Обзор Let it Die
Разработчик: Grasshopper Manufacture.
Издатель: GungHo Online Entertainment.
Жанр: экшен.
Платформы: PlayStation 4.
Возрастной рейтинг: 17+.
На Е3 2014 небезызвестная студия Grasshopper Manufacture — авторы Killer7, No More Heroes и Lollipop Chainsaw — анонсировала свою новую разработку: PS4-эсклюзив Let it Die. Чем именно на выходе окажется игра, не было понятно до самого ее релиза, однако новый проект от безумных японцев вызывал неподдельный интерес и был крайне ожидаемым. Поэтому когда в декабре 2016 года Let it Die неожиданно появилась в PS Store совершенно бесплатно, не поиграть в нее было нельзя. Получилось ли у культового Гоити Суды и его команды порадовать своих фанатов очередной порцией здорового азиатского сумасшествия? Давайте разбираться!
Вавилонская башня… наоборот
Ночь. Токийское метро. На безымянную станцию прибывает электропоезд. В вагоне — мужские и женские бездыханные тела, которые можно оживлять с помощью передовых технологий. За один из этих хладных трупов нам и предстоит начать игру. Выбрав подопечного, мы в одних трусах (или в трусах и майке, если играете за девушку) покидаем красивую футуристическую платформу, поднимаемся по лестнице и оказываемся в жутковатом коридоре, с другого конца которого раздаются душераздирающие крики. Двигаемся вперед. По стенам размазана кровь и человеческие отходы, в углах плесень и грибы, на замках дверей висят цепи, а на решетках — колючая проволока. Добравшись до следующей комнаты, находим источник ужасных звуков: один сумасшедший расчленяет другого. Безумец тут же теряет интерес к своей жертве и обращает все свое внимание на нас. Голыми руками мы кое-как отбиваемся от противника и продолжаем наш путь. Путь, к сожалению, короткий. Через пару минут нас убьют, запустится кат-сцена, а игра сломает четвертую стену.
В себя мы приходим в компьютерном клубе. Перед нами восседает дядюшка Смерть — ключевой NPC в маске смерти и рейв-очках — и предлагает сыграть на новой супервинтажной (игры запускаются с музыкальных пластинок) консоли Death Drive 128 в лучшую видеоигру на свете — Let it Die.
Программа загружается, и голос Марка Хэмилла вещает, что на дворе 2026 год. Южный Токио — единственный во всем мире клочок земли, уцелевший после серии глобальных природных катаклизмов, в результате которых центральная часть города превратилась в гигантское строение — Башню Рогов. На ее вершине, согласно легенде, хранится то ли ключ к спасению человечества, то ли несметные богатства. Наша задача — добраться до последнего этажа и получить заветный приз.
Сюжет в игре состоит из двух составляющих: пассивной и активной. Пассивная — компьютерный клуб и мы в роли геймера. Активная — мы управляем аватаром этого самого геймера в игре Let it Die и пробиваем себе путь к вершине Башни Рогов. На первый взгляд ничего сложного, однако в какой-то момент грань между двумя мирами Let it Die начинает стираться, герои одного мира проникают в другой и наоборот, а ты сидишь перед экраном телевизора и не понимаешь, что за чертовщина вообще здесь происходит. В общем, «welcome to hell».
Сложно сказать, что именно служило вдохновением для Суды и Хидеюки Шина (руководителя разработки) при создании Let it Die, но наличие отсылок к Вавилонской башне и ее истории не заметить сложно: природный катаклизм и гигантское строение, достигающее небес, мифические тайны и людская разобщенность. Даже обложка Let it Die явно срисована с картины Питера Брейгеля. Но это лишь фасад, за которым скрыто другое, не менее знаменитое полотно — «Карта Ада» Боттичелли. Если рассматривать карту Let it Die, то можно заметить, что чем выше мы поднимаемся, тем обширнее становятся лабиринты башни, а каждые следующие 10 этажей — новый круг местной «преисподней» с новыми врагами, новыми вызовами и новой порцией безумия.
Башня неприкаянных душ
Номинально Let it Die — это еще одна попытка создать игру на основе механики Demon’s Souls. Мы бегаем по Башне Рогов, которая поделена на уровни-этажи. Каждый этаж — лабиринт с несколькими точками входа и выхода, часть из которых открывается по мере прохождения игры. По этим этажам бродят бездомные, сумасшедшие, наркоманы и убийцы, а коридоры башни патрулируют летающие роботы. Через каждые 3-4 уровня мы сталкиваемся с боссами (гигантскими монстрами, собранными из кусочков человеческой плоти) и периодически натыкаемся на «хейтеров» — аватаров других игроков под управлением искусственного интеллекта. Чуть позже к врагам добавляются еще и ловушки. В общем, погибнуть в Let it Die можно на раз-два.
Умерев, мы оказываемся в хабе, где нам предстоит выбрать себе другого аватара. Если наш новый подопечный сможет добраться до нашего предыдущего аватара и победить его, то прошлая инкарнация вернется на нашу базу и через определенный период времени снова станет доступна для использования. Слегка измененная механика Demon’s Souls в деле, однако в легких изменениях и проявляется принципиальное отличие игры Grasshopper Manufacture от проектов FromSoftware. Если у вас достаточно внутриигровой валюты, то вы можете «занести» денег и просто выкупить ваш труп обратно. Неплохо? Но это еще не все! Помимо основной валюты (золота) в игре есть и другой предмет для торга — черепки, которые вы получаете за выполнение квестов и убийство боссов. Вот эти самые черепки позволяют воскрешать ваш аватар сразу же после его смерти. Только представьте: деретесь вы с боссом, отняли у него половину жизней и по неосторожности погибли. Однако вместо того чтобы отправить вас к начальной точке, игра в лице милой девушки-хостес с нежным голосом предложит вам воспользоваться черепком, воскреснуть, полностью восстановив здоровье, и продолжить игру ровно с того момента, на котором вы окочурились.
Читерство, скажут некоторые. И отчасти они будут правы. Умирать в Let it Die приходится часто, а получать черепки очень непросто. Здесь и проявляется главный недостаток проекта: его модель распространения. Дело в том, что Let it Die — это free-to-play игра с необязательным донатом. За настоящие деньги здесь можно покупать эти самые черепки, «бесплатный» и комфортабельный лифт с красавицей лифтершей и другие несущественные, но крайне приятные плюшки. Не сказать, что в игру необходимо вливать много реальных денег, но для многих это способно существенно облегчить прохождение Let it Die.
К слову, от игр серии Souls новый проект Суды позаимствовал еще боевую систему, основанную на принципе удар-перекат и жестких таймингах. И хотя паттернов атак у врагов не так много, группа вооруженных противников вполне может подпортить герою жизнь.
Убежище
Еще один важный элемент игры — хаб. Отсюда ходит лифт на другие этажи (за внутриигровое золото), здесь есть «кузнец», которому мы скидываем чертежи для нового оружия, стриптизерша, набивающая нам татушки-перки (усиленное здоровье, атака и прочее) и морозильная камера с нашими аватарами. Собственно, морозильник — самое ценное, что есть в этом Богом забытом месте.
В Let it Die присутствует асинхронный мультиплеер, который реализован не только в появлении врагов-хейтеров. Так, другие игроки могут отправлять свои свободные аватары в атаку на чужие базы, чтобы красть чужие ресурсы и похищать чужие аватары. К слову, если игроку удастся взять в заложники чужой аватар и затем запереть его в туалете на своей базе, то последний со временем начнет разлагаться и приносить дополнительные ресурсы. В общем, немного странно и, простите, очень забавно. Впрочем, как и всегда у Суды и его безумной команды.
Радости:
- Геймплей.
- Персонажи.
- Атмосфера.
- Саундтрек.
Гадости:
- Монетизация.
Вывод:
Оценка: 8,0.
Let it Die вбирает в себя все лучшее, что породила японская игровая индустрия. Башня Рогов навевает воспоминания о Silent Hill, оттуда же будто бы перекочевала часть оригинальной музыки (композитором игры выступил Акира Ямаока), которую приправили японским металлом. Местный бестиарий вызывает стойкие ассоциации с Resident Evil. Менеджмент базы достался в наследство от последнего Metal Gear Solid, а геймплей позаимствован у Souls-игр. Хромает во всем этом только баланс: некоторые игровые механики явно были введены в игру для того, чтобы выжимать из пользователей побольше реальных денег. Хотя в случае с Let it Die очень хотелось бы просто купить диск за 50 долларов и радоваться классной проработанной игре.
Максим Данилюк