставлять максимальную сложность бессмысленно. Как иначе объяснить, что Советский Союз в сжатые сроки умудряется запустить огромных размеров космическую станцию, требующую астрономических финансовых вливаний? Игроку же предстоит копить на такую постройку очень долго. Зато формально соблюдаются те же условия. Для каждого пуска предусмотрено оптимальное окно и другие даты, в которых вероятность успешного старта снижается. Вот и компьютерный оппонент может совершать ошибки, проваливая важные старты.
Управление полетом отсутствует, хотя такой режим не помешал бы. Каждый запуск, посадка или стыковка сопровождается эффектной анимацией. К сожалению, отдельной демонстрации всевозможных неисправностей не предусмотрено, поэтому о многих инцидентах Mars Horizon рассказывает только в текстовом описании. А жаль, хотелось увидеть взрыв отделившейся ступени под грустный OST. Еще на околоземной орбите встречается мини-игра по сбору ресурсов, реализованная скучно и быстро надоедающая.
Главная же моя претензия сродни XCOM 2: теория вероятности влияет на успех не меньше, чем грамотное планирование. Первые пять пусков на новом этапе часто оказываются провальными, затем шансы постепенно возрастают. Но они все равно остаются процентными, поэтому провал при 90 % вероятности успеха не исключен. Самые дотошные игроки предпочтут через save-load избегать неудачи, что противоречит самой концепции игры.
В плюсы запишу и встроенную Википедию, постепенно дополняющуюся реальными историческими фактами и стильными иллюстрациями вперемешку с фотоснимками. Музыкальное сопровождение варьируется от тревожного эмбиента до симфонической музыки, создающей меланхоличное настроение для неспешного геймплея. Не торопитесь, чашечка горячего чая в руке и ленивое переключение вкладок с графиками поможет скрасить холодные зимние вечера.
Радости:
- Альтернативная история космонавтики
- Анимация запусков и графика в целом
- Обширная энциклопедия
- Идеально подобранная музыка
Гадости:
- Минимальные различия между фракциями
- Специфический интерфейс
- ИИ читерит
Оценка: 8,0
Вывод:
Отличный способ почувствовать себя корпоративным лидером, принимающим ключевые решения, но не участвующим в дотошном проектировании спутников и ракет. Не лишена минусов, но удачно занимает нишу между аркадами и серьезными симуляторами.
Обзор написан по версии игры для Nintendo Switch
Альберт Сипов